1. Структурный подход
Послеродовое отделение находится на втором этаже акушерской клиники. В него входят:
- смотровая;
- палаты;
- душевая комната;
- санитарный узел.
Процедурный кабинет
В процедурном кабинете имеется:
а) кушетка, покрытая клеёнкой;
б) шкаф для хранения медицинских препаратов, в котором также находятся аптечки для профилактики СПИДа, для первой помощи при отёке лёгких, анафилактическом шоке, маточном кровотечении;
в) шкаф для хранения стерильных растворов;
г) процедурный столик для накрывания стерильной укладки, которая меняется через каждые 6 часов;
д) стойки для систем;
е) раковина для мытья рук.
Смотровой кабинет
В смотровом кабинете имеется:
а) кушетка, покрытая клеёнкой;
б) процедурный столик для накрывания стерильной укладки, которая накрывается 2 раза в день-утром и вечером. Укладка содержит материалы для обработки промежности, а также укладка для обработки послеоперационного шва.
г) аппарат «Биоптрон-2»;
д) раковина для мытья рук и инструментов
Также кабинеты оснащёны бактерицидными лампами для обеззараживания помещений. График работы бактерицидной лампы отражен в журнале кварцевания.
В послеродовом отделении имеется столовая и комнату дневного пребывания родильниц (холл). В этом холле расположены 2 дивана для пациентов и посетителей. Отделение разделено на две части лифтовым холлом. Каждая часть отделения также имеет свой лифтовый холл, в котором расположены пост медицинской сестры, 2 дивана, 2 кресла, холодильник и телевизор. Стены оформлены витражами и росписью.
В послеродовом физиологическом отделении развернуто 45% от всех акушерских коек родильного дома (отделения). Кроме расчетного количества коек, в отделении имеются резервные («разгрузочные») койки, составляющие примерно 10% коечного фонда отделения. Палаты в послеродовом отделении светлые, теплые и просторные. Окна с большими фрамугами для хорошего и быстрого проветривания комнаты. В отделении 10 четырехместных кроватей (оборудованы 4 койками, 4 прикроватными тумбочками, 1 столом, 4 стульями, 1 умывальником) и 5 одноместныных палат (оборудованы 1 койкой, 1 прикроватной тумбочкой, 1 столом, 2 стульями, 1 умывальником) для родильниц, перенесших операции, с тяжелыми экстрагенитальными заболеваниями, потерявших ребенка в родах и др. Площадь однокоечных палат для родильниц должна быть не менее 9 м2. Для размещения в палате 2 коек и более необходимо выделять площадь по 7 м2 на каждую койку. При соответствии размера площади палаты числу коек последние нужно располагать с таким расчетом, чтобы между соседними койками расстояние было 0,85—1 м.
В послеродовом отделении следует соблюдать цикличность при заполнении палат, т. е. одновременное заполнение палат родильницами «одного дня», с тем, чтобы на 5—6-й день их одновременно можно было выписать. Если по состоянию здоровья в палате задерживаются 1— 2 женщины, их переводят в «разгрузочные» палаты с тем, чтобы полностью освободить и подвергнуть санитарной обработке палату, функционировавшую в течение 5—6 дней.
Соблюдение цикличности облегчается наличием небольших палат, а также правильностью их профилизации, т. е. выделением палат для родильниц, которые по состоянию здоровья (после преждевременных родов, с различными экстрагенитальными заболеваниями, после тяжелых осложнений беременности и оперативных родов) вынуждены задерживаться в родильном доме на более продолжительный срок, чем здоровые родильницы.
Помещения для сбора, пастеризации и хранения грудного молока должны быть оборудованы электрической или газовой плитой, двумя столами для чистой и использованной посуды, холодильником, медицинским шкафом, баками (ведрами) для сбора и кипячения молочных бутылочек, молокоотсосами.
В послеродовой палате родильницу укладывают в постель, застеленную чистым стерильным бельем. Так же, как и в предродовой палате, поверх простыни стелят подкладную клеенку, накрытую стерильной большой пеленкой; подкладные пеленки меняют первые 3 дня каждые 4 ч, в последующие дни — 2 раза в день. Подкладную клеенку перед сменой пеленки дезинфицируют. Каждая кровать родильницы имеет свой номер, который крепят к кровати.
Также в отделении находятся 2 ординаторские для врачей отделения, 1 сестринская комната, кабинет заведующего отделением, кабинет старшей сестры, кабинет сестры-хозяйки, бельевая.
2. Материально техническое обеспечение
| № п/п | Рекомендуемый перечень медицинского оборудования |
| 1. | Кровать функциональная |
| 2. | Столик инструментальный |
| 3. | Кресло гинекологическое |
| 4. | Весы медицинские |
| 5. | Тазомер |
| 6. | Амниоскоп с набором тубусов |
| 7. | Насос инфузионный |
| 8. | Стетофонендоскоп |
| 9. | Измеритель артериального давления |
| 10. | Светильник медицинский передвижной |
| 11. | Облучатель бактерицидный (лампа) настенный и/или переносной |
| 12. | Термометр |
| 13. | Кардиомонитор фетальный |
| 14. | Аппарат суточного мониторирования АД |
| 15. | Ультролайн –УЗО для стерилизации инструментария |
| 16. | Холодильник для хранения медикаментов |
| 17. | Стойки для инфузий |
| 18. | Камера для хранения стерильных инструментов и изделий |
| 19. | Кресло-каталка для перевозки больных с регулировкой положения тела |
| 20. | Глюкометр |
3. Кадровый состав.
1.1 Врачебный персонал
| Врач-акушер-гинеколог | из расчета 1 должность: - на 10 коек в отделении патологии беременности; |
| Врач - трансфузиолог | из расчета: - 1 должность при выполнении 200 процедур в год; - 0,5 должности при выполнении менее 200 процедур в год |
| Врач-терапевт | из расчета 1 должность в стационаре на 100 коек и дополнительно 0,25-0,5 должности на родильный дом, имеющий 40 и более коек для госпитализации беременных с экстрагенитальными заболеваниями |
| Врач-офтальмолог | 1 должность |
| Заведующий отделением врач акушер-гинеколог | из расчета 1 должность: - В послеродовом отделении на 25 коек; |
1.2 Средний медицинский персонал
| Акушерка | из расчета 1 круглосуточный пост: - на 20 коек в послеродовом отделении | ||||||||||||||||||||||||
| Медицинская сестра процедурной | из расчета 1 должность на 45 коек | ||||||||||||||||||||||||
| Старшая акушерка | в акушерских отделениях всех профилей соответственно должностям заведующих | ||||||||||||||||||||||||
1.3 Младший медицинский персонал
Укомплектованность медицинским персоналом полная - 100%.(число занятых врачебных должностей/ число штатных должностей)*100 Коэффициент совместительства =1. – число занятых врачебных должностей/число врачей Два врача имеют высшую квалификационную категорию, один врач – первую квалификационную категорию. Все медицинские сестра имеют квалификационную категорию. Все врачи имеют сертификаты специалистов. Отделение имеет лицензию на право осуществления медицинской деятельности. | |||||||||||||||||||||||||
2. Процессуальный подход.
Для оценки работы отделения:
1. Использование коечного фонда роддома (отделения):
А) среднее число занятости койки в году:
Число койко-дней, проведенных за год
(общее кол-во или по отделениям) в роддоме
Число среднегодовых коек(в роддоме или по отделения)
Средний ориентировочный показатель занятости койки в году для послеродового отделения равен 340 дням
Б) Средняя длительность пребывания в стационаре беременной в днях:
Число койко-дней проведенных беременной в стационаре
Число беременных, выбывших из стационара
На этот показатель оказывает влияние тяжесть заболевания, своевременность госпитализации и правильность диагностики, достаточная поликлиническая подготовка при госпитализации плановых больных.
Средняя продолжительность пребывания на койке роженицы в послеродовом отделении составляет 8-15 дней.
В) оборот койки:
Число родильниц, больных, выбывших из стационара
Число среднегодовых коек(акушерских, гинекологических)
Число выбывших больных определяется следующим образом:
Число поступивших беременных+число умерших
+число выписанных больных
Г) Выполнение плана койко-дней:
Среднее число дней занятости койки в году Х100
плановое число дней занятости койки в году






