Соглашение как акт социального партнерства

В соответствии со ст. 45 ТК РФ соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Уже из приведенного определения коллективного соглашения можно сделать вывод, что коллективное соглашение имеет ряд общих черт с коллективным договором.

Во-первых, коллективный договор и коллективное соглашение принимаются в процессе коллективных переговоров представителей работников и работодателей, тем самым, являются актами социального партнерства.

Во-вторых, и коллективный договор, и коллективное соглашение являются правовыми актами. Заметим, что законодатель прямо не указывает на нормативную природу этих правовых актов, однако по содержанию эти акты содержат правила поведения, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение, то есть обладают признаками акта нормативного. Традиционно в теории права наряду с нормативными актами выделяется и такой источник права, как нормативное правовое соглашение. Так вот, логичнее отнести коллективное соглашение и коллективный договор к этому виду источников, несмотря на то, что коллективный договор в доктрине трудового права часто относят к локальным нормативным актам[37]. Однако, как справедливо отмечает Е.А. Ершова[38], нормативный правовой договор как самостоятельный источник права отличается от нормативного правового акта по органам и способам его принятия. Нормативный правовой договор является добровольным соглашением лиц, его подписавших, содержащим правовые нормы, обязательные только для его сторон. Поэтому коллективный договор и коллективное соглашение являются нормативным соглашением – источником права. Такую же точку зрения разделяет и А.Ф. Нуртдинова[39].

В-третьих, и коллективный договор, и коллективное соглашение направлены на регулирование социально-трудовых отношений.

Таким образом, коллективный договор и коллективное соглашение имеют единую социально-партнерскую правовую природу и являются особыми источниками трудового права и права социального обеспечения – нормативными правовыми соглашениями.

Однако коллективное соглашение обладает и рядом специальных признаков, отличающих его от коллективного договора.

Если коллективный договор заключается на уровне организации (на локальном уровне), то коллективные соглашения реализуются на других, более высоких, уровнях социального партнерства: федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном. Соответственно этим уровням выделяют и виды коллективных соглашенией: генеральное, региональное (межрегиональное), отраслевое (межотраслевое), территориальное. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях.

В настоящее время действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 - 2010 годы[40].

Региональное соглашение заключено, например, на уровне Красноярского края. Это соглашение по регулированию социально-трудовых отношений между советом администрации Красноярского каря, Федерацией профсоюзов Красноярского края и краевыми объединениями работодателей на 2008-2010 гг. (05 февраля 2008года, г. Красноярск)[41].

Кроме того, в 2007 г. в ТК РФ была введена ст. 133.1, которой устанавливается отдельный особый вид регионального соглашения – Региональное соглашение о минимальной заработной плате. Этим соглашением может минимальный размер оплаты труда в субъекте федерации. В Красноярском крае 21 ноября 2008 г. заключено региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2009 г. (действие его продлено до 01.10.2010г.). Данным соглашением устанавливается дифференцированный размер минимальной заработной платы по различным регионам Красноярского каря.

В качестве примера территориального соглашения можно привести заключенное в г. Красноярске Соглашение по регулированию социально-трудовых отношений между администрацией г.Красноярск, Федерацией профсоюзов Красноярского края и Краевыми объединениями работодателей на 2010-2012 гг. (2 февраля 2010 года, г.Красноярск)[42].

На отраслевом (межотраслевом) уровне действует большое количество соглашений, например, Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике на 2009 – 2011 годы, отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу РФ на 2009 – 2011 годы, Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2009 - -2012 и др.

Итак, этим признаком - более высоким уровнем заключения - предопределяются и все остальные отличительные признаки коллективного соглашения. Рассмотрим их.

1. Особый субъектный состав коллективного соглашения. Поскольку коллективное соглашение может заключаться на уровне всей страны, отдельного региона (или нескольких), или отрасли экономики, то оно затрагивает интересы не только договаривающихся сторон, но и общества и и государства в целом. Поэтому в коллективных соглашениях может участвовать третья сторона – орган государственной власти или местного самоуправления. ТК РФ (ст.45) определяет, что по договоренности сторон соглашения могут быть двусторонними или трехсторонними. В обязательном порядке участие государства в коллективном соглашении требуется, если соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов.

2. Содержание коллективных соглашений. Как и при заключении коллективного договора, содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. В ст.46 ТК РФ приводится лишь примерный перечень условий: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства и другие вопросы. Свобода сторон при разработке коллективного соглашения, конечно же, ограничена правилом о том, что не допускается предусматривать условия, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством.

Например, макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения, согласованный Минтрудом России 9 октября 2003 г., имеет следующую структуру.

Предисловие.

I. Общие положения.

II. Оплата труда.

III. Охрана труда.

IV. Режимы труда и отдыха.

V. Развитие кадрового потенциала.

VI. Содействие занятости.

VII. Создание условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа.

VIII. Контроль за выполнением соглашения.

IX. Ответственность сторон. Заключительные положения.

Коллективные соглашения могут содержать и другие разделы: экономическая политика, социальная политика, развитие социального партнерства, промышленная и экологическая безопасность, социальное страхование и т.д.

В отличие от коллективных договоров коллективные соглашения, ввиду более высокого уровня их действия, а также участия в их заключении представителей государства, могут содержать более общие положения, касающиеся развития, совершенствования социально-трудовых отношений в регионе, отрасли, Российской Федерации в целом. Не случайно, при определении коллективного соглашения ТК РФ (ст. 45) указывает, что это правовой акт не только регулирующий социально-трудовые отношения (как и коллективный договор), но и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений. В коллективном соглашении могут быть предусмотрены не только обязанности работодателей (как в коллективных договорах), но и обязанности соответствующих объединений профсоюзов, а также соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, общие принципы экономической и социальной политики. Так, региональное соглашение Красноярского края на 2008 – 2010 гг. содержит, например, такие обязанности Совета администрации Красноярского края:

- при регулировании тарифов организациям коммунального комплекса на краевом уровне рассчитывать расходы на оплату труда в соответствии с "Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы".

- рекомендовать органам местного самоуправления учитывать расходы работодателей на оплату труда, предусмотренные "Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", при установлении тарифов и при регулировании экономических отношений в жилищной и коммунальной сфере в соответствии с действующим законодательством.

Но коллективные соглашения содержат не только принципы социально-экономического развития, но и конкретные нормы в области трудового права и права социального обеспечения. Так, например, региональное соглашение Красноярского края устанавливает норму о выплате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, если они прожили в этих районах не менее пяти лет. (Это правило было исключено из Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с 2005 года. Аналогичный Закон Красноярского края устанавливает такую возможность только для работников краевых учреждений). Или другая интересная норма того же Красноярского краевого соглашения: время приостановки работы в связи с задержкой заработной платы оплачивается работнику в размере не менее двух третей средней заработной платы. Как известно, ТК РФ напрямую не регулирует этот вопрос, в результате чего по нему сложилась противоречивая судебная практика. Однако, как видим, вопрос этот решен на одном из уровней социального партнерства.

Можно привести и другие примеры высокого «регулирующего» значения коллективных соглашений.

Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике на 2009 – 2011 гг. устанавливает, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала составляет 3554 рублей. ММТС ежеквартально изменяется в соответствии с индексом потребительских цен в РФ на основании данных Федеральной службы государственной статистики. Минимальный средний размер постоянной части оплаты труда работников электроэнергетики не может быть меньше 4600 рублей в месяц.

Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2009 – 2012 гг. устанавливает, например, что графики несения вахт и выполнения судовых работ моряками предусматривают, как правило, трехсменные вахты или ежедневную работу суммарной продолжительностью 8 часов в сутки без освобождения от работы на судне в выходные и нерабочие праздничные дни. Для плавсостава судовладелец устанавливает суммированный учет рабочего времени. Время работы сверх нормы рабочего времени суммируется и предоставляется работнику в виде оплачиваемых суммированных дней отдыха (отгулов).

Отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу РФ на 2009 – 2011 гг. определяет, в частности, дополнительный оплачиваемый отпуск за каждые три года непрерывной работы в лесной промышленности и лесном хозяйстве продолжительностью 28 календарных дней; устанавливает выплату единовременного вознаграждения при увольнении работника в связи с уходом на пенсию (по старости или инвалидности), размеры, порядок и условия которого устанавливаются в коллективном договоре, локальном нормативном акте (где нет коллективного договора), принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Коллективные соглашения (всех уровней) являются актом большей юридической силы, нежели коллективный договор. Поэтому условия, включаемые в содержание коллективного договора не должны ухудшать положение работника не только по сравнению с действующим законодательством, но и по сравнению с действующими в соответствующей сфере коллективными соглашениями. Следует отметить, однако, что вопрос о юридической силе коллективного соглашения не столь однозначен. ТК РФ не устанавливает иерархического соотношения коллективных договоров и коллективных соглашений. Более того, в ч. 4 ст. 8 ТК РФ, косвенно определяющей иерархию источников трудового права, коллективный договор стоит перед коллективным соглашением. Отсутствие определенного легального ответа на вопрос о соотношении юридической силы коллективных договоров и соглашений позволяет некоторым авторам решать его таким образом: определяющим при выборе нормативного акта, подлежащего применению, является не юридическая сила, а степень отражения в его содержании интересов работников[43]. Однако, как считает Е.А. Ершова[44], очевидно, что работники и работодатели, принимая и применяя коллективный договор, не могут не учитывать все виды ранее заключенных соглашений. В этой связи можно разделить обоснованный вывод А.Ф. Нуртдиновой: «Трудовой кодекс не упоминает о недопустимости ухудшения положения работника по сравнению с соглашением, и на этом основании можно было бы предположить, что социальные партнеры при заключении коллективного договора не связаны содержанием соглашения. Однако это не так. Работодатель, участвуя в заключении соглашения, обязывается соблюдать его условия, то есть не может отказываться от выполнения соглашения, даже если представитель работников согласится установить такие гарантии трудовых прав работников на более низком по сравнению с соглашением уровне»[45].

3.Особенности заключения коллективных соглашений. Проект соглашения разрабатывается, также как и проект коллективного договора в ходе коллективных переговоров. Особенности заключения коллективных соглашений обусловлены уровнем их принятия и сферой действия. Коллективные соглашения разрабатываются соответствующими трехсторонними комиссиями.

Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается представителями сторон.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения создается постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»[46].

На федеральном уровне участниками соглашений могут быть: генерального - общероссийские объединения профсоюзов; общероссийские объединения работодателей; Правительство РФ.

Участники отраслевого (межотраслевого) - соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения (например, общественное объединение «Всероссийский Электропрофсоюз»); общероссийские объединения работодателей (например, общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России», Союз российских судовладельцев, Ассоциация судоремонтных заводов); Министерство здравоохранения и социального развития РФ или соответствующее отрасли министерство или ведомство (федеральные органы исполнительной власти имеют право представлять работодателей - подведомственные указанным органам организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне.

На уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе субъектов РФ участниками соглашений могут быть:

- регионального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей (например, Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края, Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края); орган исполнительной власти субъекта РФ;

- отраслевого (межотраслевого) - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей; орган по труду субъекта РФ;

- территориального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей; соответствующий орган местного самоуправления.

Виды объединений работодателей, принципы их деятельности, порядок создания, реорганизации и ликвидации объединений, а также права и обязанности членов объединений устанавливаются Федеральным законом от 27.11.2002г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»[47].

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в 7-дневный срок направляется представителями работодателей - участниками соглашения, заключенного на федеральном уровне, в Министерство здравоохранения и социального развития, а именно, в Федеральную службу по труду и занятости, а соглашения, заключенного на уровне субъекта РФ, - в орган по труду субъекта РФ, на территориальном уровне – в соответствующий орган местного самоуправления для уведомительной регистрации.

При осуществлении уведомительной регистрации соглашения орган по труду выявляет условия соглашения, противоречащие законодательству о труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях.

Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашение.

4.Особенности действия коллективного соглашения. Коллективное соглашение вступает в силу с момента подписания либо со дня, установленного соглашением (ст. 48 ТК РФ).

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

- всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

- работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

- органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, на которых распространяется данное соглашение.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Здесь возникает вопрос о возможном распространении действия коллективных соглашений иного уровня на работодателей, не участвовавших в его заключении. Так, например, Постановление Администрации г. Красноярска от 25.12.2002г. № 680 «Об утверждении положения о территориальных соглашениях, заключаемых в г. Красноярске»[48] содержит следующее положение. После подписания соглашения, заключенного на соответствующем уровне, орган по труду администрации города Красноярска вправе предложить работодателям, их объединениям, иным представителям работодателей, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему.

Если работодатели, их представители в течение 10 календарных дней со дня официального опубликования предложения в газете «Городские новости» о присоединении к соглашению не представили в орган по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на соответствующих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Однако подобного рода нормы вызывают сомнения, ведь ТК РФ не устанавливает возможности установления правил действия соглашений соответствующего уровне нормативными актами субъектов федерации или органов местного самоуправления.

В литературе по трудовому праву высказывается позиция в отношении широкой сферы действия генерального соглашения, а также межрегионального, регионального и территориального соглашений. По мнению Т.Л. Сошниковой[49], их действие должно распространяться на всех работодателей, расположенных на соответствующей территории и всех работников, работающих у этих работодателей. Однако эта позиция на сегодняшний день не поддержана законодателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: