Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей. Из этого основополагающего принципа вытекают следующие цели:
– надо знать рынок;
– всесторонне изучать состояние и динамику потребительского спроса на данный товар (услугу);
– использовать полученную информацию в процессе принятия решений в научно-технических хозяйствах;
– максимально приспосабливать производство к требованиям рынка с целью повышения эффективности функционирования предприятия;
– воздействовать на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств, в целях формирования его в необходимых для предприятия направлениях;
– развивать и поощрять на предприятии творческий подход к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем и, в первую очередь, по совершенствованию и повышению качества продукции;
– организовать доставку таких товаров в таких количествах и в такое время и место, которые больше всего устраивали бы конечного потребителя;
– обеспечить целевое управление всем процессом (научные разработки, производство, реализация, сервис);
– разбивать рынок на относительно однородные группы потребителей (осуществлять сегментацию рынка) и ориентироваться на те сегменты, в отношении которых предприятие обладает наилучшими потенциальными возможностями, и выпускать продукцию с учётом особенностей отдельных сегментов рынка, характеризующихся типом покупателей и их потребностей;
– завоёвывать рынок товарами наивысшего качества и надёжности;
– добиваться преимущества в конкурентной борьбе за счёт повышения технического уровня и качества продукции, предоставления покупателю большего объёма и лучшего качества сопутствующих услуг.
Главное в маркетинге – это целевая ориентация и комплексность, то есть соединения предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельностей. Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает эффект только в том случае, если он используется как система.
На результаты маркетинга оказывает большое влияние внутренняя и внешняя среды предприятия.
Внутренняя среда может частично или комплексно контролироваться руководством предприятия или службой маркетинга. К факторам внутренней среды относят:
– уровень складских запасов;
– наличие денег на счёте;
– объём продаж;
– состояние научных и опытно-инструкторских разработок.
Внешняя среда или то окружение, в котором действует предприятие, состоит из участников рыночных отношений. От их поведения, целевых установок и интересов в большей или меньшей степени зависит благополучие предприятия, результаты его хозяйственной и коммерческой деятельностей. Принято разделять все факторы внешней среды на: поддающиеся воздействию и не являющиеся таковыми.