Выделяют, как правило, три взаимосвязанных комплекса задач маркетинга:
1) Задачи, относящиеся к деятельности на рынке, то есть связанные с регулированием спроса;
2) Задачи, относящиеся к сфере предприятия или фирмы;
3) Задачи, относящиеся к окружающей среде и общественным образованиям.
Задачи маркетинга формируются в рамках иерархии целей, времени и вида спроса, в тесном согласовании с целями организации или фирмы.
Исходя из конъюнктуры спроса, задачами маркетинга, относящимися к сфере рынка, являются следующие задачи:
Конъюнктура спроса | Задача маркетинга |
Полный спрос | Поддерживать удовлетворение потребителей |
Падающий спрос | Создать потребность |
Скрытый спрос | Развить потребность |
Приостанавливающийся спрос | Оживить потребность |
Колеблющийся спрос | Синхронизировать спрос |
Чрезмерный спрос | Отрегулировать спрос |
К сфере предприятия или фирмы относятся задачи маркетинга, связанные с координацией и интеграцией интересов политики предприятий, ориентированной на достижение целей фирмы, определяемой концепциями маркетинга. К таким задачам маркетинга относят:
|
|
– согласование стратегий;
– исследование товаров;
– развитие товаров;
– производство и хранение товаров;
– мероприятия по продаже и финансированию.
Кроме того, сюда включают задачи по согласованию использования инструментария маркетинга во внутренней системе сбыта на предприятии.
Задачи маркетинга этого уровня являются задачи, связанные с интеграцией маркетинга при формулировании главных задач и направлений политики организаций, то есть задач, относящихся к институционализации маркетинга в организационную структуру предприятия.
Следующий комплекс задачи маркетинга, относящийся к сфере окружающей среды и общественных образований, связан, в основном, с задачами обеспечения, социальной ответственности маркетинга перед обществом и окружающей средой. Это задачи:
– по недопущению искусственных методов и способов создания нужды в каких-либо продуктах, исходя только из цели достижения прибыли;
– по борьбе с манипуляциями рекламными средствами;
– по снижению чрезмерных затрат на рыночные коммуникации;
– по внедрению упаковки товаров, которая способствовала бы экологическим требованиям.
Главная задача маркетинга заключается в том, чтобы выявить, количественно оценить и реализовать существующие потенциальные возможности предприятия и рынка с целью балансирования спроса и предложения.
В рамках задач маркетинга формируются и постоянно упорядочиваются функции маркетинга, применительно ко всем этапам процесса маркетинга.