Рис. 55. Алгоритм проведения маркетинговых исследований
При проведении комплексного маркетингового исследования, которое необходимо для разработки стратегии компании или ее корректировки, целесообразно исследовать рынок в порядке, обозначенном в табл. 80: 1) исследование рынка; 2) исследование ожиданий и предпочтений потребителей; 3) исследование ценности товара для потребителей; 4) исследование маркетинговых коммуникаций; 5) исследование конкурентной среды; 6) исследование ценообразования. Такая последовательность позволит более оптимально распределить нагрузку специалистов маркетинговых служб, поскольку результат предыдущего этапа будет использоваться в исследованиях на следующем этапе. Хотя не исключается и параллельная организация работ. Для решения частных задач, например уточнения цены и программы скидок, можно ограничиться исследованиями только ценовых объектов и предпочтений клиентов.
На практике для проведения маркетингового исследования требуется обеспечить сбор и анализ большого объема информации. В зависимости от типа источников (внешние или внутренние) и типа информации (первичная или вторичная) можно использовать различные инструменты ее сбора и анализа. На выбор источников собираемой информации влияют ее доступность, скорость получения и легкость использования, степень аналитики, качество (табл. 81). В зависимости от предъявляемых допусков к точности результатов анализа можно комбинировать способы сбора информации для последующей ее обработки, воспользовавшись рекомендуемой таблицей экспертных оценок (см. табл. 81).
|
|
Наиболее затратоемким считается сбор первичных данных. Другой отрицательной стороной использования результатов наблюдений, опросов и экспериментов являются относительно низкая скорость их получения, высокие трудозатраты на предварительную обработку и систематизацию промежуточных итогов. Однако при небольших масштабах исследования, например в рамках фокус-группы выявление наиболее предпочтительного набора услуг для формирования пакета с единой ценой, работа с первичными данными может быть оправдана. Чтобы это оценить, соотносят затраты на организацию такой работы с ожидаемым эффектом, в нашем примере — ростом доходов с каждого клиента.
Исследования на основе первичных данных позволяют судить о достоверности получаемых результатов, рассчитывать вероятность и статист ичв< кую ошибку чере (определение объема репрезентативной выборки <lymei 1
«HicneniDi маркетингового исследования автомооильного рынка
2. Ожидания
и предпочтения
потребителей
|
|
3. Ценность товара для потребителя
4. Маркетинговые коммуникации (продвижение и стимулирование)
5. Конкуренты
5. _5- =
!
Оценить пределы и потенциал собственного автобизнеса на рынке и его сегментах
Спрогнозировать объем продаж автомобилей и услуг
Определить атрибутивные свойства автомобиля и сервисных услуг, наиболее отвечающие запросам потребителя Вывести на рынок новые дополнительные услуги для клиентов. Точно спозиционировать услугу (автомобиль)
Сформулировать и оценить в денежном выражении ценность свойств и атрибутов продаваемого автомобиля и услуг для потребителя, чтобы объективно определить стратегию ценообразования и правильно спозицио нировать автомобиль или услугу
Выявить наиболее эффективные способы завоевания доли рынка, увеличения продаж автомашин и услуг по обслуживанию клиентов и их транспортных средств
Сформировать стратегии вытеснения конкурентов, захвата доли рынка и минимизирования их влияния на результаты собственного бизнеса
Определить конкурентный и эффективный уровень цен для продажи автомоб лей, запчастей и услуг автоцек-^а Разработало стратегию пенсов зования
I
о
OV
а
!
Соотношение спроса и предложения Емкость рынка Потенциал спроса и предложения Сегменты рынка Динамика рыночных показателей
Коммерческая и инвестиционная привлекательность рынка и отдельных его сегментов
Оценка инфраструктуры рынка и его рисков Прогноз развития рынка и его показателей Государственные ограничения и методы регулирования рынка Влияние различных макроэкономических факторов на изменение параметров рынка
Атрибутивные свойства автомобиля (услуги) Характеристики товара и их важность для потребителя Желания, отзывы потребителей о свойствах и качестве автомобиля и его сервиса Мотивы решения о покупке автомобиля
Степень уникальности, качественности автомобиля
Совокупная стоимость владения автомобилем Доступность, качество и затраты на послепродажный сервис
Величина гарантийных обязательств производителя
Экономическая ценность товара
Цена безразличия Положительная и отрицательная ценность отличий товара от аналога-конкурента
Используемые на рынке рекламные и PR-технологии продвижения услуг автоцентра и стимулирования его продаж. Эффективность их применения Каналы и методы товародвижения (автодилеры, прямые продажи, интернет-трейдинг, телемаркетинг, сетевой маркетинг и т.д.)
Конкуренты — автодилеры и марки автомобилей, представленные на рынке Используемые конкурентами маркетинговые и ценовые стратегии
Соотношение долей рынка Сильные и слабые стороны конкурентов
Образ и позиционирование марок-конкурентов Эффективность деятельности конкурентов на рынке, прочность их позиций Отзывы потребителей об автомобилях конкурентов и их сервисе
Отношение потребителей к конкурентам
Размеры устаноя шихся цен Чувствительность потребителей к изменению цен Используемые ценовые cipjiaw на рынке Эффективность ценообразования прибыльность рык и его отдельных сегментов
Окончание тс
о s О ft 2* 3 ' -" | 1. Рынок и его сегменты | потоебителей | ние и стимулирование) | 6. Цены | ||
g | Интервью с экспертами, | Анкетирование, работа | Анкетирование покупате- | Интервью покупателей, | Интервью покупателей, | Анализ прейскурае |
анализ данных специализи- | фокус-групп, глубинные | лей, работа фокус-групп, | данные дилеров. Анализ | данные дилеров. Анализ | тов, тарифов | |
о | рованных компаний, | интервью, наблюдения и | глубинные интервью, | рекламных публикаций. | публикаций, информации о | дилеров и других |
:,а2 ' публичной отчетности | эксперименты, проекци- | наблюдения и экспери- | Эксперименты в торгово- | деятельности конкурентов, | продавцов | |
" конкурентов. Анализ | онный метод | менты, проекционный | сервисных комплексах | их публикуемой отчетности. | автомобиле»». Огцс | |
о результатов исследований и | метод | Работа фокус-групп, | конкурентов- | |||
мнений о ситуации на рынке. | эксперименты, наблюдения и | Проведен»*е | ||||
Анализ отраслевых обзоров. | опросы покупателей и | экспериментов в | ||||
■& Анализ собственной | конкурентов | местах продажи | ||||
■g управленческой отчетности. | автомобилей. Анам | |||||
Шшяя | Экономико-статистическое | предложении и | ||||
с ■ | моделирование | сделок с автомоб» | ||||
лями | ||||||
Для разработки и корректи- | Для разработки | Для разработки маркетин- | Для разработки маркетин- | Разработка маркетинговой | Разработка цегеес | |
ровки корпоративной, | маркетинговой стратегии; | говой стратегии; | говой стратегии; | стратегии | стратегии и оценка | |
маркетинговой, производ- | определения ассорти- | разработки ценовой | оптимизации затрат на | Разработка механизмов | безубыточности | |
ственной стратегии | ментной политики; | стратегии; | маркетинг; | «вытеснения» конкурентов и | деятельности | |
и о а а о-» | Разработка программ, | разработки сервисных | разработки программ, | планирования каналов | завоевания доли рынка и | Разработка |
планов и бюджетов продаж | услуг; | планов и бюджетов | сбыта автомобилей; | методов ведения конку- | маркетинговой | |
5 о а | разработки новых | продаж; | планирования методов | рентной борьбы | стратегии | |
В Я 9 2 х s ш s 5 | продуктов; | исследования конкурентов | стимулирования продаж; | Разработка ценовой | Разработка | |
определения направле- | разработки программ, | стратегии на автомобили и | программ, планов ■ | |||
ния НИОКР; | планов и бюджетов | услуги | бюджетов продаж | |||
исследования конкурен- | продаж; | Разработка программ, планов | ||||
тов | исследования конкурентов | и бюджетов продаж | ||||
Q | Точное прогнозирование | Рост доходов, получа- | Увеличение доходов и | Увеличение экономиче- | Вытеснение конкурентов и | Увеличение |
продаж автомобилей и услуг | емых с одного клиента | формирование наиболее | ской отдачи от рекламы и | увеличение продаж за счет | рентабельности | |
:' SKEWS' | Готовность компании к | Формирование наиболее | эффективного ассорти- | промоуторских акции | завоевания новых клиентов | продаж автосервис |
X! Н | изменению рыночной | востребованных пакетов | мента автомобилей и услуг | Снижение доли затрат на | ных услуг и | |
: Ш 'QS' Ы 3 | конъюнктуры (своевремен- | услуг | маркетинг в себестои- | автомобилей | ||
■и | ная закупка автомобилей, | мости услуг (автомобилей) | Повышение валовс | |||
'?, | запчастей или их распро- | дохода | ||||
дажа) | Установление | |||||
экономически | ||||||
i | обоснованных цен | |||||
К: ВВ*х«£ | (тарифов) | |||||
Рост рыночной д | эли компании |
Таблица HI Классификация и оценка источников информации
|
|
|
|