double arrow

Основные определения, требования

Длина моста – расстояние между осями береговых опор.

Пролет моста – расстояние между осями соседних опор.

Ширина опоры – расстояние между осями рядов свай или стоек в башенной опоре.

Высота опоры – расстояние от грунта до верха насадки (лежня).

Подмостовая высота – расстояние от поверхности воды до низа пролетного строения.

Строительная высота пролетного строения – расстояние от низа пролетного строения до верха проезжей части.

Ширина проезжей части – расстояние между внутренними гранями колесоотбоев.

Ось моста – воображаемая линия, проходящая вдоль моста посреди проезжей части.

Ось опоры – воображаемая линия, проходящая посреди опоры и перпендикулярная оси моста.

Линия крайних свай – воображаемая линия, проходящая вдоль моста по осям крайних свай или стоек промежуточных опор.

Тактические требования к мостам:

- мост не должен быть виден противником

- при выборе места учитывать защитные свойства местности

- как можно меньше выделяться для авиации

- подходы к мосту должны быть скрытными

- место строительства моста должно обеспечивать удобство обороны и защиты моста.

Технические требования к мостам:

- место строительства моста должно быть гарантировано от значительного размыва дна, что приводит к подмыву опор моста

- ось моста должна располагаться перпендикулярно оси потока

- располагать мост следует в самых узких и мелких местах

- обращать внимание на высоту берегов

- проезжую часть располагать горизонтально

- избегать устройства насыпей.

16) Типовые конструкции деревянных пролетных строений.

Деревянные пролетные строения низководных мостов состоят из проезжей и несущей части. Конструкция пролетных строений могут изготавливаться заранее и транспортироваться к месту постройки моста в виде укрепленных блоков. Применение блочных конструкций обеспечивает:

1. резкое уменьшение объема работ, выполняемых на водной преграде.

2. широкое и более эффективное использование средств механизации.

3. более высокое качество изготовления мостовых конструкций.

Из отдельных элементов деревянные низководные мосты строятся, когда пункты находятся непосредственно с близости с мостом.

К элементам проезжей части относятся: настилы, колесо отбои, перила.

Низкий поперечный настил укладывается на пролеты, а верхний защитный располагается двумя колеями. Расстояние между колеями = 70 см. Ширина колеи для мостов (25т) = 1,3 – 1,4 м, для 60т – 1,6 м.

Одиночный настил допускается только как временная мера, при сжатых сроках постройки моста, т.е. при интенсивном использовании быстро изнашиваются.

Колесо отбои изготавливаются из двукантных бревен. Крепятся колесо отбои штырями к крайним прогонам (диаметр =16 – 19 мм, глубина заделки в прогоне = 15 см)

Перила устраиваются в мостах до 100 м. Перила – параллельные стойки (через 2 м), раскосы (обеспечивают продольную жесткость) – устанавливаются через 8 – 10 м, поручень (на высоте 1 м).

Элементы несущей части: простые и сложные пролеты. Изготавливаются из бревен и практически для пролетов до 5 м. Концы прогонов смежных пролетов над насадками однорядных опор располагаются в переплет, в башенных опорах в переплет или в стык.

Подготовка прогонов: в бревнах для прогонов снимают верхний кант (шириной 1/3 диаметра бруса), снизу местную подтеску (шириной 1/3 диаметра бруса, подтеска = 70 см.). Крепят штырем – глубина заделки штыря в насадки = 15 см

Сложные прогоны применяются в случае отсутствия лесоматериала необходимого материала. В этом случае укладывается 2 двухкантных бревна комлями в разные стороны и соединяют штырем. Прочность такого прогона = прочности двух бревен.

Блочные пролетные строения (БПС):

БПС могут быть двух видов: 1. пролетные строения из блоков, прогонов и изготовленной пролетной части. 2. промежуточные строения из колейных блоков.

Пролетные строения из колейных блоков имеют в поперечном строении однопутного моста 2 блока расположенных колейно (ширина блока из условий транспортировки принимается не более 2 метров. Колейные блоки 60т моста состоят из: простых прогонов, защитного поперечного настила, колесо отбоя, диагональных и поперечных схваток.

Прогоны по ширине колейного блока располагаются на равных пролетах, отпиливают на 2 канта, ширина – не менее 1/3 диаметра. Концы прогонов отпиливают по шаблону. Длину прогонов принимают на 50 см больше величины расчетного пролета.

Крайние и средние прогоны крепятся к насадкам штырям (диаметр = 16 – 19 мм, глубина заделки к насадке = 15 см.).

Поперечный рабочий настил устраивается из обрезанных или необрезанных с толщиной не менее 50 мм.

Доски настилов прибивают к промежуточным прогонам гвоздями, а к крайнему прогону прибивают колесо отбоем.

Блоки простых прогонов.

Блоки простого прогона обличаются от колейных блоков только тем, что не имеют элементов проезжей части.

Деревянные типовые пролетные строения:

а - из колейных блоков и закладных щитов; б - из блоков простых прогонов и щитов проезжей части; в - из отдельных элементов.

18) Деревянные пролетные строения из отдельных элементов с простыми и сложными прогонами, их характеристика, устройство, расположение и крепление.

Состоит из сложных и простых прогонов, двойного дощатого настила и колесоотбоев. Простые – из бревен вручную. Сложные – из 2 бревен, уложенных одно на другое комлями в разные стороны и скрепленные штырями.

Устойчивость от опрокидывания обеспечивается установкой поперечных связей из досок.

После укладки прогонов на опоры в зазоры между прибитыми сбоку досками вставляются закладные доски. Верхние бревна прогонов соединяются скобами.

20) Типы промежуточных опор низководных мостов и условия их применения.

Свайные опоры, рамные, свайно-рамные, башенные, клеточные, ряжевые, береговые.

Свайные опоры – основной тип опор. Создают высокую поперечную и продольную жесткость мостов. Дают малые осадки, обеспечивают наибольшую живучесть моста и отличаются наименьшей трудоемкостью в изготовлении. Возводятся при скорости течения до 2.5м\с, при наличии сваебойных средств и когда грунты позволяют вести забивку свай.

Забиваются – дизель молотами (обеспечивают 20-22т нагрузки)

Свая до 2м состоит из сваи и насадки. При высоте опоры от 1.2м над водой и глубине воды 2.5м с каждой стороны опоры устанавливаются диагональные связи. Если грунты слабые, вместо 4х свайной опоры делают 6ти свайную. При недостатке длины бревен – наращивают, а срост не должен заглубляться в воду.

Башенные – для обеспечения продольной устойчивости моста при пролетах более 5м, для сопряжения пролетных строений различных по конструкции, при слабых грунтах, когда требуется увеличение количества свай в опоре.

Состоит – 2 плоских свайных опоры, объединенные схватками.

Высота башенных опор – до 8м.

Свайно-рамная опора – возводятся когда пролетные строения располагаются на большой высоте над уровнем воды. В этом случае наращивание свай целесообразно заменить.

Клеточные опоры – на суходолах и мелководных участках. Состоит из нескольких уложенных друг на друга взаимо перпендикулярных бревен и брусьев. высота опоры менее 1.2м.

Ряжевая опора – та же клеточная опора только с щитами по бокам и камнем внутри.

Береговые опоры и сопряжение моста с дорогой или берегом – для удобного и надежного в эксплуатации въезда на мост техники и съезда. Применяются свайные опоры и береговой лежень.

21) Свайные опоры низководных мостов, устройство и условия их применения.

Свайные опоры – основной тип опор. Создают высокую поперечную и продольную жесткость мостов. Дают малые осадки, обеспечивают наибольшую живучесть моста и отличаются наименьшей трудоемкостью в изготовлении. Возводятся при скорости течения до 2.5м\с, при наличии сваебойных средств и когда грунты позволяют вести забивку свай.

Забиваются – дизель молотами (обеспечивают 20-22т нагрузки)

Свая до 2м состоит из сваи и насадки. При высоте опоры от 1.2м над водой и глубине воды 2.5м с каждой стороны опоры устанавливаются диагональные связи. Если грунты слабые, вместо 4х свайной опоры делают 6ти свайную. При недостатке длины бревен – наращивают, а срост не должен заглубляться в воду.

Рис. 202. а, б, в, г) схема свайных опор для мостов балочной системы при различных высотах.

Рис. 203. Схема свайных опор для мостов балочной системы при высоте опор более 4 м.

Массивные - каменные или бетонные - опоры применяются в деревянных мостах на больших реках с сильным ледоходом или в мостах с деревянным пролетным строением, подлежащим в ближайшем времени замене стальной или железобетонной конструкцией.

Рис. 204. Схема опорных конструкций для многопролетного моста: а) плоская решетчатая опора: б) башенная опора

На рис. 202 показана схема свайных опор для мостов балочной системы различной высоты. Хорошо оправдывают себя опоры высотой свыше 5-6 м с наклонно забитыми крайними сваями.

В многопролетных мостах для придания им продольной жесткости и устойчивости, кроме плоских опор, необходимо ставить через 15-25 м башенные опоры (рис. 203).

Для мостов с решетчатыми фермами применяются более сложные конструкции опор. На рис. 204 приведены схемы таких опор для многопролетных мостов с решетчатыми фермами. Конструкция простой рамной опоры показана на рис. 205. Указанные рамные опоры устанавливаются на слой щебня, крупного песка или гравия.

Ряжевые опоры со стенками, днищем и перегородками из бревен или пластин устанавливаются на спланированное дно реки (рис. 206). Основным недостатком таких опор является большой расход лесоматериала и сильное стеснение ими русла реки, быстрое загнивание древесины в пределах колебания горизонта вод и большая осадка стен.

Рис. 205. Конструкция простейшей рамной опоры

Рис. 206. Схема конструкций ряжевых опор

22) Рамные опоры низководных мостов и условия их применения.

Стойки располагаются вершинами к насадке. Диагональные схватки крепят к насадкам и лежням четырьмя, а к стойкам двумя гвоздями.

Рамные опоры при всех грунтах, кроме каменистого, устанавливаются на бревенчатые или дощатые подкладки. Длина подкладок 100-160см.

Подкладки из бревен располагаются по 2 под каждой стойкой и по 1 по концам лежня. При слабых грунтах из бревен укладываются сплошным рядом по всей длине лежня.

Рамные опоры высотой более 2.5м могут выполняться из 2 блоков. На месте эти блоки объединяются.

23) Свайно-рамные опоры низководных мостов, устройство и условия их применения.

Насадка свайного основания должна располагаться выше уровня воды на 50см. Лежень рамной надстройки крепиться к насадке свайного основания пятью штырями 16-18мм и длиной 450мм.

При высоте опоры более 5м свайное основание устраивается из 6 свай и с обеих сторон рамной надстройки ставятся укосины из бревен. Продольные бревна окантовываются на ширину не менее половины диаметра тонкого конца стоек. Продольные бревна крепятся к насадкам штырями, а к лежням – обратными скобами.

Клеточные опоры низководных мостов, устройство и условия их применения.

Возводятся из опиленных на 2 канта бревен или из брусьев.

Бревна верхнего ряда опоры, на которых лежит лежень, должны иметь диаметр с тонкого конца не менее 26см, а бревна остальных рядов – не менее 18см. Расстояние между осями длинных бревен принимается 80см, коротких – 105см. Длина бревен продольных – 520см, поперечных – 120см.

На верхний ряд поперечных бревен по оси опоры укладывается лежень и крепится к ним штырями. Размеры лежня принимаются такими же, как и насадки свайных опор. Нижний ряд бревен делается сплошным и крепится к лежащим на нем бревнам опоры штырями. Бревна по углам и в середине опоры скрепляются между собой обратными скобами.

24) Конструкция береговых опор низководных мостов. Сопряжение моста с берегом.

Береговые опоры служат для устройства удобного и надежного в эксплуатации въезда на мост боевой и транспортной техники и съезда с моста. Береговые опоры воспринимают как вертикальное, так и давление собственного веса и техники, находящейся на крайнем береговом пролете моста, так и горизонтальные силы, направленные вдоль и поперек оси моста. Береговые опоры участвуют в продольной устойчивости моста. В низководных мостах в качестве береговых опор применяют свайные опоры и береговой лежень. Свайные опоры характерны для мостов, возводимых с помощью УСМ.

Свайные опоры по своей конструкции не отличаются от свайной опоры промежуточной малой высоты. Свайная опора не имеет поперечных связей.

Береговой лежень, применяемый того же сечения, что и насадка опор, располагается на подкладках, лежащих на бревне.

Для обеспечения въезда на мост в качестве аппарелей применяют колейные блоки пролетного строения. Для поддержания сопряжения моста с дорогой в должном состоянии перед въездным пролетным строением укладывают опорное бревно и фашину. Фашины одновременно отводят воду от места опирания въездных блоков, смягчают удар колес автомобилей, въезжающих на мост, тем самым препятствуют образованию выбоин при въезде на мост.

1. 25) Обеспечение продольной устойчивости мостов на свайных и рамных опорах.

Обеспечивается установкой продольных диагональных связей между опорами в виде диагональных схваток или применением башенных опор.

В мостах на свайных опорах высотой до 2м и при забивке свай в грунт не менее чем 2.5м выполнение работ по установке диагональных схваток не требуется.

При высоте опоры более 2м и величине пролета менее 5м связи располагаются между смежными опорами в каждом 4ом пролете, а при 1ой свайной опоре в каждом 5ом пролете. В мостах с величиной пролета более 5м каждый 4ый пролет делается укороченным величиной 3-5м и устанавливается башенная опора.

Если опоры возвышаются над уровнем воды не менее 1.5м, а величина пролета не превышает 5м, устраиваются надводные горизонтальные и диагональные схватки. При этом с каждой стороны моста с наружной стороны свай устанавливаются 2 перекрестные и 1 горизонтальная схватки.

На рамных опорах при пролетах до 5м обеспечивается установкой связей через 1 пролет, при этом ставятся диагональные схватки по всей высоте опоры по 2 с каждой стороны моста. Концы диагональных схваток крепятся только к стойкам диагональных опор.

На свайно-рамных опорах с пролетами до 5м рамы надстройки соединяются попарно диагональными и горизонтальными схватками. Продольные связи в свайном основании опор ставятся так же как и в мостах на свайных опорах. Но при высоте свайного основание более 2.5м, дополнительно во всех пролетах, не имеющих связей, устанавливаются надводные горизонтальные схватки.

Продольная устойчивость мостов на свайно-рамных опорах с пролетом от 5м обеспечивается возведением каждой 3ей опоры – башенной, высотой не более 8м.

26) Требования к забивке свай. Понятие об отказе.

Сваи погружают в грунт до расчетного отказа, который определяют по таблице, на глубину, как правило, не менее 2,5 м, при этом величину слоя ила в глубину погружения не включают.

Отказ принимается равным по величине погружения сваи в грунт от десяти последних ударов молота. Отказ разрешается определять только для крайних свай в каждой опоре, при условии, что средние сваи будут забиты на ту же глубину.

Если сваю забить на глубину 2,5 м невозможно, и она упирается на твердый подстилающий грунт(скала, известняк и др.), то забивку свай прекращают и принимают меры по обеспечению дополнительной поперечной и продольной устойчивости моста.

При забивке свай на глубину менее 1,5 м устанавливают поперечные схватки на всех опорах, а продольные связи через пролет; от 1,5 м до 2,5 м устанавливают поперечные схватки в опорах высотой более 1,5 м, а продольные связи через два пролета.

Контроль за глубиной забивки свай и величиной отказа осуществляется по меткам, нанесенным на сваях и на стрелах копрового блока сваебойно-обстроичного парома КМС (мостостроительной установки УСМ).

27) Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций

мостостроительные установки УСМ, УСМ-2, УСМ-3;

комплекты мостостроительных средств КМС, КМС-Э;

автомобильные краны;

автомобили различной грузоподъёмности;

бензомоторные пилы;

лесопильные рамы ЛРВ, ЛРВ-1, ЛРВ-2;

передвижные электростанции ЭСБ-8И, ЭСБ-4ИД и ЭСБ-8И.

28) КМС-Э — комплект мостостроительных средств. Предназначен для механизации строительства низководных мостов военных мостов на свайных и рамных опорах.

Техническое описание

Комплект мостостроительных средств КМС-Э включает сваебойно-обстроечный паром, паром с домкратами на двух лодках ДЛ-10, вспомогательную лодку ДЛ-10, транспортные средства для перевозки.

В отличие от КМС в состав сваебойно-обстроечного парома КМС-Э входят две силовые электростанции АБ-4Т/230-50 и пять электрических лебедок.

Сваебойно-обстроечный паром смонтирован на четырех понтонах, попарно соединенных между собой с помощью телескопических ферм. На пароме смонтировано сваебойное оборудование в виде двух спаренных копров с четырьмя сваебойными дизель-молотами, позволяющими вести одновременно забивку четырех свай.

Паром с домкратами смонтирован на двух лодках ДЛ-10, соединенных между собой с помощью телескопических прогонов, и оснащен домкратами. Этот паром предназначен для строительства мостов на рамных опорах, укладки готовых пролетных строений на свайные опоры. Паром буксируется двумя подвесными моторами.

Вспомогательная лодка ДЛ-10 с подвесным мотором предназначена для доставки по воде элементов свайных опор и перевозки личного состава обслуживающих расчетов.

Технические характеристикиПоказатель Значение

количество возводимых опор, С-образный паром 5-6 шт/ч

количество возводимых опор, О-образный паром 3-4 шт/ч

время развертывания сваебойно-обстроечного парома 15-20 мин

время сборки вспомогательной лодки ДЛ-10 4 мин

расчет сваебойно-обстроечного парома 15 чел

расчет парома с домкратами 6 чел

расчет вспомогательной лодки 4 чел

пролет моста, С-образного парома 0,6-5,5 м

пролет моста, О-образного парома 5,5-8,8 м

расстояние между осями свай в опоре 1,2-1,76-1,2 м

предельная длина забиваемых свай (без наращивания) 5 м

допустимая поверхностная скорость течения 2 м/с

количество и тип дизель-молотов 4 ДМ-150, ДМ-240

грузоподъемность копровой лебедки 0,5 т

производительность 18 пог.м/ч.

время развертывания парома с домкратами 10-12 мин

грузоподъемность парома с домкратами 4 т

высота подъема парома с домкратами 1,35-1,55 м.

Расчет на участок строительства моста: 2 офицера, 6 сержантов, 39 солдат.

29) Метод определения грузоподъемности существующего деревянного моста по расчетным формулам. Сущность метода.

Грузоподъемность моста в целом характеризуется наименьшей грузоподъемностью его отдельных элементов, определяемой расчетным методом.

На основе полученной грузоподъемности моста и сравнения ее с расчетными нагрузками делается вывод о категории грузоподъемности моста в целом (основная, пониженная, повышенная) или по определенной грузоподъемности моста устанавливается возможность пропуска по мосту реальных боевых или транспортных машин.

Грузоподъемность деревянных мостов определяется из условия прочности ферм (балок), поперечин, поперечных балок, прогонов, свай и насадок (на смятие).

Прочность рабочего настила простейших деревянных мостов при сохранившемся защитном настиле не проверяется.

Для определения возможности пропуска реальных гусеничных и многоосных колесных нагрузок их давление принимается по фактической массе при длине опорной поверхности, равной расстоянию между осями крайних катков или осями крайних колес.

30) По номограмме определить возможное количество проходов машин по одной колее.

31) Способы усиления существующих мостов. Усиление элементов опор и пролетного строения низководного моста.

Усиление необходимо если:

1. Грузоподъемность всех или нескольких его элементов не обеспечивает пропуска заданных нагрузок

2. Постройка нового моста (на обходе) требует больших сил и средств, чем усиление существующего.

Усиливаем: (1) изгибаемые элементы путем уменьшения их расчетных пролетов, (2) изгибаемые, растянутые и сжатые элементы путем увеличения площади сечения и количества рабочих элементов, (3) сжатые элементы путем уменьшения их свободной длины.

Усиление прогонов (пролетов):

1) укладка непосредственно на проезжую часть колейных конструкций из бревен и брусьев.

2) Подведение дополнительной опоры под прогоны посередине пролетного строения.

3) Превращение сложных прогонов в составные (соединение их скобами и досками на гвоздях).

Усиление опор(насадки, сваи стойки):

1) постановка поперечных досок, врубаемых по бокам свай и стоек.

2) Подведением между существующими сваями (стойками) дополнительных стоек.

32) Инженерная разведка моста

Перед инженерной разведкой ставятся следующие задачи:

проверить мост на минирование и радиоактивное заражение;

выявить техническое состояние основных элементов моста, их размеры, величины пролетов; обнаружить есть ли повреждения и разрушения пролетного строения, опор, отдельных элементов моста;

определить грузоподъемность моста.

В разведку выделяют (в зависимости от длины, системы и конструкции моста) от отделения до взвода саперов, как правило, во главе с офицером.

Оснащение ИРД:

карта района;

измерительные приборы и инструмент;

средства разведки заграждений;

средства разведки водной преграды;

средства радиационной и химической разведки;

фотоаппарат.

Величину пролетов, поперечные размеры моста, размеры опор определяются с точностью до 5 см, поперечные сечения элементов деревянных мостов – с точностью до 1 см, металлических элементов мостов – с точностью до 1 мм. Измерения производят рулетками, складными метрами, штангенциркулями и кронциркулями, за расчетный размер принимают среднее арифметическое значение величин, полученных в результате не менее двух измерений.

В результате обследования моста, измерения сечений элементов и основных размеров их получают данные для составления карточки инженерной разведки.

В карточке инженерной разведки указывают общие сведения:

сведения о пролетных строениях и опорах;

сведения о повреждениях и разрушениях моста;

выводы о грузоподъемности и рекомендации по возможным способам усиления и восстановления элементов.

К карточке инженерной разведки прикладывают:

схему моста (вид сбоку и поперечное сечение) в масштабе 1:500 – 1:2000;

схемы пролетных строений и опор моста, отличных друг от друга, в масштабе 1:100 – 1:200;

чертежи отдельных деталей и узлов в масштабе 1:10 – 1:20;

чертежи (эскизы) разрушенных и поврежденных частей моста;

фотографии моста в целом, отдельных пролетных строений и опор, а также поврежденных и разрушенных частей моста (Приложение 2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: