Государственное регулирование безработицы на примере Ярославской области

Для рассмотрения мер государственного регулирования безработицы нам бы хотелось в первую очередь рассмотреть численность безработных в Ярославской области.

Так, по состоянию на 01.06.2014г. численность безработных, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости области, составила 9221 чел., снизившись по сравнению с аналогичной датой 2013 года на 1,4 тыс. чел. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,4% к численности экономически активного населения (на 01.06.2013 он составлял 1,6%). На одну вакансию претендовали 0,6 чел. (на 01.06.2013 – 0,7 чел.)[19].

В течение января-мая 2014г. года:

- при содействии органов службы занятости трудоустроено 7723 чел.;

- в общественных работах приняли участие 1463 чел.;

- на профессиональное обучение направлено 1034 безработных граждан[20].

Кроме того, 102 женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, состоящие в трудовых отношениях и планирующие возвращение к трудовой деятельности, приступили к профессиональному обучению с целью повышения своей квалификации.

По состоянию на 01.06.2014г. органы службы занятости располагали 17633 вакансиями, из них 77,6% - относятся к рабочим профессиям. 9,8% - вакансии для временного трудоустройства.

Наибольшим спросом работодателей пользуются следующие профессии:
- для рабочих: водитель, каменщик, маляр, штукатур, плиточник - облицовщик, бетонщик, арматурщик, токарь, плотник, слесарь-ремонтник, повар, швея, продавец, дворник, кухонный рабочий, санитарка, уборщик, грузчик, подсобный рабочий;

- для специалистов: инженер по различным видам деятельности, врач, воспитатель, медицинская сестра, менеджер[21].

В рамках региональной программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения Ярославской области на 2013 - 2015 годы в течение 2014 года планируется трудоустройство 151 незанятого инвалида на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Общий объем финансирования Программы в 2014 году – 10464,3 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета – 9151,1 тыс. рублей.

По состоянию на 01.05.2014г. заключены договоры с 29 организациями области о создании 34 оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства 34 инвалидов. Объем средств по заключенным договорам составил 2356,2 тыс. рублей.

Фактически созданы 18 оборудованных (оснащенных) рабочих мест, на которые трудоустроены 18 незанятых инвалидов. Объем кассовых расходов составил 1108,8 тыс. руб., в т. ч. из средств федерального бюджета - 970,2 тыс. рублей.

Законодательство России о занятости населения[22] предусматривает широкий перечень гарантий в сфере защиты от безработицы, в том числе содействие гражданам в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, а также осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости. Кроме того, обеспечиваются дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

На уровне Ярославской области в настоящее время действует ряд региональных Программ. Так, 30 января 2013 г. Постановлением Правительства Ярославской области утверждена региональная Программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения Ярославской области на 2013 - 2015 годы[23], в соответствии с которой осуществляется надзор за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Все государственные услуги предоставляются бесплатно. В рамках административных регламентов граждане имеют право на обжалование в досудебном порядке действий или бездействий, решений, принятых органами службы занятости. Кроме того, за защитой своих прав они могут обратиться в судебные органы. Таким образом, на сегодняшний день реализуется широкий комплекс мер по защите прав граждан в сфере содействия трудоустройству.

Ярославская область не относится к регионам с напряженной ситуацией на рынке труда. Однако в целях создания условий для повышения занятости таких категорий граждан, как многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, незанятые инвалиды, действует региональная адресная программа дополнительных мероприятий на рынке труда Ярославской области на 2014 год.

Таким образом, хочется отметить об ожидаемых конечных результатах программы: трудоустройство на оборудованные рабочие места 100 инвалидов, 17 многодетных родителей, 10 родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Общий объем финансирования программы – 5,810 млн. рублей, в том числе субсидия федерального бюджета – 5,51 млн. рублей, средства областного бюджета – 300 тыс. рублей.

Поскольку ситуация на рынке труда напрямую зависит от состояния экономики, то положительные или отрицательные изменения социально-экономической ситуации, замедление или ускорение темпов экономического роста неизбежно отражаются и на состоянии рынка труда региона. Мониторинг ситуации на рынке труда выявил ежегодный сезонный рост уровня регистрируемой безработицы в октябре – декабре. Ожидаемый уровень регистрируемой безработицы в области на конец 2014 года – не выше 2 % к численности экономически активного населения.

По оценке Владимира Захарова, руководителя Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области, в 2014 году безработица будет постепенно снижаться, хотя это снижение будет не таким стремительным, как в предыдущие годы. Уровень безработицы на конец года не превысит 1,7 %[24].

14.01.2009г. Постановлением Правительства Ярославской области № 1-п была утверждена Областная целевая программа «Обеспечение мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области» на 2009 год. Целью Программы является снижение напряженности на рынке труда области. Достижение цели предполагает решение следующих задач:

- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся по риском увольнения;

- стимулирование сохранения и создания рабочих мест;

- развитие территориальной трудовой мобильности;

- расширение сферы занятости.

В рамках указанной Программы, которая действует и в настоящее время, служба занятости Ярославской области реализует специальную программу для безработных.

За последние пять лет интерес к этому виду деятельности у граждан вырос. Если в 2008 году содействием службы занятости при организации собственного дела воспользовались всего лишь 24 человека, получив компенсацию затраченных средств на общую сумму 52,1 тыс. рублей, то уже в 2009-м в данной программе участвовали 363 безработных гражданина, в 2010-м – 1620, в 2013-м – 1020. Конечно, в определенной мере повышению интереса способствовало увеличение финансовых средств, выделяемых гражданам на организацию собственного дела, до 58,8 тыс. рублей на человека. Кроме этого, начинающим предпринимателям выделялись средства на создание рабочих мест, и в 2010 – 2013 годах ими было создано 635 дополнительных рабочих мест.

В 2013 году содействием службы занятости по данному направлению воспользовалось 160 граждан из запланированных 329, им выделена финансовая помощь в размере 50 тыс. рублей на человека. В основном граждане организуют свой бизнес в сфере сельского хозяйства (36 %), обрабатывающих производств (15 %), занимаются предоставлением персональных услуг населению (22 %)[25].

Для повышения доступности и качества оказываемых услуг гражданам в области содействия занятости населения в Ярославском регионе, в том числе проживающим в отдаленных населенных пунктах, работают мобильные центры службы занятости. В настоящее время их насчитывается 11 (центры занятости городов Ярославля, Переславля-Залесского, Рыбинска; Тутаевского, Даниловского, Ростовского, Угличского, Гаврилов-Ямского, Некрасовского, Первомайского и Мышкинского районов).

Для России актуальной остается проблема сохранения кадрового потенциала, особенно среди женщин, она требует определенных мер со стороны государства.

Подводя итоги, необходимо отметить, что служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний - одни из основных направлений службы занятости по работе с безработными. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь безработным, включающая в себя: консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и психотерапию.

Таким образом, наиболее эффективен со стороны государства комплексный подход к решению проблем занятости и безработицы с учетом экономических и социальных факторов, способствующих обеспечению занятости населения в соответствии с потребностями рынка труда.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: