Беседы на спортивном часе

(печатается с сокращениями)

Многие недостатки в организации спортивного часа в группе продленного дня определяются прежде всего тем, что задачи обучения я воспитания сводятся к решению частных проблем. Преодолеть это возможно, но только не за счет коли­чественных изменений, а при помощи ка­чественного улучшения содержания прак­тического занятия и расширения знаний по физической культуре и спорту.

Содержание спортивного часа следует понимать как органическое единство высокой двигательной активности детей и сообщение им теоретических сведений.

Высокой двигательной активности де­тей мы добиваемся с помощью подвиж­ных игр и различных физических упраж­нений, разученных на уроках физической культуры и спортивном часе. Теоретичес­кие сведения сообщаем в форме беседы, к которой заранее тщательно готовимся. Но этого мало. Мы постоянно поддерживаем контакт с учителями, ведущими предметы "Природоведение", "Ознакомление с ок­ружающим миром", знакомимся с учебно-методической литературой для учителя по данным предметам. Особый интерес в бе­седе вызывают элементы занимательности и аудиовизуальный материал.

Приведем примерное содержание не­которых бесед по теме "Утренняя гигиеническая гимнастика", в задачи которых входят расширение знаний детей о положительном влиянии утренней гигиениче­ской гимнастики на организм человека и разучивание новых комплексов.

I класс

В конце практического занятия пред­лагаем детям следующую игру. Педагог называет различные упражнения и виды занятий, а дети должны поднять руку в там случае, если это упражнение относится к гимнастике. Например, педагог называет: футбол, лыжи, но как только скажет лазанье или равновесие — дети должны поднять руку и т.д.

Затем педагог предлагает выполнить одно из упражнений на равновесие — пройти по рейке гимнастической скамей­ки приставными шагами боком, руки на поясе. Ученик, сохранивший устойчивое равновесие, берет первое слово, написан­ное на большом листе бумаги, и прикреп­ляет его к классной доске. Следующий ученик, справившийся с заданием, при­крепляет второе слово и т.д. Дети читают название темы беседы — "Утренняя гиги­еническая гимнастика".

Далее проводится беседа.

— Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее чаще называют, "утренняя
зарядка" — младшая сестра гимнастики. Она оказывает благотворное воздействие
на организм человека. У людей, ежедневно выполняющих упражнения гигиенической гимнастики, увеличивается сила мышц, повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, уменьшается утомляемость.

Вспомните, в какой последовательнос­ти вы выполняли упражнения комплекса утренней гигиенической гимнастики в детском саду.

Один из учеников, посещавший дет­ский сад, показывает упражнения, а ос­тальные повторяют за ним.

— Поднимите руку те из вас, кто ежедневно выполняет упражнения утренней
зарядки? Кто выполняет зарядку через день? Кто от случая к случаю?

Выслушав ответы детей, педагог просит ежедневно занимающихся утренней зарядкой рассказать, в какой форме они выполняют упражнения.

— Как вы думаете—.продолжает беседу учитель, — почему спортсмены и физкультурники выполняют упражнения утренней зарядки и соревнуются в лег­кой одежде?

После нескольких ответов учеников педагог продолжает:

— Спортсмены Древней Греции на всех своих соревнованиях по гимнастике вначале выступали в плащах. Потом по­няли, что такая одежда стесняет движе­ния, и сбросили ее. С тех пор спортсме­ны занимаются в легкой спортивной одежде. Да и само слово гимнастика про­исходит от греческого гимнос, что означа­ет обнаженный.

Послушайте несколько советов.

После того как вы проснетесь, быстро и резко не вставайте. Еще лежа в посте­ли поднимите руки и потянитесь раз-дру­гой. Потом спокойно встаньте, откройте форточку или балконную дверь и прове­трите комнату. Включите радио, телеви­зор и начинайте под ритм музыки выпол­нять упражнения.

После беседы педагог приступает к разучиванию с детьми нового комплекса упражнений из "Сборника инструктив­но-методических материалов по физичес­кому воспитанию".

В конце беседы педагог еще раз напо­минает о том, что, выполняя ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику, дети создают себе хорошее настроение с первых минут начинающегося дня.

II класс

В конце практического занятия в спор­тивном зале педагог может попросить детей показать несколько акробатических упраж­нений, разученных ранее на уроках физи­ческой культуры. Он выбирает одно из них, например перекат назад из упора присев и перекат вперед в группировке сидя, и гово­рит, что тот, кто правильно выполнит дан­ное упражнение, может взять один слог по порядку номеров из плаката, прикреплен­ного на классной доске. После того как все слоги будут установлены по порядку номе­ров, дети прочтут тему беседы — "Утрен­няя гигиеническая гимнастика".

— Утренняя гигиеническая гимнастика, — говорит педагог, — среди спортив­ной и художественной гимнастики явля­ется самой массовой.

Миллионы людей, выполняющие по утрам комплекс утренней гимнастики, постоянно поддерживают хорошее наст­роение и самочувствие. Они целый день успешно работают и учатся.

Далее педагог спрашивает, кто из детей самостоятельно выполняет утреннюю за­рядку, кто выполняет с родителями, какой комплекс упражнений при этом использу­ет. Рук детей, выполняющих ежедневно зарядку, поднимается уже больше. Утренняя зарядка, — напоминает педагог, — хорошее средство перехода от сна к бодрствованию.

— Запомните! Не спешите сразу резко переходить после сна к зарядке. Находясь еще в постели, потянитесь раз-другой, глубоко вздохните, приподнимите руки и быстро пошевелите пальцами. Сделайте пять шесть самых различных движений ногами,
например "велосипед". И как только вы почувствуете, что ваше сердце заработало
энергично, переходите к упражнениям, си­дя на кровати. Энергично вращайте рука­
ми. Сделайте ряд других упражнений в этом исходном положении. Затем перехо­дите к выполнению комплекса утренней гимнастики в положении стоя. Для этого
вы можете воспользоваться комплексом упражнений, с которыми вас познакомил
учитель на уроках "Ознакомление с окружающим миром" при прохождении темы
"Режим дня. Правила личной гигиены".

Затем педагог переходит к разучива­нию с детьми нового комплекса упражне­ний утренней гигиенической гимнастики.

По окончании разучивания комплекса упражнений педагог напоминает детям о том, чтобы они во время выполнения уп­ражнений комплекса не задерживали дыха­ния, так как это может привести к наруше­нию деятельности сердца и легких. Все уп­ражнения должны выполняться в спокой­ном темпе. Затем педагог включает диапро­ектор со слайдами "Утренняя гимнастика" из серии диапозитивов "Режим дня" (Б 4-20-061-2), чтобы напомнить детям об одеж­де для выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики.

В конце беседы педагог говорит о том, что если заниматься зарядкой систематиче­ски, то результат может сказаться уже че­рез неделю. Временный перерыв в заняти­ях допустим при недомогании или болезни.

III класс

В конце практического занятия педагог предлагает детям выполнить разученное на уроках физической культуры упражне­ние — прыжок с высоты 80 см. Первый ученик, правильно выполнивший прыжок, берет первую из выставленных букв. Ос­тальные ученики, успешно справившиеся с заданием, берут также по одной букве, но через одну и выставляют их по порядку на наборном полотне. Когда все буквы вы­ставлены, дети читают тему беседы — "Ут­ренняя гигиеническая гимнастика".

Обращаясь к классу, педагог говорит:

— Утренняя гигиеническая гимнасти­ка — это одна из разновидностей гимнас­тики. Поднимите руку те из вас, кто систе­матически выполняет утром зарядку. Кто
выполняет зарядку вместе с родителями? (Рук уже значительно больше.(Утреннюю
зарядку выполняют миллионы детей раз­ного возраста и пола, потому что она способствует повышению обмена веществ, укреплению мышечной системы в целом, а
также отдельных групп мышц, содействует формированию хорошей осанки.

В какой одежде вы делаете зарядку и в каком месте?

