Предисловие. Лев Николаевич Толстой. Путь жизни --------------------------------------------------------------- ocr: григорий

Лев Николаевич Толстой. Путь жизни

--------------------------------------------------------------- OCR: Григорий Кудрявцев---------------------------------------------------------------

ПРЕДИСЛОВИЕ

1) Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать,что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надопонимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом училиво все времена самые мудрые и добрые люди всех народов. Учения эти все всамом главном сходятся между собою, сходятся и с тем, что говорят каждомучеловеку его разум и совесть. Учение это такое: 2) Кроме того, что мы видим, слышим, ощупываем и про что знаем отлюдей, есть и такое, чего мы не видим, не слышим, не ощупываем и про чтоникто ничего не говорил нам, но что мы знаем лучше всего на свете. Это то,что дает нам жизнь и про что мы говорим "я". 3) Это же невидимое начало, дающее нам жизнь, мы признаем и во всехживых существах, и особенно живо в подобных нам существах - людях. 4) Всемирное, невидимое начало это, дающее жизнь всему живому,сознаваемое нами в самих себе и признаваемое в подобных нам существах -людях, мы называем душою, само же в себе всемирное невидимое начало это,дающее жизнь всему живому, мы называем Богом. 5) Души человеческие, отделенные телами друг от друга и от Бога,стремятся к соединению с тем, от чего они отделены, и достигают этогосоединения с душами других людей любовью, с Богом - сознанием своейбожественности. В этом все большем и большем соединении с душами другихлюдей - любовью и с Богом - сознанием своей божественности заключается исмысл и благо человеческой жизни. 6) Большее и большее соединение души человеческой с другими существамии Богом, и потому и большее и большее благо человека, достигаетсяосвобождением души от того, что препятствует любви к людям и сознанию своейбожественности: грехи, т.е. потворство похотям тела, соблазны, т.е. ложныепредставления о благе, и суеверия, т.е. ложные учения, оправдывающие грехи исоблазны. 7) Препятствующие соединению человека с другими существами и Богомгрехи суть: грехи чревоугодия, т.е. объедения, пьянства; 8) Грехи блуда, т.е. полового распутства; 9) Грехи праздности, т.е. освобождения себя от труда, нужного дляудовлетворения своих потребностей; 10) Грехи корыстолюбия, т.е. приобретения и хранения имущества дляпользования трудами других людей; 11) И худшие из всех грехов, грехи разъединения с людьми: зависти,страха, осуждения, враждебности, гнева, вообще - недоброжелательства клюдям. Таковы грехи, препятствующие соединению любовью души человеческой сБогом и другими существами. 12) Привлекающие же людей к грехам соблазны, т.е. ложные представленияоб отношении людей к людям, суть: соблазны гордости, т.е. ложногопредставления о своем превосходстве над другими людьми; 13) Соблазны неравенства, т.е. ложного представления о возможностиделения людей на высших и низших; 14) Соблазны устроительства, т.е. ложного представления о возможности иправе одних людей насилием устраивать жизнь других людей; 15) Соблазны наказания, т.е. ложного представления о праве одних людейради справедливости или исправления делать зло людям; 16) И соблазны тщеславия, т.е. ложного представления о том, чторуководством поступков человека могут и должны быть не разум и совесть, алюдские мнения и людские законы. 17) Таковы соблазны, привлекающие людей к грехам. Суеверия же,оправдывающие грехи и соблазны, суть: суеверие государства, суеверие церквии суеверие науки. 18) Суеверие государства состоит в вере в то, что необходимо иблаготворно, чтобы меньшинство праздных людей властвовало над большинствомрабочего народа. Суеверие церкви состоит в вере в то, что непрестанно уясняющаяся людямрелигиозная истина была раз навсегда открыта и что известные люди,присвоившие себе право учить людей истинной вере, находятся в обладанииединой, раз навсегда выраженной религиозной этой истины. 19) Суеверие науки состоит в вере в то, что единое, истинное инеобходимое для жизни всех людей знание заключается только в тех случайноизбранных из всей безграничной области знаний отрывках разных, большейчастью ненужных знаний, которые в известное время обратили на себя вниманиенебольшого числа освободивших себя от необходимого для жизни труда людей ипотому живущих безнравственной и неразумной жизнью. 20) Грехи, соблазны и суеверия, препятствуя соединению души с другимисуществами и Богом, лишают человека свойственного ему блага, и потому длятого, чтобы человек мог пользоваться этим благом, он должен бороться сгрехами, соблазнами и суевериями. Для борьбы этой человек должен делатьусилия. 21) И усилия эти всегда во власти человека, во-первых, потому, чтосовершаются они только в настоящее мгновение, т.е. в той безвременной точке,в которой прошедшее соприкасается с будущим и в которой человек всегдасвободен; 22) Во-вторых, усилия эти во власти человека еще и потому, что онизаключаются не в совершении каких-либо могущих быть неисполнимыми поступков,а только в воздержании, всегда возможном для человека: усилия воздержания отпоступков, противных любви к ближнему и сознанию человеком в себебожественного начала. 23) Усилия воздержания от слов, противных любви к ближнему и сознаниючеловеком в себе божественного начала; 24) И усилия воздержания от мыслей, противных любви к ближнему исознанию человеком в себе божественного начала. 25) Ко всем грехам приводит человека потворство похотям тела, и потомудля борьбы с грехами человеку нужны усилия воздержания от поступков, слов имыслей, потворствующих похотям тела, т.е. усилия отречения от тела. 26) Ко всем соблазнам приводит человека ложное представление опревосходстве одних людей над другими, и потому для борьбы с соблазнамичеловеку нужны усилия воздержания от возвышающих себя над другими людьмипоступков, слов и мыслей, т.е. усилия смирения. 27) Ко всем суевериям приводит человека допущение лжи, и потому дляборьбы с суевериями человеку нужны усилия воздержания себя от противныхистине поступков, слов и мыслей, т.е. усилия правдивости. 28) Усилия самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая в человекепрепятствия к соединению любовью его души с другими существами и Богом, даютему всегда доступное ему благо, и потому то, что представляется человекузлом, есть только указание того, что человек ложно понимает свою жизнь и неделает того, что дает ему свойственное ему благо. Зла нет. 29) Точно так же и то, что представляется человеку смертью, есть толькодля тех людей, которые полагают свою жизнь во времени. Для людей же,понимающих жизнь в том, в чем она действительно заключается, в усилии,совершаемом человеком в настоящем для освобождения себя от всего того, чтопрепятствует его соединению с Богом и другими существами, нет и не можетбыть смерти. 30) Для человека, понимающего свою жизнь так, как она только и можетбыть понимаема, все большим и большим соединением своей души со всем живымлюбовью и сознанием своей божественности - с Богом, достигаемым толькоусилием в настоящем, не может быть вопроса о том, что будет с его душоюпосле смерти тела. Душа не была и не будет, а всегда есть в настоящем. О томже, как будет сознавать себя душа после смерти тела, не дано знать человеку,да и не нужно ему. 31) Не дано знать этого человеку для того, чтобы он душевные силы своинапрягал не на заботу о положении своей отдельной души в воображаемомдругом, будущем мире, а только на достижение в этом мире, сейчас, вполнеопределенного и ничем не нарушаемого блага соединения со всеми живымисуществами и с Богом. Не нужно же знать человеку того, что будет с егодушою, потому, что если он понимает жизнь свою, как она и должна бытьпонимаема, как непрестанное все большее и большее соединение своей души сдушами других существ и Богом, то жизнь его не может быть ничем иным, кактолько тем самым, к чему он стремится, т.е. ничем не нарушимым благом.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: