Проведения маркетинговых исследований

Рис. 55. Алгоритм проведения маркетинговых исследований

При проведении комплексного маркетингового исследования, которое необходимо для разработки стратегии компании или ее корректировки, це­лесообразно исследовать рынок в порядке, обозначенном в табл. 80: 1) ис­следование рынка; 2) исследование ожиданий и предпочтений потреби­телей; 3) исследование ценности товара для потребителей; 4) исследование маркетинговых коммуникаций; 5) исследование конкурентной среды; 6) ис­следование ценообразования. Такая последовательность позволит более оп­тимально распределить нагрузку специалистов маркетинговых служб, по­скольку результат предыдущего этапа будет использоваться в исследованиях на следующем этапе. Хотя не исключается и параллельная организация ра­бот. Для решения частных задач, например уточнения цены и программы скидок, можно ограничиться исследованиями только ценовых объектов и предпочтений клиентов.

На практике для проведения маркетингового исследования требуется обеспечить сбор и анализ большого объема информации. В зависимости от типа источников (внешние или внутренние) и типа информации (первичная или вторичная) можно использовать различные инструменты ее сбора и ана­лиза. На выбор источников собираемой информации влияют ее доступность, скорость получения и легкость использования, степень аналитики, качество (табл. 81). В зависимости от предъявляемых допусков к точности результа­тов анализа можно комбинировать способы сбора информации для последу­ющей ее обработки, воспользовавшись рекомендуемой таблицей эксперт­ных оценок (см. табл. 81).

Наиболее затратоемким считается сбор первичных данных. Другой отри­цательной стороной использования результатов наблюдений, опросов и экспериментов являются относительно низкая скорость их получения, вы­сокие трудозатраты на предварительную обработку и систематизацию про­межуточных итогов. Однако при небольших масштабах исследования, на­пример в рамках фокус-группы выявление наиболее предпочтительного набора услуг для формирования пакета с единой ценой, работа с первич­ными данными может быть оправдана. Чтобы это оценить, соотносят за­траты на организацию такой работы с ожидаемым эффектом, в нашем при­мере — ростом доходов с каждого клиента.

Исследования на основе первичных данных позволяют судить о досто­верности получаемых результатов, рассчитывать вероятность и статист ичв< кую ошибку чере (определение объема репрезентативной выборки <lymei 1


«HicneniDi маркетингового исследования автомооильного рынка


2. Ожидания

и предпочтения

потребителей


3. Ценность товара для потребителя


4. Маркетинговые коммуникации (продвиже­ние и стимулирование)


5. Конкуренты


5. _5- =



!


Оценить пределы и потенциал собственного автобизнеса на рынке и его сегментах

Спрогнозировать объем продаж автомобилей и услуг


Определить атрибутив­ные свойства автомобиля и сервисных услуг, наиболее отвечающие запросам потребителя Вывести на рынок новые дополнительные услуги для клиентов. Точно спозиционировать услугу (автомобиль)


Сформулировать и оценить в денежном выражении ценность свойств и атрибутов продаваемого автомобиля и услуг для потребителя, чтобы объективно определить стратегию ценообразова­ния и правильно спозицио нировать автомобиль или услугу


Выявить наиболее эффективные способы завоевания доли рынка, увеличения продаж автомашин и услуг по обслуживанию клиентов и их транспортных средств


Сформировать стратегии вытеснения конкурентов, захвата доли рынка и минимизирования их влияния на результаты собственного бизнеса


Определить конкурентный и эффективный уровень цен для продажи автомоб лей, запчастей и услуг автоцек-^а Разработало стратегию пенсов зования



I

о

OV

а

!


Соотношение спроса и предложения Емкость рынка Потенциал спроса и предложения Сегменты рынка Динамика рыночных показателей

Коммерческая и инвестици­онная привлекательность рынка и отдельных его сегментов

Оценка инфраструктуры рынка и его рисков Прогноз развития рынка и его показателей Государственные ограни­чения и методы регулирова­ния рынка Влияние различных макроэкономических факторов на изменение параметров рынка


Атрибутивные свойства автомобиля (услуги) Характеристики товара и их важность для потребителя Желания, отзывы потребителей о свойствах и качестве автомобиля и его сервиса Мотивы решения о покупке автомобиля


Степень уникальности, качественности автомо­биля

Совокупная стоимость владения автомобилем Доступность, качество и затраты на послепродаж­ный сервис

Величина гарантийных обязательств производи­теля

Экономическая ценность товара

Цена безразличия Положительная и отрицательная ценность отличий товара от аналога-конкурента


Используемые на рынке рекламные и PR-технологии продвижения услуг автоцентра и стимулирования его продаж. Эффективность их применения Каналы и методы товародвижения (автодилеры, прямые продажи, интернет-трейдинг, телемаркетинг, сетевой маркетинг и т.д.)


Конкуренты — автодилеры и марки автомобилей, представленные на рынке Используемые конкурентами маркетинговые и ценовые стратегии

Соотношение долей рынка Сильные и слабые стороны конкурентов

Образ и позиционирование марок-конкурентов Эффективность деятель­ности конкурентов на рынке, прочность их позиций Отзывы потребителей об автомобилях конкурентов и их сервисе

Отношение потребителей к конкурентам


Размеры устаноя шихся цен Чувствительность потребителей к изменению цен Используемые ценовые cipjiaw на рынке Эффективность ценообразования прибыльность рык и его отдельных сегментов


Окончание тс

о s О ft 2* 3 ' -" 1. Рынок и его сегменты потоебителей   ние и стимулирование)   6. Цены
g Интервью с экспертами, Анкетирование, работа Анкетирование покупате- Интервью покупателей, Интервью покупателей, Анализ прейскурае
анализ данных специализи- фокус-групп, глубинные лей, работа фокус-групп, данные дилеров. Анализ данные дилеров. Анализ тов, тарифов
о рованных компаний, интервью, наблюдения и глубинные интервью, рекламных публикаций. публикаций, информации о дилеров и других
:,а2 ' публичной отчетности эксперименты, проекци- наблюдения и экспери- Эксперименты в торгово- деятельности конкурентов, продавцов
" конкурентов. Анализ онный метод менты, проекционный сервисных комплексах их публикуемой отчетности. автомобиле»». Огцс
о результатов исследований и   метод   Работа фокус-групп, конкурентов-
мнений о ситуации на рынке.       эксперименты, наблюдения и Проведен»*е
Анализ отраслевых обзоров.       опросы покупателей и экспериментов в
■& Анализ собственной       конкурентов местах продажи
■g управленческой отчетности.         автомобилей. Анам
Шшяя Экономико-статистическое         предложении и
с ■ моделирование         сделок с автомоб»
            лями
  Для разработки и корректи- Для разработки Для разработки маркетин- Для разработки маркетин- Разработка маркетинговой Разработка цегеес
  ровки корпоративной, маркетинговой стратегии; говой стратегии; говой стратегии; стратегии стратегии и оценка
  маркетинговой, производ- определения ассорти- разработки ценовой оптимизации затрат на Разработка механизмов безубыточности
  ственной стратегии ментной политики; стратегии; маркетинг; «вытеснения» конкурентов и деятельности
и о а а о-» Разработка программ, разработки сервисных разработки программ, планирования каналов завоевания доли рынка и Разработка
планов и бюджетов продаж услуг; планов и бюджетов сбыта автомобилей; методов ведения конку- маркетинговой
5 о а   разработки новых продаж; планирования методов рентной борьбы стратегии
В Я 9 2 х s ш s 5   продуктов; исследования конкурентов стимулирования продаж; Разработка ценовой Разработка
  определения направле-   разработки программ, стратегии на автомобили и программ, планов ■
    ния НИОКР;   планов и бюджетов услуги бюджетов продаж
    исследования конкурен-   продаж; Разработка программ, планов  
    тов   исследования конкурентов и бюджетов продаж  
Q Точное прогнозирование Рост доходов, получа- Увеличение доходов и Увеличение экономиче- Вытеснение конкурентов и Увеличение
  продаж автомобилей и услуг емых с одного клиента формирование наиболее ской отдачи от рекламы и увеличение продаж за счет рентабельности
:' SKEWS' Готовность компании к Формирование наиболее эффективного ассорти- промоуторских акции завоевания новых клиентов продаж автосервис
X! Н изменению рыночной востребованных пакетов мента автомобилей и услуг Снижение доли затрат на   ных услуг и
: Ш 'QS' Ы 3 конъюнктуры (своевремен- услуг   маркетинг в себестои-   автомобилей
■и ная закупка автомобилей,     мости услуг (автомобилей)   Повышение валовс
'?, запчастей или их распро-         дохода
  дажа)         Установление
            экономически
i           обоснованных цен
К: ВВ*х«£           (тарифов)
  Рост рыночной д эли компании    

Таблица HI Классификация и оценка источников информации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: