Возникновение маркетинга

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА

Содержание и терминология маркетинга постоянно обновляются, но изначально они увязываются с процессом обмена, появлением товарно-денежных отношений, развитием форм собственности, а также развитием форм сбыта и взаимодействием производителей с потребителями продукции, товаров, работ и услуг.

Маркетинг, рассматривая как философию и инструментарий предпринимательской деятельности, он является результатом теорий и практик различных школ. Он развивался в ходе коллективного творчества предпринимателей, менеджеров, учёных разных стран, действовавших в конкретных политических и социально-экономических условиях.

Появление элементов маркетинга относится к середине XVII в., до этого периода возникают различные формы натурального обмена товарами, затем получают развитие первые элементы маркетинговой деятельности, такие, как реклама, цена и сбыт.

Первые принципы маркетинга наиболее явно применялись уже около 1650 г. в Японии. В то время один из членов семьи Мицуи в Токио открыл магазин, который по своему содержанию отвечал современному универсаму. В этом магазине были организованы секции, использовалась систематизация информации о потребностях клиентов, которая принималась за основу выработки товаров, пользующихся повышенным спросом.

Создание основных инструментов маркетинга – исследование и анализ рынка, принцип построения цен, организация сервисной политики – связывают с именем Сейруса Маккормика (1809-1884 гг.).

Начиная с 1902 г., в вузах США вводят дисциплины и читают лекции о проблемах маркетинга (курс «Маркетинг товаров», «Методы маркетинга» и т.д.).

В период 1910-1925 гг. маркетинг, с помощью которого исследовались рынки, стал проникать в бизнес, для чего на фирмах организовывались отделы по изучению рынка. Затем появились первые публикации, в которых делаются попытки формирования основ маркетинга, как искусство управлять сбытом.

В 1926 г. в США была организована национальная ассоциация маркетинга и рекламы, на её базе позже было создано «Американское общество маркетинга», переименованное в 1973 г. в «Американскую ассоциацию маркетинга».

Вторая Мировая война выступила катализатором развития тяжёлой промышленности, что потребовало новых принципов и подходов к процессу производства.

Далее развивается массовое производство, которое в условиях повышения платёжеспособного спроса над имеющимся предложением на рынке способствовало реализации сбытовой политики, накоплению опыта в области маркетинга, но, уже начиная с 1948 г., маркетинг стал рассматриваться как осуществление различных видов хозяйственной деятельности, направляющей поток товаров и услуг от производителя к конечному потребителю.

В 1960 г. была предложена модель, поясняющая содержание маркетинга – Модель «Четырёх P» Джерома Маккарти. В ней выделялись четыре основных элемента маркетинга – товар, цена, сбыт и реклама. Эта модель положила начало теоретическим исследованиям в области маркетинга – стали организовываться институты и ассоциации маркетинга, которые занимались маркетинговыми исследованиями, формировали терминологию и понятийный аппарат маркетинга.

В 1965 г. английский институт маркетинга предложил следующее определение маркетинга:

Маркетинг – это фактическая деятельность, система управленческих функций, с помощью которых организуют и руководят комплексом действий, связанных с оценкой покупательной способности потребителей, её превращением в реальный спрос на изделия и услуги и приближением этих изделий и услуг покупателям для получения прибыли или какой-либо другой цели.

Это определение получило признание и широко использовалось. С 1966 г. появилось большое количество других понятий маркетинга.

Известный специалист по маркетингу, Филипп Котлер считает, что маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Определение Американской ассоциации маркетинга:

Маркетинг представляет собой процесс планирования и осуществления замысла ценообразования, продвижения и реализации идей товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющих целям отдельных лиц и организаций.

Маркетинг – это философия и инструментарий взаимодействия хозяйствующих субъектов социально-экономической системы по поводу изучения, создания, воспроизводства и удовлетворения спроса конечных потребителей, их потребностей в товарах и услугах с целью получения прибыли или достижения иных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: