Субъекты социального партнерства

Субъекты правоотношений – одна из важнейших категорий юридической науки и практики. Согласно сложившемуся в научной литературе представлению под субъектами правоотношений понимают их участников, которые имеют субъективные права и юридические обязанности[6]. Принято выделять такие субъекты, как: физические лица, организации (или коллективные субъекты), государство, а также социальные общности – народ, нации, населения. Применительно к трудовому праву в качестве субъектов называются юридические и физические лица, их объединения и органы, образуемые ими в пределах и формах, установленных, дозволенных или не запрещенных законом[7].

Среди базовых субъектов трудового права называют государство как особую форму социальной и политической организации, особый вид коллективного субъекта[8]. В системе социально-партнерских отношений государству отведена роль одного из социальных партнеров при установлении обязательств между объединениями работников и работодателей. Авторы многих научных работ называют одним из субъектов социального партнерства именно государство, а не его органы. Так, С.Ю Чуча указывает, что социальное партнерство, как коллективно-правовой феномен, в наибольшей степени характерен для трудовых отношений именно по той причине, что обеспечение интересов работника в рамках индивидуальных отношений с работодателем невозможно без коллективной защиты социально-трудовых прав, без связей с участием представителей коллективов работников с работодателями и государством[9].

Довольно обстоятельно анализируют роль государства как социального партнерства М.В. Лушникова и А.М. Лушников. По их мнению, в отличие от других отраслей права в трудовом праве государство приобретет роль участника социального партнерства и выступает «в двух ипостасях: государство-работодатель (в лице государственных учреждений, организаций, государственных предприятий) и государство – участник в правовом механизме социального сотрудничества, носитель общегосударственных интересов»[10]. При этом ученые полагают, что государству как участнику социального партнерства свойственны следующие функции: координация совместных действий социальных партнеров; примирение сторон путем содействия урегулированию конфликтов; защита общественных интересов[11].

В ст. 25 ТК указано, что сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ коллектив работников имеет такие права, как:

- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей;

- участие в управлении организацией в формах, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации (ст. 52 ТК РФ) и коллективным договором;

- на разрешение коллективных трудовых споров, включая право на забастовку.

Согласно ст. 53 ТК РФ представители работников (следовательно, и коллектив работников в целом) имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

- реорганизации или ликвидации организации;

- введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

- по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Например, согласно ст. 21 ТК предусмотрено право коллектива на информацию о выполнении коллективного договора, соглашения.

Итак, стороны социального партнерства осуществляют свои права через представителей. Полагаем возможным присоединиться к высказанному в науке трудового права мнению и определить представительство в системе социального партнерства как правоотношение, при котором представители работников и работодателей оказывают содействие сторонам социального партнерства (работникам и работодателям) в реализации их прав, обязанностей и коллективных интересов во взаимоотношениях друг с другом[12].

В соответствии со ст. 29 ТК представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

Профессиональные союзы являются законными и полномочными представителями работников. Об этом говорится в ст. 29 ТК и ст. 13 ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Законодательство предусматривает, что интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля его выполнения, в других случаях представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Трудовой кодекс установил, что работники могут поручить представлять свои интересы иным представителям только в том случае, если в организации отсутствует первичная профсоюзная организация либо в организации действует профсоюз, объединяющий менее половины работников (ст. 31 ТК).

Федеральное законодательство, руководствуясь обстоятельствами, перечисленными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, прямо не ограничило право на объединение работников, занятых у работодателей – физических лиц, в связи с этим следует прийти к выводу о том, что на сегодняшний день все работники, трудящиеся у любых работодателей – физических лиц, в том числе не являющихся индивидуальными предпринимателями, могут пользоваться своим правом на объединение и ведение коллективных переговоров без каких-либо ограничений

Итак, Кодекс четко определил два возможных вида представителей интересов работников. Это:

а) профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;

б) иные представители, избираемые работниками на общем собрании (конференции).

Вместе с тем, если в организации уже действуют несколько законных представительных органов работников, они не должны препятствовать осуществлению полномочий первичной профсоюзной организации, объединяющей членов данного коллектива.

Эти положения российского законодательства соответствуют международным нормам.

Заметим, однако, что содержание понятия «иной представитель (представительный орган)» и его правовой статус вТрудовом кодексе РФ не раскрывается. Это обстоятельство дает основание для самых различных суждений на этот счет. Например, существует точка зрения, согласно которой представлять интересы работников в коллективно-договорном процессе могут любые субъекты, уполномоченные работниками в законном порядке выступать в качестве их представителей, но только после того, как работники реализуют свое право на объединение и создадут профсоюз либо иную некоммерческую организацию и сформируют ее органы[13].

Другой стороной социального партнерства является работодатель в лице его представителей. Правовой статус работодателей и их объединений, как субъектов трудового права, включает права и возложенные на них обязанности, а также меры ответственности, предусмотренные законодательством.

Представительство интересов работодателя при ведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем осуществляют руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с уставом и иными учредительными документами юридического лица, а также локальными нормативными актами.

Что касается стороны социально-партнерских отношений при заключении соглашений, то ею является не работодатель, а объединения работодателей. ТК РФ дал краткую характеристику объединению работодателей как некоммерческой организации, объединяющей на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. В развитие положений ТК принят Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей», ст. 3 которого определила, что объединение работодателей – форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц)[14]. В указанном законе определено правовое положение объединений, виды, порядок и условия их создания, принципы деятельности. Закон регулирует право на объединения и правовой статус объединений двоякого уровня:

а) членов объединения работодателей, права и обязанности которых определены в ст. 3 и 8 закона;

б) объединение непосредственно созданных объединений работодателей (ст. 13 и 14).

Ст. 10 ФЗ от 27 ноября 2002 г. указывает, что объединение создается на основании решения его учредителей, которых должно быть не менее двух (либо работодателей, либо объединений работодателей). Эта же статья определяет, что правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Правовой статус последних вытекает из ряда международных документов. Конвенция МОТ от 9 июля 1948 г. № 87 «О свободе ассоциации и защите прав на организацию» устанавливает право трудящихся и предпринимателей без какого-либо различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам (ст. 2)[15]. Ст. 5 Европейской социальной хартии также предусматривает обязанность государства обеспечивать и поощрить свободу ассоциации как трудящихся, так и работодателей[16].

Помимо представителей работодателей, названных выше, во взаимоотношениях по социальному партнерству выступают иные представители работодателей, указанные в ст. 34 ТК РФ. Имеются в виду случаи, когда в соответствии с ч.2 ст. 25 ТК РФ в качестве работодателей и сторон социального партнерства выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления. К ним относятся федеральные государственные учреждения, государственные учреждения субъектов РФ, муниципальные учреждения и другие организации, финансируемые из соответствующих бюджетов.

Представителями указанных работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Отношения по социальному партнерству, складывающиеся между работодателями (их объединением) и работниками (их организациями), профсоюзом или иным представительным органом) можно с точки зрения содержания условно дифференцировать на следующие три группы:

1) отношения, возникающие в связи с заключением, реализацией и осуществлением контроля за выполнением коллективного договора в организации (или соглашения в рамках совокупности организаций: муниципальных, региональных, межрегиональных, отраслевых и общероссийских);

2) отношения, возникающие в процессе разработки локального нормативного акта, изданного работодателем и охватывающего своим действием весь коллектив или часть коллектива работников;

3) отношения, возникающие в связи с обращением к работодателю коллектива работников, его части непосредственно или через представительные органы[17].

Трудовое законодательство предусматривает многоуровневое обеспечение социального партнерства в области договорного регулирования социально-трудовых отношений, начина с федерального уровня и заканчивая переговорами на локальном уровне.

Поэтому согласно ст. ТК РФ для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Ст. 35.1. ТК РФ предусматривает участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, - соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: