double arrow

Причащение: величие таинства, его сила, значение, необходимость

Чему дивиться? Простоте ли или величию тайны Тела и Крови Христовых? Естественности ли видимых, осязаемых и вкушаемых видов таинства или сверхъестественности премудрости, искупительности, чудной правде и святыне их, оправдывающей и освящающей с верой причащающихся и животворности, ощущаемой всем существом души и тела причастников?

Чудное дело, истинно Божественное дело, дело бесконечной благости, премудрости, правды, всемогущества – дарование в пищу и питие человечеству, растленному грехом, небесного хлеба – Самого Пречистого Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Чудо чудес! Земные умы человеков не могут вместить сего и – не веруют Тайне Божией: протестанты, реформаты, многие русские интеллигенты, толстовцы, пашковцы, штундисты.

Святые Дары – Пречистое Тело и Кровь Господа – величайшая жертва правды и милости Божией, Святейшее Брашно, очищение, обновление, нетление, живот, сила, слава, мир, радость, благоухание, украшение лепотное человечества, претворение, свет, благость, любовь, присвоение Богу. Со страхом и любовью взирай на Святые Тайны, как грешный и недостойный.

Обетования Божия в Том – ей и в Том – аминь (2 Кор. 1, 20). Так и Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы; в них самих – да, и в них самих – аминь, то есть в са мом существе Своем они истинны, животворны, искупительны, просветительны, умиротворительны, обновительны для души и тела причащающихся с верой и усердием, деятельным покаянием. Слава Богу!

Святые Тайны – действительнее всякой действительности и существеннее всякой существенности видимой и невидимой, вернее всякой верности. И слово Господне в том порукою: и существо вещи, и опыты непрестанные души верующей.

Чего причащаетесь вы за литургией, дорогие братья и сестры? Самого Пречистого Тела и самой Пречистой Крови Христа Бога нашего. Богатство неисчетное Дара Божия, вызывающее на размышление о крайней бедности, окаянстве, нищете и слепоте человеческой природы, коим она подверглась неизбежно после грехопадения первых людей. Поистине, когда умножился грех, стала преизбыточествовать благодать и к немощам человечества пришла на помощь безмерная сила Божия, благодать Божия (см.: Рим. 5, 20).

Христос – Источник нетления и воскресения – подал нам Пречистое Тело и Кровь Свою в противоядие греха, в противоядие растлению греховному. Таинство Причащения установлено для обновления растлевшего от греха естества человеческого, для того, чтобы верующим и кающимся даровать оправдание и примирение с Богом, оставление грехов, силу в борьбе против греховных страстей, оружие на диавола, бессмертие и обожение.

Преподавая нам в пищу и питие Пречистое Тело и Животворящую Кровь, Господь безмерно возвеличивает нашу природу через единение и обожение и готовит нас к совершеннейшему единению с Собою в невечернем дне Царствия Своего.

На какую высоту и славу вознесено естество человеческое воплощением Сына Божия и дарованием ему в пищу и питие Богочеловеческого Тела и Богочеловеческой Крови! Как благоговейно, благочестиво, благородно, воздержно должен вести себя христианин! Как уважать и любить подобных себе! Как поощрять к доброму христианскому житию братию свою! Как благотворить, снисходить, терпеть и долготерпеть!

Аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6, 53). Чудны и достойны вечного удивления и благодарения благость, правда и премудрость Божия; чудно человеколюбие Божие! Адам, падший и растленный грехом, передал семя греха и тли всему роду человеческому и поработил его диаволу, сеятелю греха. Христос, Сын Божий, пришед на землю, и исполнив всю правду Божию, и пострадав, и умерши за нас, и воскресши из мертвых, даровал нам нетление и жизнь, даровав нам в пищу и питие Свое Пречистое Тело и Животворящую Кровь; так что мы уди есмы Тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30).

Непрестанно удивляет меня святая, страшная, всепримирительная, всеочистительная и всеосвящающая жертва Тела и Крови Христовых, разрушающая непрестанно дела диавола в истинных причастниках этой всемирной жертвы, служащей противовесом и отражением всех греховных мерзостей в слове, в деле и помышлении, наводимых на нас от первого виновника и изобретателя греха. Сколько силы, благости, милосердия, долготерпения, святыни, очищения, освящения, просвещения оживления и обновления, мира, свободы, пространства душевного, обожения заключается в этой Божественной всепримирительной жертве! Слава и благодарение в Троице славимому Богу за толикие дела Его благости, правды, милости, премудрости и всемогущества! Какое превосходство благости является во вся дни и повсюду в церквах Божиих во всей вселенной!

Бездна милости и щедрот открылась и открывается в ежедневном приношении на жертвенниках православных христианских храмов всеходатайственной, всеумилостивительной, всеочистительной, всеобновительной, всеобожительной, животворящей, страшной, безмерно великой жертвы Тела и Крови Христовых, приносимой по воле Божией и завету Господа Иисуса Христа во спасение всего мира. Все грехи верных, истинно молящихся и причащающихся Животворящих Таин, очищаются всякий раз по причащении, все узы душевные разрушаются, скорби потребляются, все прошения, благоприятные Богу, исполняются, прошения всей Церкви – о всех состояниях и сословиях, о пастырях и пасомых.

Мир стоит, крепится, не колеблется ради этой жертвы, грады стоят и не разрушаются и пребывают в благоденствии и благопоспешении, семейства утверждаются, козни и мечтания еретиков и раскольников бездейственны бывают, общее благочестие утверждается, только бы пастыри искренно совершали это величайшее таинство. Слава Господу, давшему нам столь животворящий, державный, святейший Божественный Дар! Светися, светися Новый Иерусалиме, Церковь Божия Православная, слава бо Господня на тебе возсия; ликуй ныне и веселися, Сионе!

Семя Свято – стояние мира. «Вот это Святое Семя, Которым стоит мир грешный», – думаю я во время литургии, взирая на Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христову. Вот кем и я, грешный, еще стою и не пал окончательно.

Какая безмерная благость, премудрость и правда Божия проявились в даровании нам Пречистого Тела и Крови Христовых! Какое снисхождение! Чего мы удостоены через них, какого спасения, очищения, освящения, обновления! Какой чести – чести обожения, соединения, срастворения с Божеством! Ибо мы через причащение Пречистого Тела и Крови Христовых становимся плотью от плоти Его и костью от костей Его (см.: Еф. 5, 30) и страшными для демонов, – если только будем твердо хранить в себе этот дар Божий и не будем, как прежде, легкомысленны и поползновенны и падки на грех, на самолюбие, злобу, гнев, зависть, невоздержание, блудодеяние, на ложь, обман, лукавство, на скупость, корыстолюбие, жестокосердие к ближним нашим.

Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха, – говорит святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 1, 7). Без крови нет очищения и освящения; Господь излиял на кресте Кровь Свою в очищение и освящение мира и избавление; кровь животных изливалась в Ветхом Завете в знамение всеочищающей Крови Христовой; всякий человек зачинается, образуется и рождается от кровей матерних. Как же католики лишают Крови Христовой мирян? Что за произвольное измышление? Что за лукавство в суждениях касательно этого предмета?

Без пролития крови прощения не бывает, – говорит апостол в Послании к Евреям (9, 22). Да и все почти по закону в Ветхом Завете очищалось кровью. И первый Завет утвержден был не без крови: ибо Моисей, произнесши все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь Завета, который заповедал вам Бог; также окропил кровью и скинию и все сосуды служебные. Это образ Пречистой Божественной Крови Христа Нового Завета, без которой не может быть очищения грехов, а потому Кровь в Таинстве Причащения необходима как для клира, так и для мирян.

Чудно обновляюсь я Божественными Тайнами Тела и Крови Христовых всякий день даже доселе – до 70-го года моей жизни, и как бы не старюсь, сохраняясь благодатью свежим и бодрым в душе и теле. Благодарю, благодарю, благодарю за сие и за все милости Господа моего Иисуса Христа! А сколько сил Его, сколько побед совершено Им во внутреннем моем мире – нет числа! Слава, слава, слава Богу в Троице!

Наглядное доказательство истины слов Спасителя: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Я ежедневно с благоговением совершаю литургию и причащаюсь Святых Таин, и вот плоды этого причащения: очищение, освящение, обновление, победа над страстями, мир душевный, свобода, дерзновение, радость о Дусе Святе; молитва о себе и о других, сопровождаемая чудными действиями внутри и вовне и в душах многих; исцеление от просфор и от всего, что я пью и ем и даю другим приемлющим с верою; животворность благословения, преподаваемого рукою моею; радость общения в молитве и беседах с людьми.

Аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6, 53). А многие, многие не вкушают Плоти и Крови по неверию, по нерадению, неправоверию, из угождения миру. Многие писатели, как мне известно, не причащались едва не во всю жизнь Святых Таин и умерли без напутствия в жизнь вечную из-за стыда перед своими собратиями, говоря предлагающим причастие Святых Таин:

«А что скажут о мне мои собратия по перу?» Колико мните, сподобится горшия муки, иже Сына Божия укоривый и Кровь завета скверну возмнив? (Евр. 10, 29). А сколько таких пустозвонов на свете? А сколько роскошных и жестосердых весельчаков-богачей, подобных упоминаемому в Евангелии? Сколько фарисеев и лицемеров? Сколько книжников в христианстве? Сколько священников и первосвященников, несвященно и неправо мудрствующих и живущих?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: