На первой стадии растормаживают непроизвольные формы речи - работа с предметами, введение их в функциональные связи, например - испытуемый подкладывает под картинку, лежащую на столе соответствующий глагол, написанный на карточке. Методы, растормаживающие речь: заполнение словами пропусков в заданных предложениях, чтение стихов и выделение из них слов-глаголов, метод диалога, работа над интонационной стороной речи, метод вербальных ассоциаций, метод воспроизведения ритмической структуры фразы.
На второй стадии больному предлагают составить сетку из карточек: дождь - идет, льет, шумит, капает, идет-время, дождь, снег, человек.
На третьей стадии -восстановление самостоятельной речи. Методы: дополнения фразы до целого, вынесения схемы фразы вовне, серии сюжетных картинок с пропущенными звеньями.Обогощают сетку связей- дождь -идет, льет, шумит-улица, ребенок, идет- человек, время и т.д.
На четвертой стадии - по картинке больной составляет рассказ.
Восстановление речи при афферентной моторной афазии
|
|
На 1 стадии - растормаживание непроизвольно протекающих речевых процессов - ответы на вопросы, пение, называние дней недели, выделение ритмико-мелодической структуры фразы, пересчет предметов с опорой на пальцы, на цифры, беседа о доме, семье с опорой на картинки и написанные слова:
1. Интонационные методы. 2. эмоциональные методы - чтение. 3. невербальные методы- классификации, рисование, «4 лишний», «целое и части», игры. 4. вербальные методы- проговаривание, чтение стихотворений, метод диалога, цифровой метод.
На 2 стадии- произнесение фразы целиком, оживление и обогащение смысловых связей. Пример -Исследующий говорит - стол из дерева, за столом пьют чай, а испытуемый подбирает соответствующие фразы ко всемурассказу картинки.
-классификация предметов, рисование, игра в предметное лото.
На 3 стадии -восстановлениеактивного словаря, употребления отрабатываемых слов.
На 4 стадии - восстановление умения звукоартикуляторного анализа слов, путем отстукивания его слоговой структуры, здесь нужно подключать письмо и чтение.
На 5 стадии -от умения вычленять звукобуквенные элементы слова перейти к умению их артикулировать, путем имитации поз артикулятороного аппарата, активная отработка артикулем.
На 6 стадии - работа над фразой, закрепление способа высказывания: повторение фраз, составление фраз по заданным словам, метод диалога.