double arrow

И способы защиты бизнеса от недружественных поглощений

В целях осуществления экономической безопасности реализуются следу­ющие основные функции:

• предотвращение хищения активов компании с использованием мошен­нических финансовых схем;

• предотвращение последствий негативных действий конкурентов и под­готовка на основе анализа данных разведки подразделениями автодилера мероприятий по реализации предупредительных мер;

• своевременное выявление, реагирование и предотвращение агрессии, рейдерства и перехвата управления недружественными компаниями;

• предотвращение и снижение затрат и ущерба от действий (бездействия) работников компании, разглашения коммерческой тайны, преднамерен­ной порчи или хищения активов, средств и имущества автодилера;

• снижение риска нанесения ущерба репутации компании из-за бездей­ствия или намеренных действий персонала;

• предотвращение ущерба, причиненного умышленным действием или бездействием партнеров компании, акционеров, собственников и персо­нала. Профилактика возникновения безнадежных долгов и содействие в погашении дебиторской задолженности.

Основу выполнения данных функций составляют проведение конку­рентной разведки, реализация мер по защите от недружественного поглоще­ния, проверка надежности контрагентов и принимаемых на работу кандида­тов и мониторинг соблюдения персоналом инструкций по безопасности компании. Рассмотрим их организацию и применение.

Конкурентная разведка занимает особое место в деятельности службы без­опасности. Поскольку данный процесс уже был рассмотрен как элемент управления изменениями и постоянного совершенствования технологии и бизнес-модели работы автодилера (см. главу 2), то здесь коротко рассмот­рим основные составляющие такой деятельности, координацию которой, гак же как и взаимодействие с агентурной сетью, целесообразно возложить на службу безопасности.

Объектами конкурентной разведки в первую очередь являются ры ночная
конъюнктура (цены, условия предоставления скидок, договорные условия,
доля рынка и ее динамика, условия работы с покупателями, каналы сбыта),
ТвХНОЛОГИИ производства и товары (номенклатура, качество, произвол
етве....10 затраты, стоимость и условия поставки, СТОИМОСТЬ аренды), ОрГЙ

низационная (груктура (лица, принимающие эначимые решения, проемы


азвитию, проводимые слияния и поглощения). Поэтому, по оценкам торых специалистов, основную информацию (порядка 60—80%) можно чить из открытых источников. Так, анализ открытых вакансий на сайте щлера-конкурента позволяет определить направления его деятель-и. Например, наличие вакансии директора по развитию региональной свидетельствует о том, что компания планирует выход в регионы, стальная информация может быть добыта при помощи агентурной сети, ггоринга клиентской базы и их мнений.

реди наиболее распространенных источников информации, которые Т быть использованы при проведении конкурентной разведки, можно лить следующие [162]:

убликации и отчеты, полученные из открытых источников (Интернет, ресса, рассылаемые пресс-релизы);

i |формация, распространяемая публично или полученная в ходе нефор-ального общения с сотрудниками конкурента на конференциях, вы-:пиках, семинарах, презентациях. От сотрудников компаний-конкурен-)В можно получить проспекты, брошюры, прайс-листы, доступ на тер-лторию предприятия под предлогом личной встречи; и маисовая отчетность, публикуемая компаниями;

лальные базы данных государственных учреждений, имеющиеся в от­рытой продаже. Часто используются базы данных Московской реги-i рационной палаты, Госкомстата, Торгово-промышленной палаты, нскомимущества;

ро ведение фиктивных заказов и с их помощью анализ технологии ока-шии услуг и работы с клиентами других автоцентров; 1ециализированные агентства, предоставляющие сведения о финансо-)м состоянии и осуществляющие оценку финансовой надежности. 1ожно использовать распространенный способ получения информации, >имер через собеседование при приеме на работу менеджеров, ранее ра- DIII их в других автодилерских компаниях. В процессе интервью соиска-м задаются вопросы, раскрывающие организацию работы возглавля-

0 ими подразделения на предыдущем месте и результаты, которых до-
1Я кандидат, и т.д. Привлечение на такое собеседование менеджеров

1 у рв и та обычно получается через размещение в Интернете вакансии с
и к-качельными условиями.

ще одним способом сбора информации может быть обращение кконку-'юшим фирмам под видом проведения маркетинговых исследований. 1погос о деятельности автодилерских компаний можно получить через шпии, которые работают с конкурентами. Они тоже являются носите-1 ценной и доступной информации.

1ри регламентации деятельности службы безопасности в сфере органи-1И, координации и проведения конкурентной разведки следует с особым лапием регламентировать наименование и требования к получаемой ормации, источники и методы ее сбора, передачи, хранения и обра-и, порядок доступа к ней.

.роме ТОГО, регламент должен описывать взаимодействие со службой ПВСНОСТИ ДРУГИХ подразделений* Которые являются также ответствен

п за обор информации (отдел продаж, диспетчерская, финансово эхо


номический отдел, отдел логистики и пр.), и пользователями такой инфор­мации (отдел стратегического развития и контроллинга, совет директоров).

Особое место в регламенте ведения конкурентной разведки должно быть уделено этическим нормам получения и использования информации: они должны быть в рамках закона и не подразумевать противоправных действий. Ответственность за незаконное получение и использование коммерческой тайны установлена ст. 183 УК РФ, ст. 139 ГК РФ и ст. 13.14 КоАП РФ. По­этому при организации разведывательных мероприятий необходимо учиты­вать, что значительная часть ценной информации (государственная тайна, личные данные гражданина, служебные сведения с ограниченным досту­пом, профессиональная и коммерческая тайны) охраняется законом.

Реализация мер по защите от недружественного поглощения. Данные мони­торинга и разведки предоставляют возможность автодилеру эффективно снижать и проводить профилактику рисков, а также своевременно готовить меры по защите от недружественного поглощения, перехвата управления, агрессии сторонних лиц и организаций.

Как показывает анализ, в сфере корпоративных конфликтов наиболее распространенными способами недружественного поглощения являются: консолидация мелких пакетов акций; скупка долгов; преднамеренное дове­дение до банкротства; целенаправленное понижение стоимости предпри­ятия и приобретение его активов; оспаривание прав собственности на стра­тегически важные активы (недвижимость); подкуп менеджеров компании.

Успешный автодилерский бизнес способствует повышению инвестици­онной привлекательности. К тому же растущая конкурентная борьба ставит под угрозу мирное сосуществование на одном рынке компаний, борющихся за клиента.

С целью снижения рисков недружественного поглощения, перехвата управления и следующего за ним вывода и распродажи активов компании-автодилера службой экономической безопасности применяется целый комплекс мер экономического и юридического характера для профилактики возникающих рисков и построения системы защиты.

Процесс обеспечения безопасности должен предусматривать порядок использования ключевых инструментов защиты и профилактики корпора­тивных конфликтов и рейдерства в зависимости от степени угрозы (рис. 49).

Для нижнего уровня безопасности (первый уровень — зеленый) ха­рактерно использование профилактических инструментов, т.е. комплекса мероприятий юридически-корпоративного характера, снижающих привле­кательность поглощения активов для потенциального агрессора. Обобщая опыт специалистов [59, 90, 112, 116, 141, 148], остановимся коротко на неко­торых приемах защиты собственной компании.

Защита реестра акционеров. Наиболее опасным и уязвимым местом для перехвата управления является реестр акционеров. Доступ к нему обеспечи­вает агрессора информацией о составе акционеров и количестве принадле­жащих им акций. Владение оригиналом реестра позволит рейдеру проводить мошеннические действия и манипуляции с ним и соответствующим обра­зом через суд добиваться наложения ареста на акции других участников об­щества Кроме ТОГО, данные реестра раскрывают информацию об учредите


лях автодилерскои компании, что дает возможность консолидировать акции в одних руках, скупая их у каждого владельца, а в последующем созвать вне­очередное собрание акционеров с повесткой о выборе нового исполнитель­ного органа компании. Без доступа к реестру произвести скупку акций за короткий срок крайне сложно. Поскольку существуют риски силового за­хвата реестра, то его оригинал рекомендуется держать в доверенном месте, например у надежного регистратора.

Практически эти же цели преследует передача акций в номинальное держа­ние. В функции регистратора как раз входит учет всех действий, связанных с движением акций и прав на них, а также запросов и судебных решений по акциям акционеров. Тем самым обеспечиваются защита интересов акцио­неров и ответственное хранение реестра и информации по нему. При выборе регистратора рекомендуется обращать внимание на его репутацию и извест­ность на рынке ценных бумаг, возможность получения оперативной инфор­мации о движении акций общества, независимость от потенциально недру­жественных автодилеру структур.

Совершенствование системы управления преследует цель оптимизации управленческой структуры, функций, ответственности и полномочий ис­полнительных органов для создания барьеров агрессору, пытающемуся юридическим способом перехватить управление и вывести активы. Пред­почтительно создавать сбалансированную систему ответственности и пол­номочий менеджмента компании, не слишком перегружая вышестоящее руководство и не ослабляя взаимный контроль. Например, ввод ограниче­ний на совершение крупных сделок для директоров филиалов автодилера предотвратит беспрепятственный вывод активов через филиалы и снизит привлекательность сговора с руководителями филиалов.

Наиболее уязвимым местом для агрессии и захвата компании является возможность оспаривания хозяйственных операций по сделкам с акциями, функционирования и выборов органов управления компанией. Чтобы не допустить претензий недобросовестных акционеров, конфликтных учреди­телей к законности принятых решений на собраниях акционеров или круп­ных сделок с имуществом автодилера, проводится постоянный мониторинг юридической чистоты таких операций.

На это будет уходить меньше сил, если порядок сделок с акциями и фун к-ционирование органов управления будут прозрачными и понятными, не противоречащими действующему законодательству. Акционер, например, может оспорить в суде несоответствующие уставу или выполненные без ре­гистрации в ФСФР дополнительные эмиссии акций, сделки, которые не со­гласованы с собранием акционеров, противоречащее уставу и законодатель­ству избрание единоличных органов управления.

Операции по наиболее рисковым вопросам деятельности подлежат регла­ментации. В первую очередь выверяется на соответствие законодательству и закрепляется порядок выборов и функционирования органов управления компанией, осуществления сделок с акциями (долями), использования внутренней информации, проведения крупных сделок компании-ВВТОДИ лера. При регламентации сделок с акциями компании следует продумать наиболее предпочтительные технологии:

Tea


• уведомления акционеров и учредителей о предложении акций на про­дажу (обязательно для ЗАО);

• приобретения компанией невыкупленных акций;

• принятия решения об увеличении уставного капитала (объявленные ак­ции);

• конвертации эмиссионных ценных бумаг в акции.

В продолжение методов оптимизации системы управления необходимо этметить, что грамотно составленный устав и учредительные документы зна­чительно снижают риски недружественного поглощения и потерь, вызван­ные возможными конфликтами между учредителями автодилера. Устав дол­жен регламентировать функционирование органов управления, их полно­мочия, подчиненность и отчетность, порядок проведения собраний акционеров (участников) общества и т.д. Лучше с самого начала написать $ащищающий от поглощения устав, чем переделывать его потом. Ведь для внесения изменений в уставные документы согласно российскому законо­дательству при голосовании на собраниях акционеров требуется 75% плюс одна акция.

В качестве профилактических мер нашли эффективное применение так называемые «золотые парашюты» и «репелленты от акул». Первый метод подразумевает заключение с руководством автодилера трудовых договоров, и которых оговариваются значительные компенсации в случае увольнения. Это делает непривлекательным смену власти в компании. Второй метод свя­зан с заключением договоров с оговорками, которые вступают в силу в том случае, если кто-либо получает контроль над организацией. Например, до-i опоры с поставщиками и контрагентами могут содержать условия, которые резко ухудшают финансово-экономическое состояние автодилера, что от­ри цательно сказывается на его привлекательности.

Политика компании, направленная на повышение стоимости акций (до­пей), делает дорогим и непривлекательным приобретение активов компа­нии.

Диверсификация активов и их распределение по группе компаний автодилера затрудняет захват бизнеса, поскольку вынуждает агрессора искать подход к i юскольким юридическим лицам, входящим в структуру автодилера. Такого рода барьер рекомендуется создавать постепенно, вместе с растущим бизне­сом.

Если рассматривать инструменты второго уровня безопасности (желтого), то их уже можно назвать превентивными мерами в отношении попыток агрессора захватить часть активов или управление компанией.

В этом случае используются более радикальные приемы защиты, напри­
мер «навешивание долгов» (так называемые «парашюты»). Автодилер созна-
тельно, через управление кредиторской задолженностью, утяжеляет соб-
стенные пассивы долговыми обязательствами, что автоматически делает их
непривлекательными для рейдера. Рекомендуется иметь на вооружении не­
сколько запасных схем по формированию кредиторской задолженности.
Так, например, финансирование строительства торгово-сервисного центра
автодилера может быть осуществлено за счет привлечения на длительный
срок заемного каптала у Дружественной компании. При такой схеме агрес­
сора отпугивает состояние структуры пассипои значите, тя их доля бу-


дет приходиться на долгосрочную задолженность. Тем же свойством обла­дают лизинговые договоры по приобретению для сдачи в прокат автомоби­лей и оборудования сервисной станции.

Однако следует иметь в виду, что негативной стороной использования «парашютов» являются ухудшение показателей финансовой устойчивости и ликвидности компании и, как следствие, падение ее кредитного рейтинга и дополнительные трудности в получении кредитных ресурсов на выгодных условиях.

Передача ключевых активов в аренду, доверительное управление или залог тоже является защитной мерой, поскольку делает невозможным наложение прямого ареста на такое имущество или быстрый его вывод. Надо отметить, что любое потенциальное снижение скорости операций по перехвату управ­ления компанией и выводу ее активов повышает риски поглощения, втяги­вая агрессора в судебные тяжбы с собственниками компании.

Консолидация корпоративного контроля в одних руках снижает риски бес­контрольных действий менеджмента компании. Вместе с тем данная мера делает процесс принятия решений в компании бюрократизированным и не­гибким, поэтому использовать ее рекомендуется временно и в случае высо­кой вероятности потери контроля.

Включение агрессора в сервисно-сбытовую цепь эффективно только в том случае, когда агрессор преследует цель участия или партнерства в бизнесе. Например, он хочет развивать собственную автосервисную сеть в регионе. В этом случае имеет смысл договориться о предоставлении ему статуса суб­дилера, а не ввязываться в межкорпоративную войну.

Дополнительная эмиссия акций по закрытой подписке является одним из наиболее эффективных инструментов защиты компании. Суть его заключа­ется в том, что при поглощении защищающейся стороной проводится до­полнительная эмиссия акций с закрытым размещением и тем самым в об­щем уставном капитале компании снижается доля акций конфликтного партнера по бизнесу или агрессора. Сложность реализации этого метода в том, что в соответствии с действующим законодательством проведение до­полнительной эмиссии должно быть предусмотрено уставными докумен­тами, а на собрании акционеров необходимо получить не менее 75% голо­сов. Данный способ представляет опасность и для самих собственников. Дело в том, что контроль собственника над компанией может быть также потерян после принятия решения общего собрания акционеров автодилера о дополнительной эмиссии акций при блокировке голосующих пакетов ак­ций дружественных акционеров или мошеннических действиях агрессора.

Блокировка и наложение ареста на пакет акций применяется как крайняя мера и обеспечивает невозможность для нападающей стороны совершать действия с ценными бумагами и реализовать свои права на общем собрании акционеров. Предпосылкой для использования данной меры может быть оспаривание законности одной из сторон сделок с пакетом акций, а в каче­стве обеспечительных мер — наложение ареста на него.

Третий уровень безопасности (красный) характеризуется использо вапием крайних мер против агрессии. Например, выкуп акций у миноршпвр пых акционеров п консолидация пакета акции СПО(обствуют уввЛИЧОНИЮ в уС

тайном капитале ноли стороны, заинтересованной в контроле над комма


нией. Однако на практике данная мера требует наличия значительного объема финансовых ресурсов и умения скупающей стороны договариваться с мелкими акционерами. Если риски поглощения достаточно высоки, авто­дилеру следует оценить возможность реализации схем, которые подразуме­вают привлечение заемных средств для организации такого выкупа с сохра­нением контроля над компанией (так называемый левериджированный вы­куп собственных акций).

Привлечение дружественного стратегического партнера для сохранения бизнеса и нарушения планов агрессора обычно реализуется через продажу собственных пакетов акций заинтересованному в партнерстве дружествен­ному автоцентру.

Проведение информационных и PR-войн. Формирование имиджа и благо­приятного общественного мнения компании для экономики региона проти­востоит поглощению. Если автодилера поглощают, но общественность и местная администрация решат его поддержать, то шансы агрессора суще­ственно уменьшаются. Эффективно и проведение РЛ-кампании против аг­рессора.

Наложение ареста на собственные акции может применяться как крайняя мера, обеспечивающая запрет на действия с ценными бумагами и снижа­ющая риски мошеннических действий с ними через неблагонадежных ре­гистраторов.

Проведение параллельного внеочередного общего собрания акционеров и вы­бора органов управления — мера, которая поможет воспользоваться преиму­ществом последнего решения в случае судебных разбирательств и оспарива­ния всех предыдущих общих собраний акционеров.

Контратака на агрессора (встречная скупка акций, подача исков, реализа­ция обеспечительных мер)\ ввязывание в судебные тяжбы с агрессором иногда могут применяться, чтобы остановить агрессию, однако требуют привлече­ния значительных ресурсов автодилера.

Ликвидация юридического лица и вывод активов — самая крайняя мера, при которой наиболее ценное имущество переводится в дочерние структуры или дружественные компании. Следует обращать внимание на высокие тре­бования к чистоте сделки, в противном случае можно будет оспорить в суде такую операцию на предмет ее законности.

Действующие законодательные нормы и правила корпоративного управ­ления не могут полностью гарантировать защиту от недобросовестных действий со стороны некоторых акционеров или других агрессивно настро­ен п ых против автодилера лиц. Поэтому формирование экономически целе­сообразной и юридически чистой системы защиты требует высокой квали­фикации и согласованности действий соответствующих служб.

Проверка надежности контрагентов. Рискам экономического характера,
сия ванным с возникновением дебиторской задолженности и недобросовест­
ного выполнения обязательств,
наиболее подвержены договоры продажи или
сервисного обслуживания автомобилей, в которых условия расчетов подра­
зумевают отсрочку или оплату пофакту. Заключениетакихдоговоровдолжпо
СОПРОВОЖДАТЬСЯ Предварительной проверкой надежности контрагента, ко­
торая «проливает свет» НадеЙСТВИТа..... ыс мотивы сотрудничества, падеж

ность и финансовую устойчивость клиента.


Процесс такой проверки может осуществляться как по запросу (заявке), направляемому с первичными данными структурных подразделений, за­ключающих договор, так и на основе плановых проверок выборки действу­ющих контрактов.

Для первого уровня безопасности, т.е. минимальных рисков, целесооб­разно проведение выборочной проверки. В этом случае порядок заключения договоров должен подразумевать критерии, в соответствии с которыми от­делы будут обязаны направить запрос в службу безопасности на оценку рис­ков работы с конкретным контрагентом. Это могут быть: сумма договора (например, свыше 2,5 млн руб. с НДС); предмет договора (например, вы­полнение строительно-монтажных работ); конкретное подразделение, ку­рирующее договор (например, финансово-экономический отдел).

При более высоких степенях угрозы (второй и третий уровень безопас­ности) как в общем для компании, так и для отдельного ее подразделения порядок предоставления сведений и проведения проверки надежности контрагентов должен быть обязательным для всех типов договоров.

Проверка принимаемых на работу кандидатов и мониторинг соблюдения ин­струкций по безопасности персоналом компании. Другим объектом внимания служб экономической безопасности является персонал. Оценку и устране­ние экономических рисков в сфере работы персонала компании проводят уже на стадии приема на работу нового сотрудника.

При найме на работу нового сотрудника отдел по управлению персона­лом передает в службу безопасности все имеющиеся на кандидата сведения и документы — резюме, заполненную анкету, копию удостоверяющих лич­ность документов и т.д. Копии полученных документов могут быть направ­лены в качестве приложения к запросу сведений и данных на потенциаль­ного кандидата в правоохранительные и налоговые органы, миграционную службу. Кроме того, осуществляется дополнительный анализ сведений о предыдущем опыте работы путем непосредственного контакта с бывшими работодателями, уточняются причины, по которым работник уволился. Вы­ясняется, применялись ли в отношении к кандидату дополнительные дис­циплинарные меры, кроме тех, которые указаны в трудовой книжке, резюме и т.д. Иногда практикуется проведение собеседования с представителем службы безопасности, владеющим методами психоанализа, в процессе ко­торого он выясняет объективность заявленных данных о кандидате, истин­ные мотивы заинтересованности работы в компании, наличие у кандидата связей с криминальной средой.

Требования к анализу целесообразно определять в зависимости от функ­циональных обязанностей будущего сотрудника, объемов и характера ин­формации, с которой ему предстоит работать. Чем более значимую долж­ность предположительно он займет и с более ценной информацией ему предстоит работать, тем более глубокой должна быть проверка.

Службой безопасности должен осуществляется постоянный мониторинг персонала компании, соблюдения им режимных инструкций, коммерческой и служебной тайны. Сведения о допущенных работниками нарушениях, не надлежащем выпоинснии или певыполпеппн ИМИ СВОИХ обязанностей, и ре

зультате которых увеличивается вероятность ущерба деятельности или цело

вой реп/Л......... и KOMIII..... п, ДОЛЖНЫ быть iiii.in 1||,Н0 HpOUHl........ ЖРОНПНЫ на



предмет возможных последствий для финансово-экономической безопас­ности. В случае нанесения ущерба компании по вине работника служба без­опасности обязана провести административное или служебное расследова­ние, на основе которого оценить степень его вины. По его результатам под­готавливаются предложения по применению к провинившимся сотрудникам мер дисциплинарного или финансового характера в соответствии с законо­дательством: выговор, депремирование, возмещение ущерба и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: