В целях осуществления экономической безопасности реализуются следующие основные функции:
• предотвращение хищения активов компании с использованием мошеннических финансовых схем;
• предотвращение последствий негативных действий конкурентов и подготовка на основе анализа данных разведки подразделениями автодилера мероприятий по реализации предупредительных мер;
• своевременное выявление, реагирование и предотвращение агрессии, рейдерства и перехвата управления недружественными компаниями;
• предотвращение и снижение затрат и ущерба от действий (бездействия) работников компании, разглашения коммерческой тайны, преднамеренной порчи или хищения активов, средств и имущества автодилера;
• снижение риска нанесения ущерба репутации компании из-за бездействия или намеренных действий персонала;
• предотвращение ущерба, причиненного умышленным действием или бездействием партнеров компании, акционеров, собственников и персонала. Профилактика возникновения безнадежных долгов и содействие в погашении дебиторской задолженности.
|
|
Основу выполнения данных функций составляют проведение конкурентной разведки, реализация мер по защите от недружественного поглощения, проверка надежности контрагентов и принимаемых на работу кандидатов и мониторинг соблюдения персоналом инструкций по безопасности компании. Рассмотрим их организацию и применение.
Конкурентная разведка занимает особое место в деятельности службы безопасности. Поскольку данный процесс уже был рассмотрен как элемент управления изменениями и постоянного совершенствования технологии и бизнес-модели работы автодилера (см. главу 2), то здесь коротко рассмотрим основные составляющие такой деятельности, координацию которой, гак же как и взаимодействие с агентурной сетью, целесообразно возложить на службу безопасности.
Объектами конкурентной разведки в первую очередь являются ры ночная
конъюнктура (цены, условия предоставления скидок, договорные условия,
доля рынка и ее динамика, условия работы с покупателями, каналы сбыта),
ТвХНОЛОГИИ производства и товары (номенклатура, качество, произвол
етве....10 затраты, стоимость и условия поставки, СТОИМОСТЬ аренды), ОрГЙ
низационная (груктура (лица, принимающие эначимые решения, проемы
азвитию, проводимые слияния и поглощения). Поэтому, по оценкам торых специалистов, основную информацию (порядка 60—80%) можно чить из открытых источников. Так, анализ открытых вакансий на сайте щлера-конкурента позволяет определить направления его деятель-и. Например, наличие вакансии директора по развитию региональной свидетельствует о том, что компания планирует выход в регионы, стальная информация может быть добыта при помощи агентурной сети, ггоринга клиентской базы и их мнений.
|
|
реди наиболее распространенных источников информации, которые Т быть использованы при проведении конкурентной разведки, можно лить следующие [162]:
убликации и отчеты, полученные из открытых источников (Интернет, ресса, рассылаемые пресс-релизы);
i |формация, распространяемая публично или полученная в ходе нефор-ального общения с сотрудниками конкурента на конференциях, вы-:пиках, семинарах, презентациях. От сотрудников компаний-конкурен-)В можно получить проспекты, брошюры, прайс-листы, доступ на тер-лторию предприятия под предлогом личной встречи; и маисовая отчетность, публикуемая компаниями;
лальные базы данных государственных учреждений, имеющиеся в отрытой продаже. Часто используются базы данных Московской реги-i рационной палаты, Госкомстата, Торгово-промышленной палаты, нскомимущества;
ро ведение фиктивных заказов и с их помощью анализ технологии ока-шии услуг и работы с клиентами других автоцентров; 1ециализированные агентства, предоставляющие сведения о финансо-)м состоянии и осуществляющие оценку финансовой надежности. 1ожно использовать распространенный способ получения информации, >имер через собеседование при приеме на работу менеджеров, ранее ра- DIII их в других автодилерских компаниях. В процессе интервью соиска-м задаются вопросы, раскрывающие организацию работы возглавля-
0 ими подразделения на предыдущем месте и результаты, которых до-
1Я кандидат, и т.д. Привлечение на такое собеседование менеджеров
1 у рв и та обычно получается через размещение в Интернете вакансии с
и к-качельными условиями.
ще одним способом сбора информации может быть обращение кконку-'юшим фирмам под видом проведения маркетинговых исследований. 1погос о деятельности автодилерских компаний можно получить через шпии, которые работают с конкурентами. Они тоже являются носите-1 ценной и доступной информации.
1ри регламентации деятельности службы безопасности в сфере органи-1И, координации и проведения конкурентной разведки следует с особым лапием регламентировать наименование и требования к получаемой ормации, источники и методы ее сбора, передачи, хранения и обра-и, порядок доступа к ней.
.роме ТОГО, регламент должен описывать взаимодействие со службой ПВСНОСТИ ДРУГИХ подразделений* Которые являются также ответствен
п за обор информации (отдел продаж, диспетчерская, финансово эхо
номический отдел, отдел логистики и пр.), и пользователями такой информации (отдел стратегического развития и контроллинга, совет директоров).
Особое место в регламенте ведения конкурентной разведки должно быть уделено этическим нормам получения и использования информации: они должны быть в рамках закона и не подразумевать противоправных действий. Ответственность за незаконное получение и использование коммерческой тайны установлена ст. 183 УК РФ, ст. 139 ГК РФ и ст. 13.14 КоАП РФ. Поэтому при организации разведывательных мероприятий необходимо учитывать, что значительная часть ценной информации (государственная тайна, личные данные гражданина, служебные сведения с ограниченным доступом, профессиональная и коммерческая тайны) охраняется законом.
Реализация мер по защите от недружественного поглощения. Данные мониторинга и разведки предоставляют возможность автодилеру эффективно снижать и проводить профилактику рисков, а также своевременно готовить меры по защите от недружественного поглощения, перехвата управления, агрессии сторонних лиц и организаций.
Как показывает анализ, в сфере корпоративных конфликтов наиболее распространенными способами недружественного поглощения являются: консолидация мелких пакетов акций; скупка долгов; преднамеренное доведение до банкротства; целенаправленное понижение стоимости предприятия и приобретение его активов; оспаривание прав собственности на стратегически важные активы (недвижимость); подкуп менеджеров компании.
|
|
Успешный автодилерский бизнес способствует повышению инвестиционной привлекательности. К тому же растущая конкурентная борьба ставит под угрозу мирное сосуществование на одном рынке компаний, борющихся за клиента.
С целью снижения рисков недружественного поглощения, перехвата управления и следующего за ним вывода и распродажи активов компании-автодилера службой экономической безопасности применяется целый комплекс мер экономического и юридического характера для профилактики возникающих рисков и построения системы защиты.
Процесс обеспечения безопасности должен предусматривать порядок использования ключевых инструментов защиты и профилактики корпоративных конфликтов и рейдерства в зависимости от степени угрозы (рис. 49).
Для нижнего уровня безопасности (первый уровень — зеленый) характерно использование профилактических инструментов, т.е. комплекса мероприятий юридически-корпоративного характера, снижающих привлекательность поглощения активов для потенциального агрессора. Обобщая опыт специалистов [59, 90, 112, 116, 141, 148], остановимся коротко на некоторых приемах защиты собственной компании.
Защита реестра акционеров. Наиболее опасным и уязвимым местом для перехвата управления является реестр акционеров. Доступ к нему обеспечивает агрессора информацией о составе акционеров и количестве принадлежащих им акций. Владение оригиналом реестра позволит рейдеру проводить мошеннические действия и манипуляции с ним и соответствующим образом через суд добиваться наложения ареста на акции других участников общества Кроме ТОГО, данные реестра раскрывают информацию об учредите
|
|
лях автодилерскои компании, что дает возможность консолидировать акции в одних руках, скупая их у каждого владельца, а в последующем созвать внеочередное собрание акционеров с повесткой о выборе нового исполнительного органа компании. Без доступа к реестру произвести скупку акций за короткий срок крайне сложно. Поскольку существуют риски силового захвата реестра, то его оригинал рекомендуется держать в доверенном месте, например у надежного регистратора.
Практически эти же цели преследует передача акций в номинальное держание. В функции регистратора как раз входит учет всех действий, связанных с движением акций и прав на них, а также запросов и судебных решений по акциям акционеров. Тем самым обеспечиваются защита интересов акционеров и ответственное хранение реестра и информации по нему. При выборе регистратора рекомендуется обращать внимание на его репутацию и известность на рынке ценных бумаг, возможность получения оперативной информации о движении акций общества, независимость от потенциально недружественных автодилеру структур.
Совершенствование системы управления преследует цель оптимизации управленческой структуры, функций, ответственности и полномочий исполнительных органов для создания барьеров агрессору, пытающемуся юридическим способом перехватить управление и вывести активы. Предпочтительно создавать сбалансированную систему ответственности и полномочий менеджмента компании, не слишком перегружая вышестоящее руководство и не ослабляя взаимный контроль. Например, ввод ограничений на совершение крупных сделок для директоров филиалов автодилера предотвратит беспрепятственный вывод активов через филиалы и снизит привлекательность сговора с руководителями филиалов.
Наиболее уязвимым местом для агрессии и захвата компании является возможность оспаривания хозяйственных операций по сделкам с акциями, функционирования и выборов органов управления компанией. Чтобы не допустить претензий недобросовестных акционеров, конфликтных учредителей к законности принятых решений на собраниях акционеров или крупных сделок с имуществом автодилера, проводится постоянный мониторинг юридической чистоты таких операций.
На это будет уходить меньше сил, если порядок сделок с акциями и фун к-ционирование органов управления будут прозрачными и понятными, не противоречащими действующему законодательству. Акционер, например, может оспорить в суде несоответствующие уставу или выполненные без регистрации в ФСФР дополнительные эмиссии акций, сделки, которые не согласованы с собранием акционеров, противоречащее уставу и законодательству избрание единоличных органов управления.
Операции по наиболее рисковым вопросам деятельности подлежат регламентации. В первую очередь выверяется на соответствие законодательству и закрепляется порядок выборов и функционирования органов управления компанией, осуществления сделок с акциями (долями), использования внутренней информации, проведения крупных сделок компании-ВВТОДИ лера. При регламентации сделок с акциями компании следует продумать наиболее предпочтительные технологии:
Tea
• уведомления акционеров и учредителей о предложении акций на продажу (обязательно для ЗАО);
• приобретения компанией невыкупленных акций;
• принятия решения об увеличении уставного капитала (объявленные акции);
• конвертации эмиссионных ценных бумаг в акции.
В продолжение методов оптимизации системы управления необходимо этметить, что грамотно составленный устав и учредительные документы значительно снижают риски недружественного поглощения и потерь, вызванные возможными конфликтами между учредителями автодилера. Устав должен регламентировать функционирование органов управления, их полномочия, подчиненность и отчетность, порядок проведения собраний акционеров (участников) общества и т.д. Лучше с самого начала написать $ащищающий от поглощения устав, чем переделывать его потом. Ведь для внесения изменений в уставные документы согласно российскому законодательству при голосовании на собраниях акционеров требуется 75% плюс одна акция.
В качестве профилактических мер нашли эффективное применение так называемые «золотые парашюты» и «репелленты от акул». Первый метод подразумевает заключение с руководством автодилера трудовых договоров, и которых оговариваются значительные компенсации в случае увольнения. Это делает непривлекательным смену власти в компании. Второй метод связан с заключением договоров с оговорками, которые вступают в силу в том случае, если кто-либо получает контроль над организацией. Например, до-i опоры с поставщиками и контрагентами могут содержать условия, которые резко ухудшают финансово-экономическое состояние автодилера, что отри цательно сказывается на его привлекательности.
Политика компании, направленная на повышение стоимости акций (допей), делает дорогим и непривлекательным приобретение активов компании.
Диверсификация активов и их распределение по группе компаний автодилера затрудняет захват бизнеса, поскольку вынуждает агрессора искать подход к i юскольким юридическим лицам, входящим в структуру автодилера. Такого рода барьер рекомендуется создавать постепенно, вместе с растущим бизнесом.
Если рассматривать инструменты второго уровня безопасности (желтого), то их уже можно назвать превентивными мерами в отношении попыток агрессора захватить часть активов или управление компанией.
В этом случае используются более радикальные приемы защиты, напри
мер «навешивание долгов» (так называемые «парашюты»). Автодилер созна-
тельно, через управление кредиторской задолженностью, утяжеляет соб-
стенные пассивы долговыми обязательствами, что автоматически делает их
непривлекательными для рейдера. Рекомендуется иметь на вооружении не
сколько запасных схем по формированию кредиторской задолженности.
Так, например, финансирование строительства торгово-сервисного центра
автодилера может быть осуществлено за счет привлечения на длительный
срок заемного каптала у Дружественной компании. При такой схеме агрес
сора отпугивает состояние структуры пассипои значите, тя их доля бу-
дет приходиться на долгосрочную задолженность. Тем же свойством обладают лизинговые договоры по приобретению для сдачи в прокат автомобилей и оборудования сервисной станции.
Однако следует иметь в виду, что негативной стороной использования «парашютов» являются ухудшение показателей финансовой устойчивости и ликвидности компании и, как следствие, падение ее кредитного рейтинга и дополнительные трудности в получении кредитных ресурсов на выгодных условиях.
Передача ключевых активов в аренду, доверительное управление или залог тоже является защитной мерой, поскольку делает невозможным наложение прямого ареста на такое имущество или быстрый его вывод. Надо отметить, что любое потенциальное снижение скорости операций по перехвату управления компанией и выводу ее активов повышает риски поглощения, втягивая агрессора в судебные тяжбы с собственниками компании.
Консолидация корпоративного контроля в одних руках снижает риски бесконтрольных действий менеджмента компании. Вместе с тем данная мера делает процесс принятия решений в компании бюрократизированным и негибким, поэтому использовать ее рекомендуется временно и в случае высокой вероятности потери контроля.
Включение агрессора в сервисно-сбытовую цепь эффективно только в том случае, когда агрессор преследует цель участия или партнерства в бизнесе. Например, он хочет развивать собственную автосервисную сеть в регионе. В этом случае имеет смысл договориться о предоставлении ему статуса субдилера, а не ввязываться в межкорпоративную войну.
Дополнительная эмиссия акций по закрытой подписке является одним из наиболее эффективных инструментов защиты компании. Суть его заключается в том, что при поглощении защищающейся стороной проводится дополнительная эмиссия акций с закрытым размещением и тем самым в общем уставном капитале компании снижается доля акций конфликтного партнера по бизнесу или агрессора. Сложность реализации этого метода в том, что в соответствии с действующим законодательством проведение дополнительной эмиссии должно быть предусмотрено уставными документами, а на собрании акционеров необходимо получить не менее 75% голосов. Данный способ представляет опасность и для самих собственников. Дело в том, что контроль собственника над компанией может быть также потерян после принятия решения общего собрания акционеров автодилера о дополнительной эмиссии акций при блокировке голосующих пакетов акций дружественных акционеров или мошеннических действиях агрессора.
Блокировка и наложение ареста на пакет акций применяется как крайняя мера и обеспечивает невозможность для нападающей стороны совершать действия с ценными бумагами и реализовать свои права на общем собрании акционеров. Предпосылкой для использования данной меры может быть оспаривание законности одной из сторон сделок с пакетом акций, а в качестве обеспечительных мер — наложение ареста на него.
Третий уровень безопасности (красный) характеризуется использо вапием крайних мер против агрессии. Например, выкуп акций у миноршпвр пых акционеров п консолидация пакета акции СПО(обствуют уввЛИЧОНИЮ в уС
тайном капитале ноли стороны, заинтересованной в контроле над комма
нией. Однако на практике данная мера требует наличия значительного объема финансовых ресурсов и умения скупающей стороны договариваться с мелкими акционерами. Если риски поглощения достаточно высоки, автодилеру следует оценить возможность реализации схем, которые подразумевают привлечение заемных средств для организации такого выкупа с сохранением контроля над компанией (так называемый левериджированный выкуп собственных акций).
Привлечение дружественного стратегического партнера для сохранения бизнеса и нарушения планов агрессора обычно реализуется через продажу собственных пакетов акций заинтересованному в партнерстве дружественному автоцентру.
Проведение информационных и PR-войн. Формирование имиджа и благоприятного общественного мнения компании для экономики региона противостоит поглощению. Если автодилера поглощают, но общественность и местная администрация решат его поддержать, то шансы агрессора существенно уменьшаются. Эффективно и проведение РЛ-кампании против агрессора.
Наложение ареста на собственные акции может применяться как крайняя мера, обеспечивающая запрет на действия с ценными бумагами и снижающая риски мошеннических действий с ними через неблагонадежных регистраторов.
Проведение параллельного внеочередного общего собрания акционеров и выбора органов управления — мера, которая поможет воспользоваться преимуществом последнего решения в случае судебных разбирательств и оспаривания всех предыдущих общих собраний акционеров.
Контратака на агрессора (встречная скупка акций, подача исков, реализация обеспечительных мер)\ ввязывание в судебные тяжбы с агрессором иногда могут применяться, чтобы остановить агрессию, однако требуют привлечения значительных ресурсов автодилера.
Ликвидация юридического лица и вывод активов — самая крайняя мера, при которой наиболее ценное имущество переводится в дочерние структуры или дружественные компании. Следует обращать внимание на высокие требования к чистоте сделки, в противном случае можно будет оспорить в суде такую операцию на предмет ее законности.
Действующие законодательные нормы и правила корпоративного управления не могут полностью гарантировать защиту от недобросовестных действий со стороны некоторых акционеров или других агрессивно настроен п ых против автодилера лиц. Поэтому формирование экономически целесообразной и юридически чистой системы защиты требует высокой квалификации и согласованности действий соответствующих служб.
Проверка надежности контрагентов. Рискам экономического характера,
сия ванным с возникновением дебиторской задолженности и недобросовест
ного выполнения обязательств, наиболее подвержены договоры продажи или
сервисного обслуживания автомобилей, в которых условия расчетов подра
зумевают отсрочку или оплату пофакту. Заключениетакихдоговоровдолжпо
СОПРОВОЖДАТЬСЯ Предварительной проверкой надежности контрагента, ко
торая «проливает свет» НадеЙСТВИТа..... ыс мотивы сотрудничества, падеж
ность и финансовую устойчивость клиента.
Процесс такой проверки может осуществляться как по запросу (заявке), направляемому с первичными данными структурных подразделений, заключающих договор, так и на основе плановых проверок выборки действующих контрактов.
Для первого уровня безопасности, т.е. минимальных рисков, целесообразно проведение выборочной проверки. В этом случае порядок заключения договоров должен подразумевать критерии, в соответствии с которыми отделы будут обязаны направить запрос в службу безопасности на оценку рисков работы с конкретным контрагентом. Это могут быть: сумма договора (например, свыше 2,5 млн руб. с НДС); предмет договора (например, выполнение строительно-монтажных работ); конкретное подразделение, курирующее договор (например, финансово-экономический отдел).
При более высоких степенях угрозы (второй и третий уровень безопасности) как в общем для компании, так и для отдельного ее подразделения порядок предоставления сведений и проведения проверки надежности контрагентов должен быть обязательным для всех типов договоров.
Проверка принимаемых на работу кандидатов и мониторинг соблюдения инструкций по безопасности персоналом компании. Другим объектом внимания служб экономической безопасности является персонал. Оценку и устранение экономических рисков в сфере работы персонала компании проводят уже на стадии приема на работу нового сотрудника.
При найме на работу нового сотрудника отдел по управлению персоналом передает в службу безопасности все имеющиеся на кандидата сведения и документы — резюме, заполненную анкету, копию удостоверяющих личность документов и т.д. Копии полученных документов могут быть направлены в качестве приложения к запросу сведений и данных на потенциального кандидата в правоохранительные и налоговые органы, миграционную службу. Кроме того, осуществляется дополнительный анализ сведений о предыдущем опыте работы путем непосредственного контакта с бывшими работодателями, уточняются причины, по которым работник уволился. Выясняется, применялись ли в отношении к кандидату дополнительные дисциплинарные меры, кроме тех, которые указаны в трудовой книжке, резюме и т.д. Иногда практикуется проведение собеседования с представителем службы безопасности, владеющим методами психоанализа, в процессе которого он выясняет объективность заявленных данных о кандидате, истинные мотивы заинтересованности работы в компании, наличие у кандидата связей с криминальной средой.
Требования к анализу целесообразно определять в зависимости от функциональных обязанностей будущего сотрудника, объемов и характера информации, с которой ему предстоит работать. Чем более значимую должность предположительно он займет и с более ценной информацией ему предстоит работать, тем более глубокой должна быть проверка.
Службой безопасности должен осуществляется постоянный мониторинг персонала компании, соблюдения им режимных инструкций, коммерческой и служебной тайны. Сведения о допущенных работниками нарушениях, не надлежащем выпоинснии или певыполпеппн ИМИ СВОИХ обязанностей, и ре
зультате которых увеличивается вероятность ущерба деятельности или цело
вой реп/Л......... и KOMIII..... п, ДОЛЖНЫ быть iiii.in 1||,Н0 HpOUHl........ ЖРОНПНЫ на
предмет возможных последствий для финансово-экономической безопасности. В случае нанесения ущерба компании по вине работника служба безопасности обязана провести административное или служебное расследование, на основе которого оценить степень его вины. По его результатам подготавливаются предложения по применению к провинившимся сотрудникам мер дисциплинарного или финансового характера в соответствии с законодательством: выговор, депремирование, возмещение ущерба и т.д.