Через воздержание (борьба с собою): внутренняя борьба в человеке, распинание многострастной плоти

Подвизайтесь, братия и сестры, усердно ради спасения своей души и Царствия Небесного. Подвизающимся сплетаются светлые венцы нетления и вечной славы и радости. Не дремлите, не спите; ускоряйте свое шествие к Богу. Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12–13). Обновляйтесь, ветхого человека с делами его совлекайтесь; тление отлагайте; страсти распинайте и искореняйте. Поститесь, молитесь.

Кто не видит слепоту, безрассудство, срамоту, безумство, нелепость, гибельность греха? А если он таков, то зачем продолжаем грешить? Зачем делаем беззаконие? Наш долг и прямая польза – всеусильно бороться с грехом, призывая усердно помощь Божию, без которой немыслимо одолеть какой-либо грех, ибо сказано: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Наш долг – знать обычную хитрость, прелесть, фальшь греха, явную гибельность, испытанную нами над собою и над бесчисленным множеством людей; с другой стороны – правоту, красоту, жизненность, свободу, славу, мир, радость, торжество добродетельной души, здравие и крепость тела, неподдающегося греху, успех во всех житейских делах человека добродетельного, ясность понимания всех и всего окружающего; для человека добродетельного всегда день, как для грешника – вся жизнь темная ночь, ибо страсти ослепляют человека.

Боритесь же непрестанно с грехом с помощью Божией: Господь Помощник наш и Заступник наш, ближе к нам всегда, чем грех, чем диавол, хотя и этот всегда близок по причине рабства нашего ему, по причине угнездения его в глубине наших душ… Но его надо непременно выгнать из внутренних гнезд и бить вора, мошенника, срамника, убийцу нещадно, в каком бы виде ни появился насильничать в нас. Так бей нещадно свое самолюбие, тщеславие, гордость, алчность, корыстолюбие, скупость, жестокосердие, гневливость, раздражение, непослушание, суеверие, уныние, ропот и прочие грехи – обман, всякую кривду, блудные помыслы, похоти… срамные речи, срамные виды всякие… Все-все гони грешное, нечистое, ненавидь всей ненавистью, бей воров, татей всяких мысленных нещадно и до конца истребляй, чтобы не утаились где, не засели тайно в сердце, и будешь ты тогда друг Самому Богу. Не ктому вас рекох рабы, но други, аще творите, елика Аз заповедаю вам (ср.: Ин. 15, 15, 14).

Нога моя ста на правоте (Пс. 25, 12), – говорит царь и пророк Давид, то есть душа моя утвердилась на пути правом, на добродетели, на страхе Божием, возненавидев всякий путь неправды. Отчего бы и мне давно не утвердиться на этом Божием пути не уклониться совершенно от зла и не творить только благо? Отчего бы не утвердиться на твердой точке стояния, как этого достигли прежде нас жившие и подвизавшиеся святые? Разве у них и у нас не та же природа? Разве они жили без искушений, без скорбей и болезней? Разве не нападал на них грех, разве не боролись они с различными страстями плоти и духа? Боролись и побеждали. Причина греха ведь в нас самих, в плоти нашей многострастной, в нашем самолюбии, честолюбии, гордости, властолюбии, нетерпении, лености, корыстолюбии, жестокосердии, упрямстве, самомнении, вольномыслии, двуличности, лицеприятии и лицемерии, лживости, недоброжелательстве, зложелательстве и злорадстве, в сомнении и неверии истине, в лакомстве и чревоугодии, в унынии, малодушии, отчаянии и прочих бесчисленных страстях. Боритесь с собою, с своими греховными привычками, наклонностями, страстями, – побеждайте, по падении снова восставайте и опять побеждайте, памятуя слова пророка: аще и возможете, враги – мои грехи и страсти мои, – и паки побеждени будете, яко с нами Бог.

Поминайте чаще, что Господь наш сделал и делает для нашего спасения; какие подал и подает силы борющимся против греха, как славно венчает победителей греха. При таком ли всесильном Вожде нам дремать, лениться и падать? А если и падешь по немощи, по навыку грешному или по неопытности, – тотчас вставай и опять борись, умудряйся в духовной брани и побеждай; не всегда же быть рабом пагубного греха, – надо выйти на волю, на свободу Божию.

Кого изображает Лазарь умерший и смердящий? Все человечество, смердящее перед Богом всякими грехами и мертвыми своими делами; изображает каждого грешника в отдельности – в смраде самолюбия, гордости, плотоугодия, сладострастия и всяких плотских грехов, лукавства, зависти, обид, сребролюбия, славолюбия, жестокосердия, непослушания, неверия, кощунства, хулы и поругания над истиной, лжи, обмана, коварства; в лености к молитве, покаянию и ко всякой добродетели. Такими и другими многими грехами смердит человечество перед Богом. О, если бы оно воскресло все от мертвых дел, как Лазарь, и вошло в правду Божию; исполнило правду Божию с помощью величайшего Праведника Христа, Сына Божия! Святые исполнили эту правду подвигами всей жизни своей, победами греха, и теперь вкушают бессмертные плоды оправдания Христова. Последуем и мы за ними подвигами воздержания, молитвы, покаяния, милостыни, правды и святыни!

Души, сотворенные по образу Божию, святому, прекрасному, нетленному, вечному, и падшие в скверну и безобразие греха, не прельщайтесь никакой земной красотой, никакими сокровищами земными, почестями земными, скоро исчезающими, прельщающими неразумных, неосторожных и недальновидных, не обращайте вожделений ваших сердечных к тленным лицам и вещам, но к единому всевожделенному, прекрасному, всесвятому, всеправедному, всеблагому, нетленному Богу; не предпочтите никого и ничего любви Его, и наследуете и узрите красоту и славу вечную, блаженство нескончаемое. Потрудитесь здесь над возделанием своего сердечного поля и вверенного вам духовного виноградника возрастите не только цветы, но и плоды духовные, – и во веки не взалчете.

Оцените достойно благородие и красоту души своей как образа Божия и отмойте слезами покаяния ее нелепоту и безобразие, побеждая все страсти и творя святыню в страхе Божием. Краток труд, нетруден подвиг, ибо иго Господне благо и бремя Его легко (ср.: Mф. 11, 30), но воздаяние вечное; еще немного – и восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих, на ложах неветшающих Царствия Божия. Есть из-за чего здесь потрудиться! Господь облегчил тебе труд, много потрудившись для тебя и за тебя, прошедши здесь путь страданий ужасных и бесчеловечных. Не прельщайся благами, сокровищами, сладостями, красотами сего скоропреходящего и погибающего мира. Борись, молись, трудись, подвизайся, не ленись, чтобы вечно покоиться там, где все праведные упокоеваются.

Всякий грех льстит, язвит, смущает, теснит, омрачает, насилует мою душу. Требуется непрестанное к себе внимание, к своим помыслам, чувствам, вожделениям; требуется непрестанная борьба всего внутреннего человека: молитва ко Господу с покаянием от всего сердца, познание прелести и гибельности греха, ненависть к нему, сознание нелепости и безумия его; и когда это будет, тогда душа победит грех; и какой покой душевный после того последует! Какая сладость дивная! Какая свобода, сила духа! Какой свет просветит душу! Вот что нужно человеку – бояться Бога, хранить Его заповеди, ибо в этом для человека все – в этом его жизнь, покой, довольство, сила, свет, все благо, все счастье.

Возьмите врата князи ваша, и внидет Царь славы (Пс. 23, 7). Какие врата, коими входит Царь славы, и какие князи господствуют в этих вратах и не допускают Царя славы войти ими? Это врата нашего сердца, коим владеют различный страсти наши: самолюбие, саможаление, плотоугодие, чревоугодие, пьянство, блуд, леность, гордость, честолюбие, зависть, сребролюбие, жестокосердие, скупость, тщеславие, злопамятство, злоба, ненависть, уныние, отчаяние, неверие, непослушание. Вот эти и другие бесчисленные страсти порабощают душу человеческую и препятствуют Господу войти в нее и обитать в ней. Чтобы Он вошел и жил в ней, надо объявить войну многострастной плоти своей – распять ее со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), прекратить всякую греховную дружбу с нею и держать ее всегда на узде и в поводу, строго подчиняясь закону Божию. Аще кто хощет по Мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8, 34).

Опытом дознано, что каждая страсть, допущенная человеком вначале и не получившая должного, от всей души, отпора, начинает пускать глубоко и постепенно свои корни и увеличивается в степени и силе, и повторяясь, опять слабо, нерешительно отражаемая сердцем и произволением человека, охватывает наконец всего человека: мысли, чувства, вожделения, волю, память и воображение, и он делается жалким рабом диавола – человекоубийцы лукавого, злобного, скверного, всезавистливого, всепрезорливого, прегордого, и при находе искушений человек бедствует, как корабль в море в сильную бурю. Итак, надо все усилия употреблять, чтобы с корнем вырывать из души страсти и не потворствовать им; стараться всех искренно любить, всех прощать, всех оценивать по достоинству.

Тля греха вошла в человечество весьма глубоко в самую глубину душ – и человек нуждается в величайшей помощи Божией, сверхъестественной, и в усилиях со своей стороны к отчуждению от греха, самых усердных и постоянных: в молитве, внимании к себе, воздержании, посте и добрых делах; все существо человека проникнуто грехом и тлею греха. Враг бодрствует и действует в людях непрестанно, ища, как лев, кого поглотить (1 Пет. 5, 8): ему надо противиться с твердой верой и постоянством. Христос пришел на землю для искупления нашего: мы члены Христа и Церкви; мы святое и избранное стадо, мы воины Христовы, воюющие с плотью, миром прелюбодейным и диаволом, и должны противиться всем страстям и побеждать их.

Отчего люди действуют в ущерб, во вред себе, не только временный, но и вечный? От маловерия и неверия, незнания Священного Писания, гордости, самолюбия, самомнения, плотоугодия; от невнимания к себе и нерассуждения о последней цели своего бытия; от нежелания борьбы, усилий бороться с своими порочными наклонностями, привычками и страстями; между тем как христианину, воину Христа Бога, нужна усиленная борьба и война с грехом, необходимо постоянное противодействие насилию греха, самоотвержение и распинание своего самолюбия во всех его бесчисленных видах, памятование о своем образе Божием в душе и необходимости стремления к Первообразу Своему – Богу, без Которого мы мертвы, окаянны, бедны, нищи, слепы, наги.

Будем учиться искусству из искусств – вое вать с грехом, с самым лукавым и сильным врагом нашим. Но наперед говорю: никто не надейся на свою силу или разум, искусство или мужество, чтобы победить этого врага: нет, он сильнее всех нас. На силу Божию будем надеяться, на силу Христа Спасителя нашего, победившего за нас врага нашего диавола и даровавшего нам имя Свое, Крест Свой, благодать и силу Свою для победы над врагом. Он научает руки наши на ополчение и персты наши на брань (Пс. 143, 1). Будем вместе учиться. Тебя борют грехи, страсти различные? И меня борют. Тебя соблазняет враг? И меня также. Ты падаешь? И я падаю. Но я падаю и всегда восстаю. Борют и побеждают меня страсти, например гнев, гордость, зависть, вожделения. Но я немедленно каюсь, молюсь, плачу, напрягаю веру, надежду на Господа, молюсь горячо о помиловании – и побеждаю страсти мои и врагов моих невидимых, борющих меня, и восстаю. Воспринимаю сердце чистое и дух правый во утробе моей, мир, свободу, дерзновение благодатью Христа.

Усердная борьба с грехом укрепляет душу в вере, надежде и любви к Богу и ближнему, и во всякой добродетели, и в чаянии вечного воздаяния. Ибо человек, искренно борющийся с грехом, ясно видит сердечными очами поборающего по нем Господа и награждающего за борьбу миром, свободой и дерзновением.

Борьба с грехом есть борьба за жизнь – жизнь во грехах не есть жизнь, а непрестанная смерть, непрестанное умирание. Вскую умираеши, доме Израилев, – говорит Бог через пророка согрешающим евреям (Иез. 18, 31). Свобода от греха есть жизнь: Аще Сын освободит вы, воистину свободни будете (Ин. 8, 36). Всяк творяй грех, раб есть греха (Ин. 8, 34).

Борьба с грехом и победа над ним человека боримого сопровождается внутренним довольством, миром и спокойствием совести, свободой в душе и теле, душевной крепостью и силой, светом духовным, здравием тела. За грехом же, напротив, всегда следует недовольство собой, смятение, скорбь и теснота души и тела, помрачение души, духовная неволя и плен; укоры совести, огонь палящий, оскудение крепости и силы духовной, возрастание и усиление в духе всякого зла и всякие болезни.

Велика сила греха, сила губительная, но больше – помощь Божия против греха, помощь спасительная; силен враг-губитель, но сильнее его Спаситель; заразительна, люта болезнь греха, но сильнейшее дано и врачевство против него – вера во Христа, Его заслуги, Его милосердие, покаяние, самое Пречистое Тело и самая Пречистая Кровь Господа. Все дано нам для спасения от греха и для преуспеяния в вере и добродетели. Только маловерие наше, нерадение и леность служат препятствием ко спасению да пристрастие к своей многострастной, преходящей и растлевающейся плоти да к миру, который тоже преходит с похотию своею (1 Ин. 2, 17).

Многих прельщает сласть греха, но эта сласть обманчивая, временная, скоропреходящая, а мучения за грех непокаянный продолжаться будут вечно, без конца; а гнев Божий на грешников нераскаянных нестерпим… Одумаемся же все, пока есть время, и будем подвизаться против греха, чтобы получить вечную награду и нетленный венец, вечное наслаждение, вечную похвалу от Бога, и ангелов, и святых – покой и радость.

Несть наша брань к плоти и крови, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего (Еф. 6, 12)… Жизнь наша на земле – война, непрестанная война: ибо непрестанно воюют невидимые враги, через бесчисленные наши страсти; воюет и сама плоть наша, подверженная страстям, воюет мир прелюбодейный и грешный своими соблазнами, неправдами; борет нас плоть наша: самолюбием, самоугождением, леностью к молитве и ко всякому доброму делу, лицемерием, лукавством, двоедушием, сладострастием, блудными помыслами и вожделениями, злобой, злопамятством, злорадством, завистью, недоброжелательством, раздражением, унынием, ропотом, малодушием, ложью, обманом, неправдою, хульными помыслами, страстью к осуждению других, невоздержанием, пьянством, чревоугодием, любостяжанием, корыстолюбием, неверием, вольнодумством, непокорностью, непослушанием, стремительностью, рвением и понуждением ко всякому греху, холодностью и отчуждением от всякого добра.

Потому Спаситель наш говорит в Евангелии: Царствие Небесное силою берется, и усильные искатели приобретают его. Но мы должны всегда верить и помнить, что с нами Бог, невидимый Помощник и Соратник против всякого греха, всемогущий наш Защитник и Победитель врагов наших; с нами Владычица Богородица, Взбранная Воевода наша; с нами ангелы-хранители; с нами все угодники Божии, молитвами своими ходатайствующие за нас у Господа и житием своим поучающие нас непрестанно всячески противиться греху, молиться, внимать себе и бодрствовать непрестанно и побеждать грех благодатью Христовой.

Во плоти моей – непрестанная вражда на Бога и ближнего; сладостно любить Бога – мирно, легко, широко на душе – также и ближнего, но плоть борет, беснуется сладострастием чресл, самолюбием, чревоугодием и лакомством, завистью ближнему, корыстолюбием, суетной злобой на ближнего, ни в чем против нас не повинного. Вот и борись с нею непрестанно, молись, осуждай себя.

Блудный яд сатана крайне усиленно ввергает в сердце и в чресла и во все тело с величайшим льщением. Крепись, раб Христов, и помни, что твое наслаждение нетленное и пречистое – Христос. Для Него храни твое сердце от всякой нечистоты.

Необходимо истинному христианину распинать свою плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), ибо враг легко уловляет в свои сети всякого, имеющего пристрастие к плотским наслаждениям или к корысти и сребролюбию; одно мгновенное услаждение плотской похотью, или мгновенное пристрастие к деньгам, или алчность к ним и жаление для бедного – и человек в плену у врага, и от Бога отпал, и врагом Богу стал. Аще кто хощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4, 4). Не любите мира, ни яже в мире: яко все, еже в мире: похоть плоти, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть. И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки (1 Ин. 2, 15–17), что и оказалось на всех святых Божиих; они живы и по смерти и прославляются вечно.

Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Пришел ли ты к сознанию необходимости распинать свою плоть в каждую минуту своей жизни, так как плоть каждую минуту воюет против духа и оскверняет все существо человека через взгляд, осязание, вкус, обоняние и слух; через помыслы, воображение, чувства, возбуждение страстей различных она усиливается осквернить и растлить человека. Всех и все она готова сделать предметом своих страстей – самолюбия, сластолюбия, тщеславия, честолюбия, лукавства, зависти, любостяжания; всех и все представить в извращенном, нечистом, растленном виде, извратить и осквернить ум, чувство, память, воображение; всех и все обратить в предмет презорства, насмешки. От служения на пользу ближним уклоняется, заключаясь только в себе, служа своим корыстным, эгоистическим видам. О, какой стоглавый змий гнездится в нашей многострастной плоти! Как усердно, постоянно надо его распинать, умерщвлять, доколе он не убил нас окончательно! Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми.

Излишество в пище и питии крайне расслабляет душу и тело. Мы это знаем из бесчисленных опытов и своих и чужих, однако же продолжаем пресыщаться лакомыми яствами. Не бессмыслица ли это? Не самовреждение ли? Не раздражаем ли мы тем своего Творца и Владыку, желающего в нас обитать, как в Своих храмах нерукотворенных? Будем подражать святым, всю жизнь проводившим в воздержании, чистоте и в непрестанных молитвах. Довольно играть, чем не должно, и вредно, и пагубно.

Опасность согрешить, оскверниться, отпасть от Бога и духовно умереть находится в нашей любви к плоти своей, к сластям ее, особенно к женской сласти, в гордости и самолюбии, самовозвышении и уничижении ближнего; еще опасность ко греху часто зависит от любви нашей к покою плоти, от желания побольше поспать; а потому – надо презирать плоть как преходящую, «прилежати же о души, вещи бессмертней» (тропарь общий преподобному), бодрствовать, молиться, трудиться. Помогай Бог всем одолеть страсти плоти!

А сколько духовной, нетленной сладости, покоя и блаженства находится в исполнении воли Божией, благой, святой, премудрой, нетленной, вечной, блаженной! Столь много, что из-за этого блаженства любомудрые христиане и христианки претерпевали с радостью всякие подвиги, мучения, изнурения плоти, денноночные молитвенные стояния, всякие насмешки, огорчения и озлобления и гонения от людей и от бесов и всякие иные злострадания, и не обманулись в своей надежде – получили вечные блага и вечное блаженство.

Сохраняя строгое целомудрие душевное и телесное, чувствуешь в себе мир и полноту жизни духовной и телесной – легкость, жизнерадость, простоту; а нарушив целомудрие, хотя бы одним помыслом и плотским незаконным блудным вожделением, тотчас ощущаешь смятение, тесноту, тяжесть, срамоту и малодушие, уныние; покаявшись от всего сердца, опять чувствуешь мир и дерзновение перед Богом и людьми. Таков нравственный порядок у Бога. Столько поощрений для добродетели и столько наказаний, вразумлений для зла и лукавства, чтобы уклоняться от него. Слава Богу!

Умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим буду (1 Кор. 9, 27). Где дружба с плотью, там не может быть успехов в духовной богоугодной жизни.

Проклятое невоздержание и чревоугодие! Какое множество ошибок делаем мы в продолжение нашей жизни, предаваясь неумеренному аппетиту и наслаждению. Сколько раз раскаивались, принимая намерение быть воздержными, и не исполняли, что хотели сделать! Как достопочтенны и достоподражаемы в этом отношении, как и во многих других добродетелях, святые угодники Божии, строго наблюдавшие воздержание в продолжение всей жизни и все старание, всю силу, весь ум, все сердце, всю волю, все существо свое посвятившие Богу и любви Его – молитве, созерцанию, духовному деланию. И потому сколь достойно прославляются и от Бога, и от людей, и от Церкви Святой! Вот между бесчисленными святыми святитель Николай Чудотворец прославился воздержанием, верой, смирением, чистотой, милосердием, ревностью по вере и жизни. А Соборы преподобных греческих и российских, сербских, болгарских, грузинских и прочих народностей! Сколько их угодили Богу и спаслись воздержанием! Ревнуй им, христианин, ревнуй им ты, душе моя, и скоро спасайся от прелести чрева и чресл!

Святые угодники Божии до того укрепили души и тела свои во святыне молитвой непрестанной и неослабным воздержанием, что были недвижимы на грех и страсти, пребывая кроткими, смиренными, целомудренными, послушными во всем Господу и Церкви Его, а мы, постоянно увлекаясь лакомством и невоздержанием, бываем удобопреклонны ко всякому греху: гневу, злобе, блуду, зависти, нетерпению, непослушанию, гордости, кичению, унынию и прочим страстям. Итак, надо поститься и быть всегда воздержными.

Побуждения алчности, лакомства и чревоугодия господствуют в человеке, преданном чреву, над всеми помышлениями, желаниями, намерениями и действиями, производят часто неохоту и леность к прямым его обязанностям, непослушание, гнев, озлобление, и во время молитвы проявляются холодностью, небрежностью, поспешностью. Должно всячески умерщвлять страсть чревоугодия и держать чрево в должных границах, давая ему только необходимое.

Беда наша в том, что мы очень любим свою плоть, ведем дружбу с нею, угождаем ей усердно, а с нею любим и грех; ибо грех царствует над нами через плоть, как и вначале воцарился над людьми именно прежде всего и больше всего через плоть, через вкушение запрещенного плода. Потому христианину должно непременно распинать плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24).

Один помысл плотской, нечистый есть вражда на Бога; минутная похоть, минутная злоба, зависть или пристрастие к пище, питью, одежде, другому чему из вещественных благ есть вражда на Бога, и эта вражда – во плоти нашей; плоть наша многострастная есть враг Богу и нам, и ее-то надо распинать воздержанием, молитвой, богомыслием, чтением слова Божия, трудом, бдением, смирением, послушанием, что и делали все святые угодники, стоя непрестанно на страже помыслов сердечных и движений плотских и душевных, молясь непрестанно, упражняясь и в телесных трудах.

Если враг бесплотный, отступник от Бога, всезлобный, льстивый, губительный представляет тебе сладость греха, хотя минутная она, скоропреходящая, то представь себе, вспомни, что в Боге – сладость вечная, несказанная. Если враг прельщает красотой телесной и вообще вещественной, мирской, то в Боге – красота первоначальная, неописанная, вечная, от которой всякая красота духовная и телесная, вещественная имеет свое начало, и сколько угодно пленяйся ею, восхищайся, насыщайся: она чиста, нетленна, всеблаженна; святые ею именно и восхищались, наслаждались и для нее всякую красоту земную презирали, считали тщетною, суетною, как преходящую и тленную, и ради нее постились, молились непрестанно, страдали, терпели бесчисленные мучения, боясь осквернить себя грехом и на одно мгновение, чтобы не лишиться наслаждения сей красотой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: