double arrow

Педагогика прогулки

(печатается с сокращениями)

Прогулка, независимо от ее вида, имеет определенную мето­дическую логику.

Организационный момент включает: одевание детей (воспита­тель должен проследить, чтобы дети оделись по погоде и в соот­ветствии с запланированной деятельностью на прогулке), ин­структаж о времени и цели прогулки, правилах поведения и тех­нике безопасности, распределение конкретных поручений. Такую вступительную беседу-инструктаж лучше проводить во дворе шко­лы на постоянном месте сбора.

Чтобы после занятий в классном помещении прогулка дава­ла детям ощущение свободы, но вместе с тем воспитатель имел возможность управлять ситуацией прогулки, стоит ввести в оби­ход «законы прогулки». Приведем некоторые варианты, испытанные на практике:

• «закон сигнала»: если воспитатель три раза хлопнул в ладо­ши и сказал: «Всем сбор», значит нужно оставить свое заня­тие и бежать на место сбора;

• «закон круга»: если воспитатель поднял флажок (можно при­думать и другой яркий атрибут), значит нужно встать в круг возле него. Круг необходим, когда понадобится в ходе про­гулки рассказать что-то интересное, дать краткий инструк­таж перед игрой или подвести итог прогулки;

• «закон разведки»: младшие школьники отправляются на прогулку и возвращаются с нее, как правило, когда в стар­шей школе идут уроки. Этот закон требует выйти из школы и вернуться в нее тихо-тихо, как разведчики.

Основная часть прогулки включает движение детей по на­меченному маршруту и выполнение предусмотренных зада­ний, организованное наблюдение, беседу воспитателя по теме прогулки и свободную самостоятельную деятельность школь­ников.

Краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора.

Раздевание детей, гигиенические процедуры.

Если цель и содержание прогулки требуют организации игр, сле­дует позаботиться о площадке. Можно использовать типовую спор­тивную площадку школы, но лучше для групп, а тем более классов продленного дня в начальной школе, оборудовать специальную иг­ровую площадку с беседкой или навесом от дождя, качелями, спор­тивными снарядами по росту младших школьников, полосой пре­пятствий (разнообразными опорами и «лазилками» — многоярус­ными конструкциями, на которых можно висеть, раскачиваться, с которых можно спрыгивать). Для проведения прогулок также необ­ходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и др.

Как правило, большая часть прогулок проводится в школь­ном дворе. На то есть много причин: вокруг школы оживленная транспортная магистраль, и воспитателю трудно в одиночку обес­печивать безопасность детей; на школьный двор можно без труда вынести нужный игровой инвентарь, воспользоваться снаряда­ми спортивной площадки. Да и просто, чисто психологически, пребывание во дворе школы — это у себя дома, дает воспитателю чувство защищенности от всяких неожиданностей.

Но если прогулки проходят только в школьном дворе, то для детей игровой ресурс двора скоро исчерпывается. Что в таком случае будут делать на прогулке нормальные младшие школьни­ки? Есть несколько вариантов их типичного поведения:

• они начнут исследовать неформальные территории школьного двора: помойку, яму с водой, старый сарай, подвал;

• они станут творчески переосмысливать знакомую предметную среду двора: осваивать прыжки на старых автомобильных шинах, которые завхоз припас для импровизированных клумб, строить из выброшенных стендов «штаб», разрисовывать цветными мелками стену здания;

• они будут методом проб и ошибок выяснять, какие действия можно предпринять на дереве: залезать, спрыгивать, раскачиваться на ветках...

Сами по себе такие действия детей на школьном дворе есте­ственны: они не могут всю прогулку прохаживаться парами возле крыльца или сидеть на скамейке. Дети в младшем школь­ном возрасте испытывают нормальную потребность активно взаимодействовать с предметами, которые привлекают их вни­мание, насыщать свое пребывание вне классной комнаты ярки­ми фантазиями и поисками новых событий. Поэтому воспита­телю продленного дня, с одной стороны, следует давать детям возможность реализовывать эти потребности на прогулке в школьном дворе, а с другой, стоит знать о многообразии видов прогулок вне территории школы и тем самым помогать млад­шим школьникам в расширении границ освоения мира.

Чтобы наш разговор о таких прогулках имел некую систему, попробуем упорядочить их видовое многообразие.

…За основу типологии прогулок, на наш взгляд, нужно взять ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и разви­вающие задачи.

Спортивная прогулка. Во время такой прогулки дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, волейбол, катаются на лыжах и коньках. Но часто в группе мальчики рвутся погонять шайбу, а де­вочкам это неинтересно. Не всегда находится для всех спортив­ный инвентарь. Тогда стоит отдать предпочтение играм с мячом, веселым эстафетам, прыжкам со скакалками.

Прогулка-наблюдение. Ее основное содержание чаще всего связано с целенаправленными наблюдениями младших школь­ников за сезонными изменениями в природе, особенностями рас­тительного и животного мира. Место ее проведения — школьный сад, ближайший сквер, парк, зеленая зона недалеко от школы.

Уже по дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, какие птицы зимуют в городе. Эта прогулка может включать элементы игры, например, конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспи­татель предлагает за 5 минут (время засекается по часам) каждому ученику заметить вокруг и запомнить как можно больше видов де­ревьев, кустарников, цветов, или конкурс усложняется заданием: кто лучше расскажет о названных деревьях и кустарниках.

Объектом наблюдения детей полезно делать самые обыден­ные явления, на которые они часто не умеют реагировать. На­пример, попросить их присмотреться к облакам: какого они раз­мера, формы, на что похожи, как движутся; или повнимательнее рассмотреть снег: какой он — мокрый, тяжелый или скрипучий от мороза, поговорить о том, от чего это может зависеть … Такие бесхитростные наблюдения, если они проводятся в системе, позволяют детям, даже живя в городе, лучше чувствовать мир природы, понимать закономерности природ­ных изменений, формировать навыки жизни в природе, напри­мер, учить подбирать по сезону одежду и обувь.

Французские психологи провели интересное исследование: сравнили отношение к учению младших школьников, которых привозят в школу родители на своих машинах или школьный автобус, и деревенских детей, которые ходят в школу пешком и по дороге в полной мере общаются с миром природы: они ощу­щают холод и зной, ветер, дождь, слышат голоса птиц... Оказа­лось, что деревенские дети хоть иногда и устают от своей дороги физически, но познавательно они более активны и восприимчи­вы. Они больше открыты для школьных занятий. Стоит поду­мать над этими выводами.

Учитель биологии из Голландии Херрит Ян Брун придумал специальные прогулки, которые помогали бы приобщению го­родских детей к тайнам леса. Сначала он просит детей присесть на корточки, наклониться к земле и потрогать руками траву:

- Это же крапива! Жжется!

- Не бойтесь, с ней можно подружиться. У крапивы жалящие волоски растут только сверху. Нужно сложить листок внутрь.

Затем начинается игра с деревьями. Херрит завязывает одно­му из детей глаза и подводит к ясеню с толстым шершавым ство­лом, раскидистыми ветками.

- Ощупывай хорошенько и запоминай, что чувствуют твои пальцы. (Известно, что если глаза завязаны, тактильные ощущения обостряются.) Затем вместе отступают на несколько шагов в сторону, и Херрит развязывает платок.

- Ну, теперь осмотрись. К какому дереву я тебя подводил? Вспомни, что ты чувствовал, когда дотрагивался до ствола дерева.

Детям обычно нетрудно найти дерево по пережитому впечат­лению. Именно детство — период особой восприимчивости ок­ружающего мира через органы чувств. А городским школьникам часто негде испытать эти особые возможности.

После «жмурок» с деревьями дети выбирают себе на поляне дерево-друга. Херрит дотошно расспрашивает: почему ты вы­брал именно это дерево, как его зовут, кто его родственники…

Прогулка-практикум. Такие прогулки используются для от­работки, закрепления жизненно необходимых навыков, напри­мер, следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения.

Во время прогулки воспитатель создает специальную педа­гогическую ситуацию, в которой школьники должны действо­вать в соответствии с правилами, организует контроль и оцени­вает действия детей. Например, они учатся переходить улицу с оживленным движением транспорта, определяют самую удоб­ную дорогу к школе. Подобные прогулки помогают детям по­нять целесообразность поведения людей в различных ситуациях городской жизни, помогают избавляться от социальных страхов, тревожности.

Прогулка-задание. Содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни школы или планами клубной ра­боты продленного дня. Задание младшие школьники получают в виде путевки, например, от Экологического штаба школы или от Совета дела своего клуба. Они могут быть адресованы всем одновременно или каждой микрогруппе отдельно. Выполнение задания иногда продлится две-три прогулки. Вот примерные ва­рианты путевок-заданий: л/ «Улицы, переулки, площади вокруг нашей школы. Почему они так названы? Узнать и побывать. Начертить план квартала»; v «Достопримечательности в районе нашей школы (историчес­кие, культурные, производственные). Узнать и подготовить о них рассказ».

Такая прогулка может стать неожиданно интересной, если взять с собой... фотоаппарат. Не беда, если он будет только у воспитателя. Его дело — щелкать кнопкой, а вот дети, разбив­шись на группы, будут искать необычные виды в привычных го­родских пейзажах. А потом можно устроить выставку «Люби­мый город». В другой раз подобная прогулка с фотоаппаратом понадобится, чтобы зафиксировать «опасные зоны микрорайо­на»: грязный пустырь, открытые канализационные люки, разби­тую автобусную остановку, автомобили на мертвых — без травы — газонах. Фотографии и детские комментарии к ним станут мате­риалом к общешкольной экологической неделе, а младшие школьники получат первый опыт социальной активности.

Прогулка-экскурсия. Ее назначение — ознакомить младших школьников с историей своего города, района, достижениями в науке, искусстве. Такие задачи решает прогулка-экскурсия к ме­мориальной доске или памятнику, к старинному зданию — сви­детелю какого-то выдающегося события. Главное — не само обозревание достопримечательного объекта, а разговор с деть­ми, чтобы они проявили познавательный интерес к событиям, судьбам людей, пережили особую атмосферу места.

Стоит прислушаться к мнению известного петербургского психолога М. В. Осориной, которая на основе своих исследова­ний заключает, что детей следует знакомить не только с историческими достопримечательностями и красивыми уголками горо­да, но и время от времени привлекать их внимание к «изнанке жизни»: дворам, уличным базарам, обветшалым памятникам ста­рины, потому что «признание существования этих мест и хотя бы некоторая степень знакомства с ними также необходимы для того, чтобы ребенок свободно чувствовал себя в городском пространстве»

Прогулка-поход. Конечно, за час-полтора настоящий поход не провести, но создать ситуации, где было бы много перемеще­ний на местности (даже на небольшой территории возле школы), неожиданных открытий, испытаний навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины, вполне возможно.

Для такой прогулки особенно подойдет игра-поиск. В качестве примера рассмотрим многократно нами апробованную игру «Операция „Клад"». Она хорошо трансформируется с помощью воспитательного творчества, реальных условий и может иметь бесконечное множество вариантов. Итак, подготовка к прогулке:

• определение маршрута игры-поиска. Предварительное изучение мест и объектов для промежуточных заданий на этапах;

• подготовка оборудования: красочного конверта с письмом от Кота Матроскина, пакетов с заданиями на этапах (эти пакеты следует заранее спрятать на маршруте поиска), «клада» — набора книжек из серии «Мои первые книжки», «Читаем сами» (желательно, чтоб61 хватило на всех).

Проведение прогулки: дети собираются на школьном дворе на постоянном месте сбора, разделяются на микрогруппы. Воспитатель объявляет, что получено необычное письмо от... Кота Матроскина:

Дорогие ребята!

Ко мне в Простоквашино пришло письмо из вашей школы. Из него я узнал, что в вашей группе продленного дня ребята дружные, весе­лые, вы любите читать, рисовать, решать задачи. Вот я и решил сделать вам подарок. Но найдете вы его сами.

Объявляю операцию под кодовым названием «Клад»!

Встаньте спиной к школе. Перед собой вы увидите забор. В ближнем левом углу этого забора вы найдете записку, из которой узнаете следующее задание.

Желаю удачи! Пусть вам поможет дружба!

Ваш друг Кот Матроскин.

По маршруту поиска в тайниках разложены пакеты с заданиями:

Задание 1. Сделайте 10 шагов вправо, повернитесь нале­во, пройдите 40 шагов. Здесь спрятан металлический предмет на букву «Т». В нем — план дальнейшего движения….

…Прогулка-творчество. Определяющая задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая актив­ность младших школьников возникает в общении с природой (вспомните, как голландский учитель Херрит сочинял с детьми японские трехстишья).

Во время такой прогулки дети могут делать зарисовки с на­туры, мастерить поделки из природного материала, составлять композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, ле­пить из снега забавные скульптуры, рисовать цветными мелка­ми на асфальте. Общение с природой может вылиться в коллек­тивное сочинение сказки, конкурс на лучшее описание выпол­ненной композиции. После прогулки стоит провести выставку осенних букетов, конкурс на лучший рисунок, поделку и даже «Праздник творчества».

Детское творчество на прогулке способно «разгореться» в совершенно неожиданных, с точки зрения взрослых, условиях. Например, если на школьном дворе окажется привезенная для рембнта куча песка — дети младшего школьного возраста с вос­торгом примутся мастерить из него крепости, замки, пещеры. Песок — природный материал, который влечет детей не мень­ше воды. Понаблюдайте за младшими школьниками, играющи­ми в песке, и вы согласитесь, что для них на школьном дворе стоит устроить большую песочницу.

Прогулка-развлечение. Забывать об этом виде прогулок, ли­шать детей возможности повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить педагогически неверно. На прогулке можно организо­вать веселое катание с ледяной горки, затеять забавные состяза­ния. Разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов во время дождя под навесом на игровой площадке — тоже про­гулка с развлечением.

Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт про­живания его детской жизни, который просто не может возник­нуть на уроке или перед экраном телевизора. Ребенок на прогулке как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкос­нуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. Он сам выстраивает себе событие сегодняшнего дня. Именно прогулка, а никакое иное занятие в режиме продленно­го дня, дает ребенку возможность почувствовать себя участником жизни.

(Голованова Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. СПб., 2002. С.74-83)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: