Житийный канон

Житие святого является его словесной иконой, идеальным образом. При прославлении святого составляется житие, пишется икона и служба. Житийный канон, как считается сложился к XII веку. Агиографический канон предполагает определенные правила, которыми и руководствуется духовный писатель[24]. Сразу стоит сказать, что житие имеет нравственно-назидательный характер, а не исторический или психологический и описывает «не столько внешние факты биографии, сколько идеальный образ святого». Для каждого лика святых существуют различные житийные каноны. Житие, как правило, «изображает человека в его святости», поэтому там нет упоминаний об ошибках подвижника, оно изображает уже итог его подвижнической деятельности[25]. Но из этого правила бывают исключения, когда житие описывает грехи святого, в основном те, которые были до обращения на путь подвижничества. В некоторых житиях показываются немощи, уныние и падения, что делается исключительно с назидательной целью[26]. Житие органично входило в богослужение вместе с песнопениями и чтениями из Ветхого и Нового Завета, чем обуславливается его написание на славянском языке[27].

Пастырский аспект - преемство святости

Господь судил, чтобы люди учились от людей» – преемство

Человеку, двигающемуся по духовному пути, нужен руководитель, тот кто поведет его за собой, «спутник и проводник», который укажет верный путь и поможет избежать разных ошибок и падений. Им собственно и является духовник, духовный отец[28]. Подобно тому, как Сын явил в мире Отца, апостолы, а за ними и пастыри должны являть собой Христа[29], т.е. апостолов Господь призвал следовать Его примеру, и апостолы призывали верных следовать Христу, сами видимо являя данный пример, а так в свою очередь и пастыри[30].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: