«...Продленный день должен быть жизнью, индивидуально прожитой каждым ребенком. Но он обычно — не жизнь и даже не подобие ее. Дети не живут на продленке, они там пребывают. А до жизни — один шаг. Но какой!
...Обязательно общение со всеми ребятами по всем вопросам. Любой детский вопрос требует ответа, всякое слово — внимания. Раз отмахнулся, другой раз не ответил, а потом уже и не подойдут, не захотят поделиться болью или радостью.
...Сегодня в суматошной школьной беготне я вдруг как бы впервые увидел свою группу. В раздевалке, не обращая внимания на общую свалку, ребята спокойно, по-деловому переоделись, построились и ушли гулять. Я не удержался и поблагодарил их за это. Они, кажется, были рады моим словам.
Мои слова. Они помнятся детям лучше и дольше, чем мне самому. Например, я как-то сказал: «Сегодня во время обеда один
человек похвалил вас за хорошее поведение». Они, конечно, спросили, кто этот человек, но я ответил: «Секрет!» (А похвалила их мойщица посуды на кухне.) Прошел почти месяц, и я об этом эпизоде забыл. И вдруг Наташа спрашивает меня: «Ну, скажите, Алексей Львович, кто же все-таки тот человек, который нас тогда, в столовой, похвалил? Ну, пожалуйста, скажите!» Не сказал. Секрет есть секрет». (. Гордин А. Л. Короткие будни продленного дня. М., 1991. С 13).
|
|
Задания для уровня повышенной сложности
1. На основании изучения рекомендованной литературы, сделайте вывод о роли разнообразных форм взаимодействия воспитателя продленного дня и учителя в эффективной организации учебно-воспитательной работы.
2. Познакомьтесь с ориентировочным планированием воспитательно-образовательной работы на учебный год, приведенным в книге под ред. С. М. Чемортан. Дайте психолого-педагогическую оценку любым четырем неделям в плане.
3. *Сделайте сообщение на тему «Стиль деятельности и общения воспитателя с младшими школьниками», используя учебно-методические пособия и книги Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Б. Добрович и др.
4. Определите цель деятельности воспитателя в описанных ниже ситуациях. Подумайте, как такая организация взаимодействия с детьми повышает (или снижает) его эффективность.
Ситуация 1.
«...Стараюсь как-то разнообразить жизнь группы. Сейчас это очень важно. Придумал: кто хочет, задает мне один вопрос, а я должен сразу дать ответ. Но каждый день — не более пяти вопросов. Спрашивают: «Из чего сделаны (!) кости человека?», «Нравится вам быть воспитателем?», «А сколько вам лет?», «Что едят страусы?», «Почему в группе нет футбольного мяча?» и т. п.» (Гордин А. Л. Короткие будни продленного дня. М., 1991. С 21.).