Для количественного исследования цен и тарифов можно использовать набор показателей, оценивающих для определенного момента времени уровень цен и их динамику, структуру тарифов и ее составляющие, вариацию и соотношение ценовых параметров, влияние качества услуг на цену, изменение цен под воздействием различных факторов.
Несмотря на то что для большинства дилеров уровень цен на основные сервисные услуги и продаваемые автомобили регулируется автокомпаниями, всем участникам авторынка все же следует оценивать сложившуюся ценовую тенденцию. Автопроизводителю это позволит устанавливать наи-
hojiee»(|м|к*ктиш1ыс
объективно регулировать гарифы на их гехническое обслуживание, воэдей ствуя таким образом на пока итель стоимости владения автомобилем,. Авто дилерская компания, воспользовавшись результатами исследования цено вых характеристик рынка, может результативно управлять ценообразова нием на дополнительные услуги, прогнозировать объемы продаж и планировать стратегию развития, формировать дисконтные программы и оптимизировать ассортиментную политику продвигаемых автомашин и расходы на рекламу.
|
|
Изучение оптимальности цены на услуги или продаваемые автомобили полезно осуществлять с использованием коэффициента эластичности спроса. Исследование эластичности позволяет судить о том, как изменится объем продаж, например, автомобилей определенной марки и комплектации, если цена на них будет увеличена или уменьшена. Эластичность рассчитывается по формуле
Э = |
V.. L
ар V
где AqD — изменение объема продаж услуги (автомобиля); Ар — изменение цены на услугу (автомобиль); р — базовая цена на услугу (автомобиль); qD — базовый объем продаж услуги (автомобиля).
Значение коэффициента показывает, на сколько процентов изменится количество приобретаемой услуги автодилера или автомобилей при изменении его цены на 1%.
Продемонстрируем полезность исследования эластичности примером. Например, стоит задача определения того, как изменятся продажи услуги по регламентным работам по техническому обслуживанию на автомобили определенного сегмента локального рынка в случае, если стоимость услуги фирма увеличит с 31 до 33 долл. США.
Для этого, воспользовавшись отчетами о продажах, проведем анализ, как показано на рис. 58. С помощью методов аппроксимации кривой спроса выявляются ее параметры. В нашем случае уравнение кривой спроса будет иметь вид у = 0,00000 Ъс2 - 0,0119.x + 52,057. С помощью выявленной функции можно определить, что при цене в 33 долл. США за услугу (у - 33) объем продаж составит примерно 1907 заказов (х = 1907).
Эластичность спроса от цены можно определить не только по данным статистического учета, но и на основе опросов клиентов. Для этого клиентам предлагается ряд предельно допустимых цен на услугу, после чего в зависимости от мнений покупателей получается закон спроса.
|
|
Задачи с эластичностью спроса возникают, когда решается вопрос о повышении качества услуг и определении готовности клиента платить за такое улучшение. Например, чтобы определить оптимальный тариф автоцентра за предоставление новой услуги по ремонту автомобиля клиента за пределами автосервисной станции, необходимо оценить, сколько клиентов готово воспользоваться таким продуктом при соответствующем уровне его стоимости.
Оценку выявления реакции покупателей на предложенный уровень цен, отражающий эластичность спроса, можно провести следующими способами.
Кчппччс.пю шкпэоп | Цена, долл. | ИНМЧНННИЧ КОПИЧО! 111,1 покупшопои, % | Изменение цены, % | Коэффициенты эластичности спроса по ценю |
/56 | - | - | - | |
-11 | ||||
-11 | ||||
1590 | -2 | |||
-11 | ||||
-16 | 3,2 | |||
-10 | 1,1 |
Аппроксимированная кривая спроса - | ||
~*^"—*—w, | ||
' —» | ||
\ -------- 1 у = 0,000001х2- 0,0119х ч ] -------- Я2 = 0,9545 | 52,057 | |
-------------- | ||
J-------,---- | ШШФ>Ш<ШШ0<ШйШШ |
0 1000 2000 3000 4000 5000