Разведка моста и составление карточки инженерной разведки существующего моста
Инженерная разведка районов заготовки мостовых конструкций (РЗМК) и строительства моста (РСМ) производится в целях получения конкретных данных для выбора этих районов, которые в наибольшей степени отвечали бы предъявляемым к ним требованиям, а также для выработки решения на заготовку мостовых конструкций и строительство моста. При этом определяется ориентировочный объем работ по оборудованию РЗМК и РСМ, разграждению и дезактивации, фортификационному оборудованию и прокладыванию путей с учетом условий проходимости, маскировочных и защитных свойств местности. На каждый район обычно назначается инженерный разведывательный дозор (ИРД), возглавляемый офицером.
Данные инженерной разведки заносятся на карту (схему) и в карточку инженерной разведки
Схема разведанного участка местности

Схему составил полковник Н.М. Петров
Определение грузоподъемности моста
Определение размеров моста и его элементов
Размеры моста и его элементов измеряются не менее двух раз. За расчетный размер принимается среднее арифметическое значение из двух замеров.
Величины пролетов и поперечных размеров моста, длина его элементов и размеры опор определяются с точностью до 5 см.
Поперечные сечения деревянных, железобетонных, бетонных и каменных мостов измеряются с точностью до 1 см, а расстояния между нагелями, болтами и гвоздями в деревянных мостах с точностью до 2 мм.
Поперечные сечения элементов металлических мостов, диаметры болтов, тяжей, гвоздей и заклепок измеряются с точностью до 1 мм.
При определении расчетных размеров поперечных сечений деревянных элементов учитывается глубина и ширина поражения их гнилью. В расчет принимается только здоровая древесина.
Размеры сечений металлических элементов измеряются после очистки поверхности от грязи, краски и ржавчины.
Толщина металлических листов измеряется возможно дальше от кромок; толщина уголков- посередине ширины полок; толщина стенок прокатных двутавров или швеллеров в средней трети высоты профиля; толщина горизонтальной полки двутавров в ее четверти, а швеллеров в середине ширины полки. Для определения грузоподъемности мостов необходимо иметь:
- расчетный пролет и сечение настила, сведения о наличии или отсутствии защитного настила;
- расчетный пролет и сечение прогонов в середине пролета, количество прогонов по ширине моста и расстояние между их осями, а для составных прогонов — сечение бревен (брусьев) каждого яруса, характер связей между ярусами и полную высоту прогонов;
- расчетный пролет и сечение поперечины в середине ее пролета вблизи тонкого конца и расстояние между поперечинами;
- количество свай в плоской опоре и сечение их посередине высоты опоры;
- расчетный пролет и сечение насадки (в середине пролета, ближайшего к ее тонкому концу);
- схему башенной опоры, сечение свай и стоек опоры.
При установлении категории грузоподъемности моста и определении размеров элементов пролетных строений нетиповой конструкции расчет всех его элементов производится на расчетные нагрузки приведенные в табл. 1, при этом все элементы, кроме настила проверяются на пропуск гусеничной (многоосной колесной) нагрузки и тележки полуприцепа (автомобиля).
Настил рассчитывается на давление одиночного колеса.
При расчете моста в целях определения возможности пропуска по мосту реальных машин применяются фактические масса, давление осей и размеры колеи и базы машин.
Расчетное давление колесных осей тележки полуприцепа и автомобиля принимается с коэффициентом 1,05 и округлением до целой тонны.
Табл. 1 Данные о расчетных вертикальных подвижных нагрузках
| Категория грузоподъемности моста | Одиночная гусеничная или многоосная колесная нагрузка | Нагрузка от тележки полуприцепа (автомобиля) | Нагрузка от одиночного колеса | ||||||||||
| Р, т | S, м | t, м | BН, м | PП, тс | m | а, м | tК,, м | BН, м | PК, тс | tК,, м | SК, м | BН, м | |
| Понижен-ная | 0,5 | 3,2 | 1,4 | 0,6 | 2,6 | 0.35 | 0,2 | 2,5 | |||||
| Основная | 0,7 | 3,4 | 1,7 | 0,6 | 2,7 | 0,45 | 0,35 | 2,6 | |||||
| Повышенная | 0,6 | 3,3 | 1,3 | 0,8 | 2,6 | 0,45 | 0,35 | 2,6 |
Р –масса, S – расчетная длина опорной поверхности гусеницы или база многоосной колесной нагрузки; t – ширина гусеницы или колеса многоосной колесной нагрузки; tK – ширина колеса тележки; SK – длина опорной поверхности колеса; BН – полная ширина нагрузки по гусеницам или колесам; РП – давление одной тележки; m – количество осей в тележке; РК – давление колеса; а – расстояние между осями.
При расчете элементов моста подвижная нагрузка располагается в невыгодном положении как вдоль, так и поперек моста.
В поперечном направлении подвижная нагрузка располагается: в однопутных мостах – в любом месте по ширине моста, а в двухпутных мостах – со смещением относительно оси моста не более 0,75 м.
Расчетная вертикальная нагрузка от собственной массы моста основной грузоподъемности принимается по табл. 2.
Табл. 2 Расчетная постоянная нагрузка g (тс/м) от массы пролетного строения однопутного моста основной грузоподъемности
| Пролет моста, м | Деревянные пролетные строения | Металлические пролетные строения | |
| с простыми прогонами | со сложными прогонами | ||
| 0,85 | 0,9 | 0,5 | |
| 1,0 | 1,1 | 0,55 | |
| 1,15 | 1,2 | 0,6 | |
| 1,3 | 1,35 | 0,7 | |
| - | - | 0,75 | |
| - | - | 0,8 | |
| - | - | 1,0 |
Для мостов пониженной и повышенной грузоподъемности данные табл. 1 умножаются на коэффициенты, равные соответственно 0,9 и 1,1. Постоянная нагрузка при расчете рабочего настила не учитывается.
Расчетные данные по древесине различных пород леса при расчете элементов моста принимают по табл. 3.
Перенапряжение в элементах моста в сравнении с расчетными сопротивлениями допускается не более 5%.
Табл. 3 Расчетное сопротивление, объемная масса и модуль упругости при изгибе древесины – 25 мин.
| Порода леса | Расчетное сопротивление, кгс/см2 | Объемная масса V, т/м3 | Модуль упругости при изгибе Е, кгс/см2 | ||||||
| Изгиб бревна RИ | Изгиб окантованных бревен, брусьев, досок RИ | Сжатие и смятие вдоль волокон, Rс | Смятие в насадках и лежнях Rсм | Воздушно-сухой лес | Сырой лес | Свежесрубленный лес | Воздушно-сухой лес | Сырой лес | |
| Сосна | 0,5 | 0,6 | 0,8 | ||||||
| Ель | 0,5 | 0,6 | 0,8 | ||||||
| Листвен-ница | 0,7 | 0,8 | 1,0 | ||||||
| Кедр | 0,7 | 0,8 | 0,9 | ||||||
| Пихта | 0,7 | 0,8 | 0,9 | ||||||
| Дуб | 0,8 | 0,9 | 1,1 | ||||||
| Граб | 0,8 | 0,9 | 1,1 | ||||||
| Береза | 0,7 | 0,8 | 1,0 | ||||||
| Тополь | 0,7 | 0,8 | 0,9 | ||||||
| Клен | 0,7 | 0,8 | 1,0 | ||||||
| Бук | 0,7 | 0,8 | 1,0 | ||||||
| Ясень | 0,7 | 0,8 | 1,0 |