Золотов Серафим Алексеевич

(зам. председателя Объединения организаций профсоюзов

в Республике Карелия)

Выпускная работа на тему:

«Региональное соглашение: роль, содержание, механизм реализации, контроль за исполнением»

В республике Карелия переход к рыночным отношениям отражает общероссийские закономерности и противоречия.

Анализ социально-экономических процессов показывает, что Республика находилась в более глубоком кризисе реального сектора по сравнению со среднероссийским уровнем, с более низким уровнем производства и использования хозяйственного потенциала.

Только в 1998 году в РК была разработана реально выполнимая концепция социально-экономического развития на период до 2010 года.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что система социального партнёрства в Республике есть и работает, одним из звеньев которой является региональное Соглашение.

Заключая региональное Соглашение, Правительство Карелии серьёзное внимание обращает на выполнение обязательств работодателей и профсоюзов по заключению коллективных договоров и региональных соглашений. Следует отметить, что если количество заключённых коллективных договоров из года в год возрастает, то количество территориальных соглашений практически не растёт. Причина такого положения в том, что союз работодателей не работает в районах по их созданию.

Как в целом в России отношение к профсоюзам и колдоговорам в Республике разделило работодателей на два лагеря.

В одном – цивилизованные промышленники и предприниматели. Их отличает чёткое осознание своей выгоды в социальном партнёрстве как важном средстве достижения стабильности на своём предприятии. Отсюда забота о сохранении квалифицированных кадров и создание нормальных условий для их труда.

В другом – нецивилизованные предприниматели, которые не уяснили, что бесправный работник хорошо работать не может. В этом лагере бизнесмены-временщики, думающие лишь о получении сиюминутной личной выгоды, воротилы теневой экономики, для которых всякая нестабильность – питательная среда.

Профсоюзам предстоит ещё многое сделать для того, чтобы наше территориальное Соглашение, которое существует в Республике уже более 10 лет, действительно, а не формально являлось основой и точкой отсчёта при заключении соглашений отраслевого и муниципального уровней и коллективных договоров.

Одной из причин недостаточной эффективности Соглашения является то, что Правительство Карелии не стало ещё настоящим регулятором взаимоотношений между работодателями и представителями работников – профсоюзами. Но, благодаря напористой и целенаправленной политике профсоюзов, всё чаще включается в конфликтные ситуации, возникающие между работодателями и профсоюзами, стараясь не допустить социального взрыва, причём на стороне профсоюзов.

При подготовке соглашения необходимо особое внимание уделять конкретизации взятых на себя обязательств сторонами соглашения.

Не снижать уровень основных показателей, принятых Российской трехсторонней комиссией, предусмотреть пересмотр основных показателей по годам, если соглашение заключается на длительный срок (до 3-х лет).

Больше внимания уделить разработке механизма контроля за выполнением Соглашения, предусмотрев меру ответственности сторон за невыполнение принятых на себя обязательств сторонами.

Объединению профсоюзов в Республике Карелия больше внимания уделять совершенствованию правовой базы. И хотя, по нашему мнению, принятие Закона РК «О социальном партнерстве в РК» сыграло свою положительную роль, сегодня содержание этого закона требует серьезной доработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: