Для маркетинговых исследований

  Данные
  Первичные Вторичные
Показатели, хараКТерИЗу-ЩИО ИСТОЧНИКИ информации Полевые и лабораторные маркетинговые исследования Кабинетные исследования
Наблюдения Опросы Эксперименты Внутренние Внешние
  Общедоступные данные Закрытая информация
«траты наионизацию и юнедение ***       * ***
пможность 49НКИ эстоверности   ****       *
вгкость шучонип *** * ** *** **** ****
вгкость пользования ** ** ** *** *** ***
гкрытость и эступность для >нкурентов * *   **   ****
корость >лучвния *** ** ** ****   ****

шмечание: * — минимальная оценка; **** — максимальная оценка.

11111 i.i м достоинством анализа самостоятельно собранных данных являются 1кжс конфиденциальность результатов и возможность наложить на них Жф «Для служебного пользования» или вообще засекретить. Такой подход, есом пенно, затормозит реакцию конкурентов.

Менее затратоемким процессом считаются исследования, проведенные а базе вторичной информации. Однако достоверность их результатов не;егда можно проверить, что прямо влияет и на качество прогнозов. Тем не емес, поскольку данные предварительно систематизированы, то работа с йформацией из таких источников не отнимает много времени. Существен-i.i м 11едостатком использования данных готовых исследований является их убличность и возможность использования фирмами-конкурентами.

Конечно же, глобальные исследования рынка — прерогатива автопроиз-Эдителей или их дистрибьюторов. Однако частные маркетинговые задачи, ■травленные на повышение рыночной доли, объемов продаж, а также це-хообразности продвижения новой услуги с целью привлечения клиентов, цбора наиболее предпочтительного автомобильного бренда, автодилер;>лжен решать самостоятельно, прибегнув к тщательному анализу рынка. см более что автопроизводитель или дистрибьютор, по заказу которых про­чились специальные исследования, вполне могут рассматриваться авто-илерской компанией как основной источник вторичной информации и снользоваться наряду с показателями из интернет-публикаций и периоди-.чжих изданий.

Иногда имеет смысл автодилеру обратиться к исследованиям по заказу. 1х достоинство заключается в том, что результаты таких исследований мо-/т быть закрыты для широкой публики, так как являются исключительной)бстненностыо их заказчика. Однако масштабные исследования, типы ИЗ-

м


мерения отношении потребителей, оценка общественного мнения и отно­шении марок автомобиля конкретного автопроизводителя связаны со зна­чительными затратами. Выбор в этом случае осуществляется на основе срав­нительного подхода по схеме «затраты—эффект».

Немаловажно использование внутренней информации, кабинетных иссле­дований. В качестве источников такой информации могут выступать, напри­мер, управленческая и финансовая отчетность компании, статистика по уровню продаж автомобилей, отчеты по проведенным ранее исследованиям, статистика по отзывам и регулярным опросам клиентов дилерских центров, статистика по гарантийным ремонтам, изменения в клиентской базе.

Исследования предложений маркетинговых агентств, а также известного инструментария в области исследований рынка показали, что для марке­тинга автобизнеса могут быть использованы универсальные методы, напри­мер телефонный, интернет- и личный опрос, фокус-группа, кабинетные исследования, аудит точек продаж, «холл-тесты», а также узконаправленные исследовательские технологии на основе экспериментов — измерение чув­ствительности покупателя к ценам, проекционный анализ, «таинственный покупатель» и пр. (рис. 56).

После сбора данных ключевым этапом исследования рынка является анализ полученной информации. Для каждого объекта рыночного исследо­вания необходимо использовать определенный набор анализируемых пока­зателей.

Исследование основных показателей автомобильного рынка

Анализ рынка в основном преследует цели прогнозирования объемов продаж и оценки положения компании в рыночной среде.

Оценка будущих объемов продаж всегда была актуальной темой. Про­гнозы имеют большое значение при планировании деятельности, поскольку на их основе дилерскими компаниями готовятся программы закупок авто­мобилей, запчастей и расширения производственно-ремонтных зон. При помощи рыночной оценки автопроизводитель в свою очередь разрабатывает адекватную производственную программу и настраивает каналы дистри-бьюции готовых машин, чтобы максимально удовлетворить ожидаемый

спрос.

Точный расчет будущих параметров рыночной среды помогает организа­ции мобилизовать необходимый объем оборотных средств для закупки авто­мобилей, запчастей и расходных материалов, подготовить складские и тор­говые площади, сформировать свою кадровую и инвестиционную политику на прогнозируемый период, обеспечить достаточность сервисных мощно­стей.

Конечно же, прогнозирование продаж носит вероятностный характер. Это значит, что, принимая указанные выше решения, фирмы должны оце­нить риски, ранжируя результаты прогнозирования от наиболее оптимис­тичного до пессимистичного, с учетом вероятности их наступления и точ­ности выявленных факторов. От того, насколько корректным будет прогноз спроса на автомобиль, зависят полнота охвата рынка автодилерской компа­нией и получение максимально возможного дохода.

ми


1. Опросы и анкетирование. Проводятся по заранее подготовленным вопросам. Могут быть использованы для оценки емкости
авторынка и его услуг. Описания предпочтений целевой группы клиентов о марке автомобиля, услугах сервиса. Исследования
общественного мнения о репутации автодилера, качестве его услуг. Оценка эффективности проведенной рекламной кампании
или отдельного рекламного канала. Разновидностью массовых опросов является омнибус - регулярно проводящееся исследо­
вание на целевой группе, затрагивающее различные предметные области. Отличительная особенность заключается в том, что он
проводится для нескольких заказчиков, что снижает его стоимость.

Личный опрос. Основывается на проведении интервью при непосредственном контакте с респондентом из выборки. Может про­водиться по заранее подготовленной анкете или в свободном стиле. Проводится как в местах продаж, так и на улице, выставках, мотор-шоу и т.д.

Компьютеризированное персональное интервью (CAPI - Computer Assisted Personal Interviewing). Предполагает автоматизиро­ванный опрос (анкетирование), учет контактов и их дальнейшую группировку. Осуществляется при помощи портативных компью­теров или стационарных интерактивных терминалов в торгово-сервисных центрах, которые широко могут быть применимы для оценки удовлетворенности клиентов обслуживанием.

Телефонный опрос (интервью). Это опрос (интервью, анкетирование) респондентов по телефону по заранее подготовленным вопросам (анкетам). Относительно недорогой и быстрый метод исследования. Разновидностью является компьютеризированное телефонное интервью (CATI - Computer Assisted Telephone Interviewing), при котором обеспечиваются генерация случайной вы­борки, автоматический учет и регистрация телефонных контактов.

Интернет-опрос. Это опрос в сети Интернет на специализированных сайтах или корпоративном сайте автодилера. Наиболее простой и дешевый способ сбора информации. Удобен из-за автоматического учета данных, однако результаты, полученные с его помощью, считаются менее качественными и достоверными.

Экспертный опрос. Методика, используемая для решения достаточно сложных задач, требующих опроса эксперта. Респонденты в таких исследованиях, как правило, - директора, владельцы автодилерских компаний, обозреватели и аналитики авторынка и пр.

2. Глубинное интервью. Последовательное задание квалифицированным интервьюером зондирующих вопросов с целью понима­ния поведения и его мотивов у группы потребителей. Например, чтобы выяснить мотив выбора конкретной марки автомобиля с целью разработки эффективной техники продаж и рекламных акций. Широко используется, когда тема затрагивает персональ­ные переживания респондентов, которые невозможно обсуждать в широком кругу, когда респонденты малочисленны и геогра­фически удалены друг от друга (например, в случае опроса элитного сегмента в различных регионах). Актуален для исследования дорогого сегмента (занятых людей), а также конкурентов, поскольку они не будут говорить о предмете исследования в ходе групповых дискуссий.

3. Фокус-группа. Исследование выборки из 8-12 человек из целевой группы клиентов автодилера. Может проводиться в виде коллективного обсуждения вопросов, мотивов потребления, выработки конкретных предложений по предпочтениям и пожела­ниям к услугам автодилера, а может - в виде опроса (интервью).

4. Наблюдения и эксперименты. Наблюдение за группой потребителей, их поведением, действиями и ситуациями.

Анализ протоколов. Помещение потребителя в определенную ситуацию по принятию решения и получение информации о моти­вах и факторах, повлиявших на его решение.

Проекционный анализ. Помещение потребителей в имитируемую ситуацию для выявления их скрытых мотивов поведения и предпочтений. Используется для разработки методов и технологий продаж автомобилей и услуг в автосалонах, которые направ­лены на повышение продаж.

Физиологические измерения. Получение информации о непроизвольных реакциях потребителя на применение маркетинговых стимулов. Используется для разработки методов и технологий продвижения и продаж автомобилей и услуг в автосалонах. Измерение чувствительности к цене (PSM - Price Sensitivity Method). Респонденту предлагается определить самостоятельно или выбрать из предложенного интервала оптимальную цену на продукт. Это дает возможность узнать приемлемый для большинства клиентов ценовой диапазон и установить цену таким образом, чтобы наибольшее количество потребителей считали ее не слиш­ком низкой (чтобы это сказалось на воспринимаемом качестве) и не слишком высокой.

«Лестница цен». Респондент должен дать оценку вероятности покупки услуги за определенную цену по балльной шкале предпоч­тений.

Исследования цены в сочетании с ценами конкурентов. Позволяет определить оптимальную цену на конкурентном рынке на услуги или автомобили. Суть анализа заключается в том, что респонденту предоставляется для выбора несколько услуг (авто­мобилей) по определенной цене. Затем, повышая или снижая цены в различных комбинациях на услуги (автомобили), произво­дится наблюдение за выбором покупателя. Изменение цен может имитировать реальную рыночную ситуацию, тогда результаты исследования будут носить прогнозный характер относительно реакции потребителей на изменение цен. Покупательский отклик («Garbor Granger1"»). Позволяет определить кривую спроса путем тестирования серии различных цен на услугу или автомобиль с одновременным измерением интереса к ним или намерения их купить по данной цене. «Холл-тест» (анкетирование face-to-face). Метод анкетирования с целью уточнения восприятия клиентом автомобильной марки, названия и торговой марки автодилера, качества предоставляемых услуг автоцентром и т.д. Особенностью проведения «холл-теста» является непосредственный контакт респондента с тестируемым объектом, например тест-драйв новой модели автомо­биля. Данные используются для разработки рекламных и Pfl-акций, вывода на рынок новой услуги или совершенствования су­ществующей.

Аудит точек продаж (ритейл-аудит). Подразумевает сбор информации о продажах в торгово-сервисных центрах. Позволяет: определить долю рынка конкурентов, емкость рынка; создать и обновить базы данных торговых точек города; оценить дистри-бьюцию в регионе определенной марки автомобиля; проанализировать эффективность работы с каналами распределения; от­следить розничные цены на услуги конкурентов и субдилеров; произвести сегментацию рынка по товарным и рыночным характе­ристикам; проконтролировать эффективность рекламных акций в точках продаж и работу дилерской сети. «Таинственный покупатель». Анонимное посещение торгово-сервисных комплексов, совершение покупки в них и наблюдение с целью оценки соблюдения стандартов качества обслуживания клиентов. На основании этой оценки можно получить объектив­ную картину того, как работают сотрудники, оценить работу дилеров, субдилеров глазами клиентов, выяснить, насколько уро­вень предлагаемого сервиса удовлетворяет их. Кроме того, метод является эффективным инструментом конкурентной разведки и выяснения технологии работы конкурентов.

5. Кабинетное исследование. Обработка уже существующей вторичной информации - данных, собранных ранее (отчеты дея­
тельности и исследований). Позволяет провести анализ потенциала предприятия, анализ конкурентов, ситуативный анализ по­
ведения рынка, оценить емкость рынка, объем целевой аудитории, определить направления дальнейших исследований. Отлича­
ется небольшой стоимостью работ, быстротой сбора материала. Дает возможность использовать несколько источников инфор­
мации в зависимости от их достоверности.

Контент анализ. Метод качественно-количественного анализа содержания документов, отчетов и публикаций с целью выявле-
ния, оценки или измерения различных фактов и тенденций. __________________________________________________________

Рис. 56. Методы сбор;) данных для проведения маркетинговых

исследований в автобизнесе


Одними из ключевых прогнозируемых показателей являются емкость рынка и степень охвата рынка компанией. Для их прогнозирования специа­листы рекомендуют использовать методы корреляционного анализа, ана­лиза тенденций и циклов, прогнозы на основе прошлого товарооборота [21], а для получения более точной оценки делать поправки, сравнивая резуль­таты, полученные различными способами.

При расчете емкости и оценке ее динамики, например, статистическими методами достаточно изучить следующие данные:

• для рынка автосервисных услуг — объем автопарка, находящегося в экс­
плуатации, годовое количество заездов автомобиля на сервис, среднее
количество часов в ремонте, среднюю цену за час услуг, ожидаемый объем
продаж новых автомобилей;

• для рынка автозапчастей — объем автопарка, находящегося в эксплуата­
ции, среднегодовые затраты на запчасти в расчете на один автомобиль.
Специалисты предлагают использовать следующие модели прогноза ем­
кости рынка автозапчастей и автосервеиных услуг в стоимостном и объем­
ном выражении [21, 22]:

Размер Частота посеще- „ Средняя

Емкость рынка „ Средняя продолжи-,,„„_,

F авто- нии автосервиса, v а стоимость.

автосервисных = х 'х тельность работ на х „__,„

г' _. парка частота заказов, ч одного

услуг (руб.), v, ч один заказ (ч),,.

у у VKy ; (шт.) в год (раз) v ' заказа (руб.)

Емкость рынка Размер Частота посещений Средняя продлжи-

автосервисных = автопарка х автосервиса, частота х тельность работ на;
услуг (ч) (шт.) заказов в год (раз) один заказ (ч)

_ Средние затраты на

Емкость рынка продаж = Размер автопарка х Запчасти в расчете на.
автозапчастей (руб.) (шт.) один автомобиль (руб.)

Емкость рынка продаж автозапчастей можно рассчитать и иным способом. Известно, что по статистике продажи запчастей зависят от трудозатрат на сер­висные услуги. Поэтому, вычислив соотношение выручки от продаж и опла­ченных трудозатрат, которое обычно находится в диапазоне от 100 до 140%, и оценив потенциал рынка технического обслуживания и ремонта автомоби­лей в денежном эквиваленте, определяют емкость рынка автозапчастей.

Для повышения точности расчет рассмотренных показателей целесооб­разно проводить по сегментам рынка (классам, маркам автомобилей, их воз­расту, региону эксплуатации), используя статистику продаж за прошлые периоды. Для предсказания будущих объемов реализации можно воспол ьзо-ваться известными экономико-статистическими методами, предполага­ющими выявление корреляции между емкостью рынка и ее факторами с помощью построения регрессионных зависимостей.

Прогнозирование емкости рынка продаж: автомобилей носит более перо ятный характер, чем построение прогнозов реализации запчастей и авторе монтныхуслуг, рынки которых функционируют по вполне предсказуемым и известным законам. Например, зная размер автопарка определенной АВТО мобильной марки в регионе и статистику потребления запчастей и зависи­мости от возрасте автомобиля, можно с высокой точностью оценить сово купный спрос автовладельцев на запчасти.


Прогнозирование объемов продаж автомашин отличается большей слож

КОСТЬЮ. Прогнозная модель должна учитывать такие факторы, как измсие-мие покупательной способности населения, предпочтения потребителей, обеспеченность населения автомобилями в расчете на 1000 жителей, цены и относительные характеристики конкурирующих марок (так называемые то­вары-заменители), валютные курсы, статистика продаж за прошлые пери­оды, общие тенденции рынка и т.д., которые могут быть получены из отче­тов соответствующих исследований.

Степень освоения рынка компанией, характеризующая охват автодилером потенциально возможного спроса, рассчитывается как отношение объема собственных продаж компании к величине рыночной емкости. Чем выше этот показатель, тем большей долей потенциального сегмента обладает ком­пания, а соответственно меньшая приходится на деятельность конкурен­тов.

Для исследования рынка и принятия решений о расширении деятель­ности полезным будет прием, который продемонстрирует маркетинговым службам возможность роста. Сравнивая показатели емкости рынка и обес­печенности сервисными мощностями, можно оценить потенциал роста услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (рис. 57).

1400 000 1200 000 1000 000
Появление новых дилеров на рынке и значительное наращивание объемов продаж новых машин

Чтобы построить такой график, требуется оперировать данными не только о потенциальном спросе на услуги, но и о возможностях работающих


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: