Дефицит мощностей, выражающийся в очередях на сервис (609 827 чел.-ч)

Кривая

емкости -

Рынка

5 600 000

Кривая обеспеченности рынка автосервисными

400 000

200 000

Й

Годы Емкость рынка автосер­висных услуг, чел.-ч Размер автопарка, шт. Среднее количество чел.-ч на один заезд автомо­биля на сервис Частота заказов в годна автомо­били, шт. Обеспе­ченность производ­ственными мощнос­тями, чел.-ч Общее количество постов услуг на рынке, шт. Средняя по рынку потенци­альная выработка поста в год, чел.-ч Дефицит избыток (+) производ­ственных постов, чел.-ч
1 2 = гр.3х. х гр. 4 х гр. 5 3 4 5 6 = гр. 7 х хгр. 8 7 8 9 = гр.6- |__ - гр. 2
1-й 393 120 62 400 2,1   297 840     -95 280
2-й 467 813 74 256 2,1   335 070     -132 743
3-й 523 952 83 167 2,1   335 070     -188 882
4-й 817 368 129 741 2,1   397 120     -420 248
5-й 1 078 925 171 258 2,1   469 098     -609 827
6-й 1 240 766 196 947 2,1   521 220     -719 546

Рис. 57. График роста емкости рынка и обеспеченности автосервисными услугами


сервисных СТаНЦИЙ. Именно оценку обеспеченности 1фОИ1ВОДСТВенНЫМИ мощностями (Гр, бТабЛИЦЫ на рис. 57) можно прОВвСТИ (ПОМОЩЬЮ опреде ления количества функционирующих постов сервисного обслуживания и средней потенциальной выработки, которая зависит ОТ коэффициентов продуктивности, эффективности использования рабочего времени автосер­висов и соответственно имеющихся человеческих ресурсов.

Данные рис. 57 показывают, что высокие темпы роста автопарка обслу­живаемой марки автомобилей недостаточно обеспечены возможностью рынка автосервисных услуг. Это выражается в больших очередях на обслу­живание, которые негативно сказываются на конкурентных позициях авто­бренда на таком рынке.

С другой стороны, для участников рынка это сигнал о том, что рынок готов для наращивания производственной базы и открытия новых сервис­ных станций. Например, для пятого года на рассматриваемом локальном рынке дефицит составляет 609827 человекочасов (см. рис. 57), что эквива­лентно при установившейся средней продуктивности и производительности слесарных работ 246 постам (609 827/2482), которых не хватает рынку.

Привлекательность рынка с точки зрения действующих на нем конку­рентных сил оценивают с помощью расчета показателей долей рынка, ин­дексов энтропии, Херфиндаля—Хиршмана, Джини (табл. 82).

Таблица 82 Показатели, характеризующие целевой рынок (сегмент рынка)

Показатель | Характеристика 1 Формула расчета
Рыночная доля Характеризует размер фирмы относительно размера рынка. Рассчитывается в денежном и натуральном выражении «2 га, Ы где TR — выручка (объем реализации) автодилера; TR. — выручка (объем реализации) /-й компании из группы компаний (сегмента рынка); п — количество компаний в группе (сегменте рынка)
Индекс Херфиндаля— Хиршмана Оценивает возможность фирмы влиять на рынок. Значение 1 показывает, что на рынке действует только одна фирма, 0 — соответствует идеальной конкуренции НЮ = JY?, i=\ где У, — доля рынка /-Й компании из группы; л — количество компаний, для которых рассчиты­вается показатель
Индекс энтропии Показывает концентрацию фирм на рынке. Чем выше значение, тем ниже концентрация и соответ­ственно возможность влияния фирмы на рыночные цены где У. — доля рынка i-й компании из группы; п — количество компаний в группе
Индекс Джини Показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка. Чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между компаниями и концентрация их на рынке G = \-7fjxiCUMyi+^xiyl, i=i;=iгде п — количество компаний в группе; х, — доля компаний с рыночной долей, не выше максимальной в группе; у. — рыночная доля /-й компании в группе; биМу; — кумулята доли нарастающим итогом от наименьшей к максимальной в группе 1----------------------------------------------------- _____—,------------------------------------------------------ 1




:чм


Например, расчет iniHi i. (.1 Джини для двух рыночных сегментов автомо

билсй /) И С класса (табл. 8 1, табл. 84) покачмиаст, ЧТО в сегменте класса С наблюдается значительное неравномерное распределение рыночных долей дилеров — индекс равен 0,8 против 0,28 для сегмента D. Это означает, что значительная доля рынка сосредоточена у одного дилера и другим участни­кам на таком рынке следует продумывать стратегию удержания уже име­ющихся или отвоевывания долей у лидера.

Таблица 83 Данные и расчет индекса Джини для рынка сегмента автомобилей класса О

Автодилер Доля в группе, х, Рыночная доля в совокупной доле, у] Расчетные показатели
CUMy, X, X У, X, х CUMy, G
А 0,1428574143 0,075 0,0750 0,0107 0,0107 0,2786
Б 0,142857143 0,075 0,1500 0,0107 0,0214
В 0,142857143 0,1 0,2500 0,0143 0,0357
Г 0,142857143 0,1 0,3500 0,0143 0,0500
Д 0,142857143 0,15 0,5000 0,0214 0,0714
ж 0,142857143 0,2 0,7000 0,0286 0,1000
  0,142857143 0,3 1,0000 0,0429 0,1429
Итого 1,0000   3,0250 0,1429 0,4321

Таблица 84 Данные и расчет индекса Джини для рынка сегмента автомобилей класса С

Автодилер Доля в группе, х) Рыночная доля в совокупной доле, у, Расчетные показатели
CUMy, х, х у, х, х CUMy, G
Ж 0,2 0,03 0,0300 0,0060 0,0060 0,8000
В 0,2 0,1 0,1000 0,0200 0,0200
А 0,2 0,2 0,2000 0,0400 0,0400
Д 0,2 0,27 0,2700 0,0540 0,0540
  0,2 0,4 0,4000 0,0800 0,0800
Итого 1,0000   1,0000 0,2000 0,2000

Например, при формировании стратегии ценообразования результаты такого анализа указывают на обоснованность использования автодилером стратегии следования за ценой лидера. Более равномерное распределение рыночных долей по результатам такого анализа указывало бы на небезосно­вательную возможность проработки стратегии лидерства по ценам или стра­тегии снижения цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: