double arrow

Одно важное предупреждение


Хочешь быть любимым — люби.

Сенека

Стоит различать уровни социальных проблем и личные комплексы. В игровом кино это заметнее, но нередко можно видеть, как и в информационном сюжете некоторые авторы вытаскивают на экран вместо социальных свои личные проблемы взаимоотношений с людьми, социальными группами, реальностью и т. д. Кто-то делает это из желания эпатировать зрителя или коллег, кто-то искренне не умеет их различить и подняться над собственной персоной. Но в результате на экране получается этакий эксгибиционизм, оставляющий зрителя в лучшем случае в недоумении, — а зачем он это смотрел? Ведь личные проблемы автора зрителей не волнуют.

Чаще всего вытаскивают свои садо-мазохистские и сексуальные комплексы, муже-, женоненавистничество и фобии. У каждого из нас, конечно же, есть свой «шкаф со скелетом», и даже не одним. Но это не повод тащить их на экран без переработки в замысел. Тут стоит быть осторожным и всегда проверять все элементы сюжета: не «просочилось» ли в него что-то из личных комплексов?

И еще. Я недаром все время говорю о замысле не «придумать», а «сформулировать». Потому что настоящий замысел, рождающийся из «болевой точки» — и это мое глубокое, основанное на опыте убеждение, — выдумать нельзя. Он сам скрыто рождается, живет и развивается внутри нас. Пока что-то или кто-то не заставит его выйти на поверхность.

Вот почему для журналиста так профессионально важно обладать, с одной стороны, развитой саморефлексией, позволяющей выявлять и формулировать свои личные ощущения и конфликты. А с другой — быть включенным (не ангажированным, а именно включенным) и в социальную жизнь, и в мировую культуру, и в коллективное бессознательное своего народа. Вот из «короткого замыкания» этих трех составляющих и рождается что-то стоящее. Кстати, именно отсюда, а вовсе не с использования фольклора, начинается народность искусства.

Главное, не опуститься с уровня личной заинтересованности на уровень ангажированности личными выгодами — даже если они кажутся в данный момент очень важными. Диалог со зрителем должен идти, как говорил Григорий Козинцев, на уровне «Время и Совесть».


Сейчас читают про: