Рис. 55. Алгоритм проведения маркетинговых исследований
При проведении комплексного маркетингового исследования, которое необходимо для разработки стратегии компании или ее корректировки, целесообразно исследовать рынок в порядке, обозначенном в табл. 80: 1) исследование рынка; 2) исследование ожиданий и предпочтений потребителей; 3) исследование ценности товара для потребителей; 4) исследование маркетинговых коммуникаций; 5) исследование конкурентной среды; 6) исследование ценообразования. Такая последовательность позволит более оптимально распределить нагрузку специалистов маркетинговых служб, поскольку результат предыдущего этапа будет использоваться в исследованиях на следующем этапе. Хотя не исключается и параллельная организация работ. Для решения частных задач, например уточнения цены и программы скидок, можно ограничиться исследованиями только ценовых объектов и предпочтений клиентов.
На практике для проведения маркетингового исследования требуется обеспечить сбор и анализ большого объема информации. В зависимости от типа источников (внешние или внутренние) и типа информации (первичная или вторичная) можно использовать различные инструменты ее сбора и анализа. На выбор источников собираемой информации влияют ее доступность, скорость получения и легкость использования, степень аналитики, качество (табл. 81). В зависимости от предъявляемых допусков к точности результатов анализа можно комбинировать способы сбора информации для последующей ее обработки, воспользовавшись рекомендуемой таблицей экспертных оценок (см. табл. 81).
Наиболее затратоемким считается сбор первичных данных. Другой отрицательной стороной использования результатов наблюдений, опросов и экспериментов являются относительно низкая скорость их получения, высокие трудозатраты на предварительную обработку и систематизацию промежуточных итогов. Однако при небольших масштабах исследования, например в рамках фокус-группы выявление наиболее предпочтительного набора услуг для формирования пакета с единой ценой, работа с первичными данными может быть оправдана. Чтобы это оценить, соотносят затраты на организацию такой работы с ожидаемым эффектом, в нашем примере — ростом доходов с каждого клиента.
Исследования на основе первичных данных позволяют судить о достоверности получаемых результатов, рассчитывать вероятность и статист ичв< кую ошибку чере (определение объема репрезентативной выборки <lymei 1
«HicneniDi маркетингового исследования автомооильного рынка
2. Ожидания
и предпочтения
потребителей
3. Ценность товара для потребителя
4. Маркетинговые коммуникации (продвижение и стимулирование)
5. Конкуренты
5. _5- =
!
Оценить пределы и потенциал собственного автобизнеса на рынке и его сегментах
Спрогнозировать объем продаж автомобилей и услуг
Определить атрибутивные свойства автомобиля и сервисных услуг, наиболее отвечающие запросам потребителя Вывести на рынок новые дополнительные услуги для клиентов. Точно спозиционировать услугу (автомобиль)
Сформулировать и оценить в денежном выражении ценность свойств и атрибутов продаваемого автомобиля и услуг для потребителя, чтобы объективно определить стратегию ценообразования и правильно спозицио нировать автомобиль или услугу
Выявить наиболее эффективные способы завоевания доли рынка, увеличения продаж автомашин и услуг по обслуживанию клиентов и их транспортных средств
Сформировать стратегии вытеснения конкурентов, захвата доли рынка и минимизирования их влияния на результаты собственного бизнеса
Определить конкурентный и эффективный уровень цен для продажи автомоб лей, запчастей и услуг автоцек-^а Разработало стратегию пенсов зования
I
о
OV
а
!
Соотношение спроса и предложения Емкость рынка Потенциал спроса и предложения Сегменты рынка Динамика рыночных показателей
Коммерческая и инвестиционная привлекательность рынка и отдельных его сегментов
Оценка инфраструктуры рынка и его рисков Прогноз развития рынка и его показателей Государственные ограничения и методы регулирования рынка Влияние различных макроэкономических факторов на изменение параметров рынка
Атрибутивные свойства автомобиля (услуги) Характеристики товара и их важность для потребителя Желания, отзывы потребителей о свойствах и качестве автомобиля и его сервиса Мотивы решения о покупке автомобиля
Степень уникальности, качественности автомобиля
Совокупная стоимость владения автомобилем Доступность, качество и затраты на послепродажный сервис
Величина гарантийных обязательств производителя
Экономическая ценность товара
Цена безразличия Положительная и отрицательная ценность отличий товара от аналога-конкурента
Используемые на рынке рекламные и PR-технологии продвижения услуг автоцентра и стимулирования его продаж. Эффективность их применения Каналы и методы товародвижения (автодилеры, прямые продажи, интернет-трейдинг, телемаркетинг, сетевой маркетинг и т.д.)
Конкуренты — автодилеры и марки автомобилей, представленные на рынке Используемые конкурентами маркетинговые и ценовые стратегии
Соотношение долей рынка Сильные и слабые стороны конкурентов
Образ и позиционирование марок-конкурентов Эффективность деятельности конкурентов на рынке, прочность их позиций Отзывы потребителей об автомобилях конкурентов и их сервисе
Отношение потребителей к конкурентам
Размеры устаноя шихся цен Чувствительность потребителей к изменению цен Используемые ценовые cipjiaw на рынке Эффективность ценообразования прибыльность рык и его отдельных сегментов
Окончание тс
| о s О ft 2* 3 ' -" | 1. Рынок и его сегменты | потоебителей | ние и стимулирование) | 6. Цены | ||
| g | Интервью с экспертами, | Анкетирование, работа | Анкетирование покупате- | Интервью покупателей, | Интервью покупателей, | Анализ прейскурае |
| анализ данных специализи- | фокус-групп, глубинные | лей, работа фокус-групп, | данные дилеров. Анализ | данные дилеров. Анализ | тов, тарифов | |
| о | рованных компаний, | интервью, наблюдения и | глубинные интервью, | рекламных публикаций. | публикаций, информации о | дилеров и других |
| :,а2 ' публичной отчетности | эксперименты, проекци- | наблюдения и экспери- | Эксперименты в торгово- | деятельности конкурентов, | продавцов | |
| " конкурентов. Анализ | онный метод | менты, проекционный | сервисных комплексах | их публикуемой отчетности. | автомобиле»». Огцс | |
| о результатов исследований и | метод | Работа фокус-групп, | конкурентов- | |||
| мнений о ситуации на рынке. | эксперименты, наблюдения и | Проведен»*е | ||||
| Анализ отраслевых обзоров. | опросы покупателей и | экспериментов в | ||||
| ■& Анализ собственной | конкурентов | местах продажи | ||||
| ■g управленческой отчетности. | автомобилей. Анам | |||||
| Шшяя | Экономико-статистическое | предложении и | ||||
| с ■ | моделирование | сделок с автомоб» | ||||
| лями | ||||||
| Для разработки и корректи- | Для разработки | Для разработки маркетин- | Для разработки маркетин- | Разработка маркетинговой | Разработка цегеес | |
| ровки корпоративной, | маркетинговой стратегии; | говой стратегии; | говой стратегии; | стратегии | стратегии и оценка | |
| маркетинговой, производ- | определения ассорти- | разработки ценовой | оптимизации затрат на | Разработка механизмов | безубыточности | |
| ственной стратегии | ментной политики; | стратегии; | маркетинг; | «вытеснения» конкурентов и | деятельности | |
| и о а а о-» | Разработка программ, | разработки сервисных | разработки программ, | планирования каналов | завоевания доли рынка и | Разработка |
| планов и бюджетов продаж | услуг; | планов и бюджетов | сбыта автомобилей; | методов ведения конку- | маркетинговой | |
| 5 о а | разработки новых | продаж; | планирования методов | рентной борьбы | стратегии | |
| В Я 9 2 х s ш s 5 | продуктов; | исследования конкурентов | стимулирования продаж; | Разработка ценовой | Разработка | |
| определения направле- | разработки программ, | стратегии на автомобили и | программ, планов ■ | |||
| ния НИОКР; | планов и бюджетов | услуги | бюджетов продаж | |||
| исследования конкурен- | продаж; | Разработка программ, планов | ||||
| тов | исследования конкурентов | и бюджетов продаж | ||||
| Q | Точное прогнозирование | Рост доходов, получа- | Увеличение доходов и | Увеличение экономиче- | Вытеснение конкурентов и | Увеличение |
| продаж автомобилей и услуг | емых с одного клиента | формирование наиболее | ской отдачи от рекламы и | увеличение продаж за счет | рентабельности | |
| :' SKEWS' | Готовность компании к | Формирование наиболее | эффективного ассорти- | промоуторских акции | завоевания новых клиентов | продаж автосервис |
| X! Н | изменению рыночной | востребованных пакетов | мента автомобилей и услуг | Снижение доли затрат на | ных услуг и | |
| : Ш 'QS' Ы 3 | конъюнктуры (своевремен- | услуг | маркетинг в себестои- | автомобилей | ||
| ■и | ная закупка автомобилей, | мости услуг (автомобилей) | Повышение валовс | |||
| '?, | запчастей или их распро- | дохода | ||||
| дажа) | Установление | |||||
| экономически | ||||||
| i | обоснованных цен | |||||
| К: ВВ*х«£ | (тарифов) | |||||
| Рост рыночной д | эли компании |
Таблица HI Классификация и оценка источников информации






