Валютный дилинг — высоко спекулятивные операции по продаже банком валюты на бирже через своих сотрудников — дилеров. Он включает торговлю валютой на внешнем и внутреннем валютных рынках.
Эффективность дилинга зависит от следующих факторов:
1) объем капитала, достаточный для игры на бирже;
2) информационное обеспечение;
3) уровень коммуникаций, т.е. информационно-дилинговых систем, предназначенных для технического анализа краткосрочных и долгосрочных тенденций изменения курса валют.
Для повышения эффективности дилинга в зарубежных странах существуют специальные дилинговые центры, и связи с развитием валютного дилинга в России такие центры создаются и у нас в стране, что позволяет не только банкам, но и предприятиям небанковской сферы эффективно проводить операции с временно свободными денежными средствами, а банкам и инвестиционным фондам аккумулировать средства граждан путем проведения трастовых операций и проводить с этими средствами дилинговые операции.
|
|
К дилинговым системам предъявляются следующие требования:
1) предоставлять необходимый объем информации;
2) предоставлять технические возможности по его анализу;
3) обеспечивать работу в режиме реального времени.
Информационное обеспечение является главной составляющей дилинговых систем, так как курсы валют на мировых рынках меняются постоянно. На их изменения влияют:
1) состояние внутреннего финансового рынка;
2) политика ЦБ РФ в отношении процентных ставок;
3) стабильность или нестабильность внутренней и внешней политики;
4) природные катаклизмы;
5) общее состояние мирового валютного рынка.
Каждый участник валютного рынка должен адекватно отреагировать на изменение валютного курса, приняв быстрое и правильное решение о курсах покупки и продажи валюты. Для этого ему необходимо обработать большой объем информации, содержащейся в котировках, биржевых сводах, аналитических обзорах, известиях о состоянии внешнего и внутреннего финансового рынка, сообщениях информационных агентств. Компьютер, подключенный к глобальной информационной сети, оснащенный соответствующим программным обеспечением, является для такого участника незаменимым инструментом, поставляющим и частично обрабатывающим информацию, представляющим ее в удобной для анализа форме. Дальнейшая обработка информации — дело дилера, который на основании выбранной стратегии принимает решение.
Облегчать принятие решений, предоставляя информацию в виде понятных и удобных для анализа индикаторов, позволяют методы технического анализа, широко используемые за рубежом и в нашей стране. Назначение такого анализа — свести сложное и понятное только узкому кругу профессионалов движение цен на рынке к набору понятий: тренд, отклонение от тренда, различие между долгосрочными и краткосрочными трендами.
|
|
Поскольку курсы СПОТ и cross-курсы подвержены многократным изменениям в течение дня (до тысячи раз) и сделки в дилинговых центрах осуществляются только в режиме реального времени, постольку соответствующее техническое и программное обеспечение становится одним из важнейших условий удачной игры на валютном рынке.
В настоящее время в России действуют зарубежные информационно-дилинговые системы, а также системы Forex, создаваемые отечественными специалистами. Все эти системы предоставляют возможность для ведения технического анализа, определения краткосрочных и долгосрочных тенденций рынка, из них можно получить сводки международных и отечественных новостей, комментарии экспертов. Программы технического анализа позволяют отслеживать одновременно большое количество графиков и вычислять по каждому из них общепринятые показатели.
Дилинг в классическом виде представляет собой две краткосрочные операции:
1) депозитные операции по регулированию текущего валютного корсчета (если не хватает средств для платежей, то банк привлекает краткосрочные валютные депозиты; если образуется излишек, то его размещают на межбанковском рынке);
2) конверсионные операции — банки осуществляют конверсию средств из одной валюты в другую по поручению клиента и спекулируют на изменении валютного курса для получения арбитражной прибыли.
Простейшая дилинговая система включает 3 компьютера: один для совершения сделок на валютном рынке; два других — для непрерывного получения экономической и финансовой информации. Центральное место занимает персональный компьютер, с которого осуществляется связь со всеми абонентами соответствующей информационной сети. Все компьютеры связаны между собой.
Дилер со своего терминала выходит на интересующие его банки, каждому из которых в сети присвоен свой дилинг-код. Общение ведется путем стандартизированных вопросов и ответов. Обычно дилер выясняет котировку рубля к доллару (евро) с поставкой сегодня или завтра, выясняет, под какой процент берут или дают рублевые или валютные депозиты, либо может сразу выйти на рынок с определенной суммой, спрашивая у банка-клиента, по какому курсу он покупает и продает валюту.
В сети есть банки, выставляющие свои котировки покупки или продажи (обычно крупные банки), и банки, использующие котировки первых.
Цель операции — выбрать такой момент, когда рынок будет в нижней точке, если требуется купить валюту, либо в верхней — если нужно продать валюту, либо и то и другое — если это надо для спекулятивных операций (соответственно дешевле покупаешь, дороже продаешь). Примерно также обстоит дело и с депозитными сделками — дешевле привлечь и дороже разместить ресурсы.
Главная задача дилера — связать воедино работу всех отделов банка, выяснить, нет ли у них избытка или недостатка Ресурсов, и, соответственно, грамотно провести управление всеми денежными средствами банка.