Количество предметов изучения бесчисленно, а познавательные способности

ЧЕЛОВЕКА ОГРАНИЧЕНЫ Персидский мудрец говорит: "Когда я был молод, я сказал себе: хочупознать всю науку. И я узнал почти все, что знали люди, но когда я стал стари взглянул на все то, что я узнал, то я увидел, что жизнь моя прошла и яничего не знаю". Наблюдения и вычисления астрономов научили нас многому, достойномуудивления; но самый важный результат их исследований, пожалуй, тот, что ониобнаружили перед нами бездну нашего невежества: без этих знаний человеческийразум никогда не мог бы представить себе всю огромность этой бездны, аразмышление об этом может произвести большую перемену в определении конечныхцелей деятельности нашего разума. Кант "Есть травы на земле: мы их видим; с луны их было бы не видно. На этихтравах есть нити, в этих нитях - маленькие животные, но дальше этого ничегоуже нет". Какая самонадеянность! "Сложные тела состоят из элементов, а элементы неразложимы". Какаясамонадеянность! Паскаль У нас не хватает знаний, чтобы даже понять хоть только жизньчеловеческого тела. Посмотрите, что нужно знать для этого: телу нужны место,время, движение, теплота, свет, пища, вода, воздух и многое другое. Вприроде же все так тесно связано между собою, что нельзя познать одного, неизучив другого. Нельзя познать части, не познав целого. Жизнь тела нашего мыпоймем только тогда, когда изучим все то, что нужно ему; а для этогонеобходимо изучить всю вселенную. Но вселенная бесконечна, и познание еенедостижимо для человека. Следовательно, мы не можем вполне уяснить себе ижизнь нашего тела. Паскаль Опытные науки, когда ими занимаются ради них самих, разрабатывая их безруководящей философской мысли, подобны лицу без глаз. Они представляют одноиз занятий, подходящих для средних способностей, лишенных, однако, высшихдарований, которые были бы только помехой при этих кропотливых изысканиях.Люди с такими средними способностями сосредоточивают все свои силы и всесвое уменье на одном-единственном отграниченном научном поле, где они имогут поэтому достигнуть возможно полного знания, при условии совершенногоневежества во всех других областях. Их можно сравнить с рабочими в часовыхмастерских, из которых одни делают только колеса, другие - только пружины,третьи - только цепи. Шопенгауэр Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, незная самого нужного. Изучение естественной истории дошло, наконец, в Германии до безумия.Хотя для Бога насекомое и человек - равноценны, однако для нашего разума этоне так. Как много должен человек привести в порядок, прежде чем он дойдет доптиц и мотыльков! Изучи свою душу, приучи свой ум к осторожности в сужденияхи сердце к миролюбию. Научись познавать человека и вооружись мужествомговорить правду на благо твоих ближних. Навостри ум свой математикой, еслине найдешь для этого никакого иного средства; остерегайся толькоклассификации букашек, поверхностное знание которой совершенно бесполезно,точное же уводит в бесконечность. "Но Бог бесконечен в насекомых так же, как и в солнце", - скажешь ты. Яохотно признаю это. Он неизмерим и в песке морском, разновидностей которогоеще никто не систематизировал. Если ты не чувствуешь особенного призванияловить жемчуг в тех странах, где этот песок находится, оставайся здесь ивозделывай свое поле: оно потребует всего твоего прилежания; и не забывай,что вместимость твоего мозга конечна. Там, где сидит какая-нибудь историябабочки, нашлось бы, может быть, место для мыслей мудрецов, которые могли бывдохновить тебя. Лихтенберг Сократ не имел столь обычной слабости толковать в своих беседах о всемсуществующем, отыскивать происхождение того, что софисты называют природой,и восходить до основных причин, от которых произошли небесные тела. Неужели,- говорил он, - люди считают, что постигли все то, что важно человеку знать,если занимаются тем, что так мало касается человека? В особенности удивлялся он слепоте тех ложных ученых, которые несознают, что человеческий ум не может проникнуть в эти тайны. - Потому-то,говорил он, - все эти люди, воображающие, что смеют толковать о них, далеконе сходятся в своих основных мнениях, и когда послушаешь их всех вместе, токажется, что находишься среди сумасшедших. И действительно, какиеотличительные признаки несчастных, одержимых безумием? Они боятся того, вчем нет ничего страшного, и не страшатся того, что действительно опасно. Ксенофонт Мудрость - предмет великий и обширный, она требует всего свободноговремени, которое может быть посвящено ей. С каким бы количеством вопросов тыни успел справиться, тебе все-таки придется промучиться над множествомвопросов, подлежащих исследованию и решению. Эти вопросы так обширны, такмногочисленны, что требуют отстранения из сознания всего излишнего для того,чтобы предоставить полный простор работе ума. Тратить ли мне свою жизнь наодни слова? А часто бывает, что ученые больше думают о разговорах, нежели ожизни. Заметь, какое зло порождает чрезмерное мудрствование и как оно можетбыть опасно для истины. Сенека Наука - это пища для ума. И эта пища для ума может быть так же вредна,как и пища телесная, если она не чиста, подслащена и если принимаешь ее не вмеру. Так что и умственной пищи можно переесть и заболеть от нее. Для того,чтобы этого не было, надо так же, как в телесной пище, принимать ее толькотогда, когда голоден, когда чувствуешь необходимость узнать, - только тогда,когда знание нужно для души.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: