20 января Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы прославляем и почитаем последнего пророка Ветхого Завета — Иоанна Крестителя. Последнего, который так и не перешел рубеж, так и не вошел в Царствие при своей земной жизни. Подобно тому, как в древности Моисей повел народ Божий в Землю обетованную, но сам умер на ее границе, на высоком берегу реки, глядя на нее издалека, с вершины горы глядя на землю, на которую он уже не ступил.
Земля обетованная — это далекое прошлое. Когда Господь говорит «блаженны кроткие, ибо те наследуют землю», Он уже имеет в виду не землю в обычном смысле слова, а Небесное Царство, приходящее в наш мир. И вот об Иоанне Крестителе Господь сказал, что среди всех рожденных женами не было более великого, чем Иоанн Креститель, потому что ему дано было стать глашатаем спасения и искупления. И через него Небесный Отец призвал Своего Сына на служение.
Господь жил в Назарете, никем не узнанный, неведомый. И вот когда до Его селения Назаретского дошла весть о том, что пришел Иоанн, что он призывает к покаянию и возвещает близость спасения, тогда поднялся Иисус, покинул Свой дом и двинулся к Иордану — там уже начинается история Его служения. Значит, Иоанн Креститель был для Него как помазующий, как наставляющий, как привратник, который распахнул перед Ним ворота для того, чтобы Господь начал Свой путь.
|
|
«Самый великий — говорит о нем Господь, — и в то же время самый малый в Царстве Небесном» [77]. Потому что когда наступило новое Царство, уже иное было благовестие, а Иоанн остался по другую сторону. И находясь в тюрьме, он еще посылал к Господу спрашивать: «Ты ли Тот или ожидать нам другого?» [78]
Но прошло время, и самый последний снова сделался первым. И он для нас всегда первый: посмотрите на любой иконе, там где Спаситель — не земной, а на троне восседающий! — рядом с Ним всегда Матерь Божия и Иоанн Креститель.
Жизнь — страдание. Была у него жизнь короткая и горькая. Также как Моисей, который не смог ступить на ту землю, в которую вел людей, так и Иоанн Креститель, провозглашая близость Нового Завета, не вступил в него. Потому что участь избранников — это голгофская участь, участь печали и страданий! И на фоне этого страдания они все равно торжествуют, потому что делят Крест Господа нашего, Его страдания, чтобы обрести с Ним вечную радость.
Аминь.
20 января 1988 г.