(печатается с сокращениями)
Многие недостатки в организации спортивного часа в группе продленного дня определяются прежде всего тем, что задачи обучения я воспитания сводятся к решению частных проблем. Преодолеть это возможно, но только не за счет количественных изменений, а при помощи качественного улучшения содержания практического занятия и расширения знаний по физической культуре и спорту.
Содержание спортивного часа следует понимать как органическое единство высокой двигательной активности детей и сообщение им теоретических сведений.
Высокой двигательной активности детей мы добиваемся с помощью подвижных игр и различных физических упражнений, разученных на уроках физической культуры и спортивном часе. Теоретические сведения сообщаем в форме беседы, к которой заранее тщательно готовимся. Но этого мало. Мы постоянно поддерживаем контакт с учителями, ведущими предметы "Природоведение", "Ознакомление с окружающим миром", знакомимся с учебно-методической литературой для учителя по данным предметам. Особый интерес в беседе вызывают элементы занимательности и аудиовизуальный материал.
Приведем примерное содержание некоторых бесед по теме "Утренняя гигиеническая гимнастика", в задачи которых входят расширение знаний детей о положительном влиянии утренней гигиенической гимнастики на организм человека и разучивание новых комплексов.
I класс
В конце практического занятия предлагаем детям следующую игру. Педагог называет различные упражнения и виды занятий, а дети должны поднять руку в там случае, если это упражнение относится к гимнастике. Например, педагог называет: футбол, лыжи, но как только скажет лазанье или равновесие — дети должны поднять руку и т.д.
Затем педагог предлагает выполнить одно из упражнений на равновесие — пройти по рейке гимнастической скамейки приставными шагами боком, руки на поясе. Ученик, сохранивший устойчивое равновесие, берет первое слово, написанное на большом листе бумаги, и прикрепляет его к классной доске. Следующий ученик, справившийся с заданием, прикрепляет второе слово и т.д. Дети читают название темы беседы — "Утренняя гигиеническая гимнастика".
Далее проводится беседа.
— Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее чаще называют, "утренняя
зарядка" — младшая сестра гимнастики. Она оказывает благотворное воздействие
на организм человека. У людей, ежедневно выполняющих упражнения гигиенической гимнастики, увеличивается сила мышц, повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, уменьшается утомляемость.
Вспомните, в какой последовательности вы выполняли упражнения комплекса утренней гигиенической гимнастики в детском саду.
Один из учеников, посещавший детский сад, показывает упражнения, а остальные повторяют за ним.
— Поднимите руку те из вас, кто ежедневно выполняет упражнения утренней
зарядки? Кто выполняет зарядку через день? Кто от случая к случаю?
Выслушав ответы детей, педагог просит ежедневно занимающихся утренней зарядкой рассказать, в какой форме они выполняют упражнения.
— Как вы думаете—.продолжает беседу учитель, — почему спортсмены и физкультурники выполняют упражнения утренней зарядки и соревнуются в легкой одежде?
После нескольких ответов учеников педагог продолжает:
— Спортсмены Древней Греции на всех своих соревнованиях по гимнастике вначале выступали в плащах. Потом поняли, что такая одежда стесняет движения, и сбросили ее. С тех пор спортсмены занимаются в легкой спортивной одежде. Да и само слово гимнастика происходит от греческого гимнос, что означает обнаженный.
Послушайте несколько советов.
После того как вы проснетесь, быстро и резко не вставайте. Еще лежа в постели поднимите руки и потянитесь раз-другой. Потом спокойно встаньте, откройте форточку или балконную дверь и проветрите комнату. Включите радио, телевизор и начинайте под ритм музыки выполнять упражнения.
После беседы педагог приступает к разучиванию с детьми нового комплекса упражнений из "Сборника инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию".
В конце беседы педагог еще раз напоминает о том, что, выполняя ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику, дети создают себе хорошее настроение с первых минут начинающегося дня.
II класс
В конце практического занятия в спортивном зале педагог может попросить детей показать несколько акробатических упражнений, разученных ранее на уроках физической культуры. Он выбирает одно из них, например перекат назад из упора присев и перекат вперед в группировке сидя, и говорит, что тот, кто правильно выполнит данное упражнение, может взять один слог по порядку номеров из плаката, прикрепленного на классной доске. После того как все слоги будут установлены по порядку номеров, дети прочтут тему беседы — "Утренняя гигиеническая гимнастика".
— Утренняя гигиеническая гимнастика, — говорит педагог, — среди спортивной и художественной гимнастики является самой массовой.
Миллионы людей, выполняющие по утрам комплекс утренней гимнастики, постоянно поддерживают хорошее настроение и самочувствие. Они целый день успешно работают и учатся.
Далее педагог спрашивает, кто из детей самостоятельно выполняет утреннюю зарядку, кто выполняет с родителями, какой комплекс упражнений при этом использует. Рук детей, выполняющих ежедневно зарядку, поднимается уже больше. Утренняя зарядка, — напоминает педагог, — хорошее средство перехода от сна к бодрствованию.
— Запомните! Не спешите сразу резко переходить после сна к зарядке. Находясь еще в постели, потянитесь раз-другой, глубоко вздохните, приподнимите руки и быстро пошевелите пальцами. Сделайте пять шесть самых различных движений ногами,
например "велосипед". И как только вы почувствуете, что ваше сердце заработало
энергично, переходите к упражнениям, сидя на кровати. Энергично вращайте рука
ми. Сделайте ряд других упражнений в этом исходном положении. Затем переходите к выполнению комплекса утренней гимнастики в положении стоя. Для этого
вы можете воспользоваться комплексом упражнений, с которыми вас познакомил
учитель на уроках "Ознакомление с окружающим миром" при прохождении темы
"Режим дня. Правила личной гигиены".
Затем педагог переходит к разучиванию с детьми нового комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики.
По окончании разучивания комплекса упражнений педагог напоминает детям о том, чтобы они во время выполнения упражнений комплекса не задерживали дыхания, так как это может привести к нарушению деятельности сердца и легких. Все упражнения должны выполняться в спокойном темпе. Затем педагог включает диапроектор со слайдами "Утренняя гимнастика" из серии диапозитивов "Режим дня" (Б 4-20-061-2), чтобы напомнить детям об одежде для выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики.
В конце беседы педагог говорит о том, что если заниматься зарядкой систематически, то результат может сказаться уже через неделю. Временный перерыв в занятиях допустим при недомогании или болезни.
III класс
В конце практического занятия педагог предлагает детям выполнить разученное на уроках физической культуры упражнение — прыжок с высоты 80 см. Первый ученик, правильно выполнивший прыжок, берет первую из выставленных букв. Остальные ученики, успешно справившиеся с заданием, берут также по одной букве, но через одну и выставляют их по порядку на наборном полотне. Когда все буквы выставлены, дети читают тему беседы — "Утренняя гигиеническая гимнастика".
Обращаясь к классу, педагог говорит:
— Утренняя гигиеническая гимнастика — это одна из разновидностей гимнастики. Поднимите руку те из вас, кто систематически выполняет утром зарядку. Кто
выполняет зарядку вместе с родителями? (Рук уже значительно больше.(Утреннюю
зарядку выполняют миллионы детей разного возраста и пола, потому что она способствует повышению обмена веществ, укреплению мышечной системы в целом, а
также отдельных групп мышц, содействует формированию хорошей осанки.
В какой одежде вы делаете зарядку и в каком месте?
Педагог включает диапроектор, показывает слайд Б 4-20-087-6 из серии диапозитивов "Закаляйся, если хочешь быть здоров!" ("Диафильм", 1980) и просит детей рассказать об одежде, в которой они сами выполняют утреннюю зарядку. После двух-трех рассказов педагог, подытоживая увиденное на экране, говорит, что утреннюю зарядку летом выполняют на открытом воздухе, в холодное время — в комнате при открытой форточке и в легком костюме. Затем педагог переходит к разучиванию нового комплекса утренней гигиенической гимнастики. На все упражнения отводится 8—10 мин.
В конце беседы педагог напоминает:
— Утреннюю зарядку следует выполнять ежедневно до завтрака в течение
8—10 мин на открытом воздухе или в хорошо проветренной комнате. Не забывайте об этом.
IV класс
В конце практического занятия педагог показывает детям рисунок, на котором зашифрована тема беседы. Расшифровывают слова ученики, правильно выполнившие разученное на уроке физической культуры упражнение. Ученик, правильно выполнивший упражнение, ведет указкой по шифру от правой буквы "у" до последней "я" и произносит слово Утренняя. Второй ученик продолжает дальше вести указкой по линиям и составляет следующее слово — гигиеническая, третий — ведет по оставшимся линиям и читает слово — гимнастика. Затем ученики читают название темы беседы — "Утренняя гигиеническая гимнастика".
Учитель продолжает:
— Утреннюю гигиеническую гимнастику в народе называют зарядка. Зарядка — (утренняя гигиеническая гимнастика) — комплекс несложных упражнений,
выполняемых ежедневно утром после сна.
Кто из вас ежедневно занимается утренней зарядкой? Где вы выполняете упражнения: на открытом воздухе или в комнате? В какое время вы приступаете к выполнению комплекса? Сколько времени тратите на выполнение упражнений?
После ответов учащихся педагог продолжает рассказ.
— Утренняя зарядка — одна из составных частей общей гимнастики. Она способствует сохранению и укреплению здоровья, быстрому переходу от состояния сна
к бодрствованию, так как тонизирует центральную нервную систему, активизирует
работу всех внутренних органов и в первую очередь сердечно-сосудистую систему.
Утренняя зарядка имеет также и воспитательное значение. Регулярное ее выполнение требует от каждого из нас определенного волевого усилия, особенно поначалу.
Делать зарядку следует ежедневно через 5—10 минут после подъема в хорошо проветренной комнате. Продолжительность занятия не должна превышать 20 минут.
Если вы желаете составить свой комплекс упражнений утренней зарядки, то не забудьте вначале включить легкие разминочные упражнения (потягивание, ходьбу); затем подобрать упражнения для туловища (наклоны вперед, назад, в сторону, различные вращения и повороты туловища); далее упражнения для ног (различные приседания и полуприседания, поднимание ног, отведение их в стороны). Заканчивается комплекс прыжками с переходом на ходьбу и упражнениями на восстановление дыхания. Всего подбирают 5 — 8 упражнений, которые повторяют в зависимости от их сложности от 4 —5 до 8— 10 раз. Запомните! Среди упражнений не должно быть таких, которые сопровождались бы напряжениями и задержкой дыхания.
Затем педагог предлагает детям несколько вопросов на повторение пройденного материала на уроках природоведения.
После показа детей педагог предлагает им новый комплекс упражнений утренней зарядки (из того же сборника):
— Начинайте и заканчивайте комплекс ходьбой на месте с движениями руками (вперед, в стороны, к плечам, за голову, на пояс). В какой одежде вы выполняете упражнения дома? Правильно. Дома упражнения выполняют в легком тренировочном костюме или в спортивных трусах. /\ля упражнений, которые следует выполнять лежа на полу, используйте коврик.
В заключение педагог предлагает детям вместе с родителями составить примерный комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики.
(Воронцова Е. В., Верхлин В. Н. Утренняя гигиеническая гимнастика. Беседы на спортивном часе // Начальная школа, 1998, №4, с.68-71),
Приложение №21