Педагог включает диапроектор, показы­вает слайд Б 4-20-087-6 из серии диапозити­вов "Закаляйся, если хочешь быть здоров!" ("Диафильм", 1980) и просит детей расска­зать об одежде, в которой они сами выпол­няют утреннюю зарядку. После двух-трех рассказов педагог, подытоживая увиденное на экране, говорит, что утреннюю зарядку летом выполняют на открытом воздухе, в хо­лодное время — в комнате при открытой форточке и в легком костюме. Затем педагог переходит к разучиванию нового комплекса утренней гигиенической гимнастики. На все упражнения отводится 8—10 мин.

В конце беседы педагог напоминает:

— Утреннюю зарядку следует выпол­нять ежедневно до завтрака в течение
8—10 мин на открытом воздухе или в хорошо проветренной комнате. Не забы­вайте об этом.

IV класс

В конце практического занятия педагог показывает детям рисунок, на котором зашифрована тема беседы. Расшифровывают слова ученики, правильно выполнившие разученное на уроке физической культуры уп­ражнение. Ученик, правильно выполнивший упражнение, ведет указкой по шифру от правой буквы "у" до последней "я" и произ­носит слово Утренняя. Второй ученик про­должает дальше вести указкой по линиям и составляет следующее слово — гигиеничес­кая, третий — ведет по оставшимся линиям и читает слово — гимнастика. Затем учени­ки читают название темы беседы — "Утрен­няя гигиеническая гимнастика".

Учитель продолжает:

— Утреннюю гигиеническую гимнастику в народе называют зарядка. Заряд­ка — (утренняя гигиеническая гимнасти­ка) — комплекс несложных упражнений,
выполняемых ежедневно утром после сна.

Кто из вас ежедневно занимается ут­ренней зарядкой? Где вы выполняете уп­ражнения: на открытом воздухе или в комнате? В какое время вы приступаете к выполнению комплекса? Сколько време­ни тратите на выполнение упражнений?

После ответов учащихся педагог про­должает рассказ.

— Утренняя зарядка — одна из составных частей общей гимнастики. Она способствует сохранению и укреплению здо­ровья, быстрому переходу от состояния сна
к бодрствованию, так как тонизирует центральную нервную систему, активизирует
работу всех внутренних органов и в пер­вую очередь сердечно-сосудистую систему.
Утренняя зарядка имеет также и воспита­тельное значение. Регулярное ее выполне­ние требует от каждого из нас определен­ного волевого усилия, особенно поначалу.

Делать зарядку следует ежедневно че­рез 5—10 минут после подъема в хорошо проветренной комнате. Продолжительность занятия не должна превышать 20 минут.

Если вы желаете составить свой ком­плекс упражнений утренней зарядки, то не забудьте вначале включить легкие разминочные упражнения (потягивание, ходьбу); затем подобрать упражнения для туловища (наклоны вперед, назад, в сторону, различ­ные вращения и повороты туловища); да­лее упражнения для ног (различные присе­дания и полуприседания, поднимание ног, отведение их в стороны). Заканчивается комплекс прыжками с переходом на ходь­бу и упражнениями на восстановление ды­хания. Всего подбирают 5 — 8 упражнений, которые повторяют в зависимости от их сложности от 4 —5 до 8— 10 раз. Запомни­те! Среди упражнений не должно быть та­ких, которые сопровождались бы напряже­ниями и задержкой дыхания.

Затем педагог предлагает детям не­сколько вопросов на повторение прой­денного материала на уроках природове­дения.

После показа детей педагог предлага­ет им новый комплекс упражнений ут­ренней зарядки (из того же сборника):

— Начинайте и заканчивайте ком­плекс ходьбой на месте с движениями руками (вперед, в стороны, к плечам, за голову, на пояс). В какой одежде вы вы­полняете упражнения дома? Правильно. Дома упражнения выполняют в легком тренировочном костюме или в спортив­ных трусах. /\ля упражнений, которые следует выполнять лежа на полу, исполь­зуйте коврик.

В заключение педагог предлагает детям вместе с родителями составить примерный комплекс упражнений утренней гигиениче­ской гимнастики.

(Воронцова Е. В., Верхлин В. Н. Утренняя гигиеническая гимнастика. Беседы на спортивном часе // Начальная школа, 1998, №4, с.68-71),

Приложение №21


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: