Святые апостолы предстают пред нами в песнопениях как «самовидцы и слуги Слова» [45] «… и проповедники» [46], как «свидетели Слова воплощения» [47].
Им были открыты тайны: «великих тайн Божиих служителие…», «Служитель Христовых тайн» [48].
Они избраны Самим Господом: «Христовы ученицы богозвании», «лик богоизбранный» [49], «избра вас ученики, Его Божество проповедати всем языкам» [50].
Им были даны особые дары: «всякое изобилие благих тебе Христос даровав, верх Божественных дарований, апостоле…» [51].
Через них благодать исцеляла и изгоняла бесов: «Тебе божественных чудес самоделателя Спас показа, дав власть тебе действом Своея благости» [52]. «благодать исцелений приимше» [53], «приял еси, апостоле, над демоны непобедимую власть и силу» [54].
Апостолы прежде всего имели праведную жизнь: «Ум чистый имеяй к Богу во светлости, сердце чисто стяжал еси» [55]. «Весь Богу возложен, Тому срастворился еси» [56].
В них дается пример непоколебимой верности Христу: «в Христовы язвы желающее облещися, подобницы страстей Его явилися есте» [57].
|
|
Иконография [58]
Стоит сказать, что апостолов обычно изображают со свитками или книгой в форме кодекса, а также с нимбами вокруг головы; одеждой апостолов является хитон и гиматий. Апостола Петра обычно изображают на иконах со связкой ключей, которая означает духовную власть вязать и решить, которая сначала дана была Апостолу Петру, а потом и другим Апостолам[59]. Иконы четырех евангелистов всегда помещают на царских вратах, а также на напрестольном Евангелии[60]. Иконография равноапостольных схожа с апостольской, но может быть отличие в изображении одежды характерной для соответствующего времени. Часто в их иконографии присутствует изображение креста, который символизирует «крещение и спасения от вечной смерти».
Мученики