В специальной (коррекционной) школе VIII вида

В специальной (коррекционной) школе VIII вида процесс воспитания проходит в осложненных условиях: необходимо решать как общепринятые в системе образования воспитательные задачи, учитывая при этом ограниченные возможности воспитанников, и обеспечивая удовлетворение особых потребностей в воспитании, формировать отсутствующие социальные, коммуникативные, поведенческие и иные навыки, личностные качества.

Эффективность и успешность воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида в значительной сте­пени зависит от педагогических условий, в которых он осуществляется, таких как:

- наличие специальных образовательных программ;

- предоставление медицинских, психологических и социальных услуг;

- предельная индивидуальность и учет особенностей развития каждого ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в классе или группе;

- связь с процессом обучения и коррекционной работой;

- присутствие во всех элементах жизнедеятельности ребенка;

- непрерывный педагогический поиск индивидуальных методов, форм, средств, их сочетаний и взаимодействия;

- профессиональные возможности педагога - воспитателя (эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, внешний вид, ин­тересы и увлечения).

Принципы воспитательной работы

Своеобразие развития детей с нарушением интеллекта затрудняет процесс их воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида, но не снима­ет общих с массовой школой задач этой работы. Общность целей, задач, единство главных закономерностей формирования личностных ка­честв у детей с нормальным и нарушенным психическим развити­ем обусловливают действие тех же принципов воспитания, что и в массовой школе, однако при их реализации учитываются познавательные возможности и другие особенности психики детей с нарушением интеллекта.

Принципы воспитания составляют систему, они тесно взаимосвязаны между собой и реализуются комплексно. Эти главные положения, лежащие в основе воспитательного процесса, подразделяются на три группы.

Первая группа принципов отвечает на вопрос «чему воспитывать?» и определяет содержательный уровень воспитания, его цели и задачи, позволяет их конкретизировать с учетом особенностей личности, группы, условий воспитания. Среди них:

Принцип целеустремленности и общественной направленности.

Исходя из определения воспитания как целенаправленного формирования качеств личности, мы можем сказать, что дей­ствия педагога - воспитателя, не подчиненные этой цели, не имеют отношения к воспитанию. Бесцельные разговоры с детьми, «мероприятия» и любая другая активность педагога с точки зрения воспитания бессмысленны. Цель, характер и содержание воспитания долж­ны соответствовать потребностям общества, культуре, тради­циям и интересам народа.

Отсюда вывод: вся работа воспитателя с детьми должна быть подчинена воспитательной цели, отвечающей потребно­стям общества.

Принцип целостности и единства воспитательного процесса. Воспитание включает в себя трудовое, нравственное, эстетическое, физическое и т.д. воспитание. Эти составные части воспитания обладают своими особенностями, но одновременно служат цели всестороннего развития личности. Целостность и единство воспитательного процесса включает в себя и целостность развития самой личности школьника с нарушением интеллекта. Развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических чувств, представлений и понятий протекает в тесной связи и взаимодействии между собой. Данный принцип предусматривает и согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей.

Принцип связи воспитательного процесса с жизнью требует, прежде всего, такой организации воспитательной работы в школе, ко­торая способствует активизации деятельности школьников с нарушением интеллекта, имею­щей для них широкую социальную значимость. Положительное влияние воспитательно-коррекционных воздействий на детей значительно возрастает при включении их в дела, общественная полезность которых выходит за рамки класса и школы.

Вторая группа нижеперечисленных принципов называется организационными. Они отвечают на вопрос «как организовать воспитание?» и позволяют добиться слаженности и порядка в воспитательной работе.

Принцип сотрудничества педагогов и детей подразумевает, что педагог - воспитатель должен быть участником деятельно­сти детей, изменяя характер и объем своего участия в зависимости от уровня развития детей и детской группы.

Принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив также сохраняет свое значение в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Прак­тический опыт и специальные исследования показывают возмож­ность воспитания истинно коллективных отношений в группах школьников и использования коллективного мнения для воспитательного влияния на личность члена коллекти­ва. Закономерности развития коллектива учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом опираются на практику массовой школы. Однако, в воспитании коллектива детей с нарушением интеллекта, в управлении межличност­ными отношениями членов коллектива и влиянием коллектива на личность роль учителя более значитель­на, чем в массовой школе.

Принцип сознательности и активности. Важная воспитательная задача - помочь де­тям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, кото­рые подлежат усвоению. Неосознанное усвоение норм поведения делает поведенческий навык косным, нестойким. Следовательно, для обеспечения полноценного воспитания необходимо единство словесных разъяснений и практического опыта детей. При этом важно, чтобы учащиеся проявляли активность. Только при этом условии обеспечивается прочное и осознанное усвоение школьни­ками норм морали. Педагог - воспитатель должен чут­ко реагировать на сдвиги в развитии самостоятельности детей и целенаправленно работать над формированием у них умений самостоятельно организовывать и осуществлять свою деятельность, как индивидуальную, так и коллективную.

Принцип последовательности воспитания предполагает такую организацию и методику воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является продолжением ранее проводившейся работы, закрепляет и развивает достигнутое.

Третья группа принципов воспитания – методические, которые дают ответы на вопрос «какими методами достигнуть целей воспитания?» и построены на знаниях закономерностей воспитательной деятельности. К этой группе относятся следующие принципы.

Принцип деятельностного подхода. Качества личности формируются в деятельности и общении с другими людьми. Без специально организованной деятельности нет эффективного, гарантированного воспита­ния. Поэтому налаживание деятельности и общения детей, такая организация деятельности, в процессе которой функци­онируют воспитательно-ценные отношения, является важней­шей задачей и стороной работы педагога-воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида. Отсюда: воспитание необходимо осуществлять че­рез специально организованную деятельность детей, где воспита­тель является организатором деятельности детей, особенно на начальном этапе организационного процесса.

Педагогу необходимо глубоко знать особенности развития лич­ности каждого воспитанника. Важен следующий принцип воспи­тания - учет возрастных, индивидуальных и типологических осо­бенностей учащихся. По сравнению с массовой школой среди одноклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида значительно больше индивидуаль­ных различий, вызванных своеобразием структуры дефекта и его личностными проявлениями у каждо­го ребенка. При этом обнаруживается определенное сходство поведе­ния, характера, деятельности у детей, относящихся к одинаковым формам умственной отсталости. Знание особенностей проявления основного дефекта и всех отклонений, обусловленных им, позволит педагогу понять истинные причины поступков своих воспитанников и в со­ответствии с этим предпринять эффективные педагогические меры. Важно учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ученика - его интересы, мотивы деятельности, привычки, само­оценку и уровень притязаний, положение в коллективе сверстни­ков, отношение к товарищам, учителям, учебе, труду, игре. С уче­том этих данных намечаются как тактические, так и стратегиче­ские линии индивидуального подхода к ученику. Не менее важно при выборе содержания, методов, форм орга­низации воспитательной работы ориентироваться на возрастные особенности школьников с нарушением интеллекта. Например, такое важное для специальной (коррекционной) школы VIII вида требование к воспитательным мероприятиям, как обеспечение их конкретности и эмоционально­сти, приобретает особую остроту в младших классах.

Опосредованность, неявность педагогического воздействия. Формирование и совершенствование качеств личности детей происходят не в результате прямых действий педагогов, а через налаживание, изменение, совершенствование условий их развития, через организацию деятельности. На данном этапе воспитания собственно воспитательные намерения и дей­ствия педагогов - воспитателей должны осуществляться незаметно для детей и не афишироваться ими среди воспитуемых.

Разработанный А. С. Макаренко принцип единства уважения и требовательности к личности воспитанника применительно к рабо­те с детьми с нарушением интеллекта означает, прежде всего, необхо­димость подхода к каждому из них с верой в возможность совер­шенствования его личности, в наличие у учащихся положительных качеств. Оказание доверия ученику при поручении ему определен­ного задания – эффективный воспитательный прием в школе. Необходимо обеспечить доброжелательное, но тре­бовательное отношение к ребенку со стороны педагогов. Предъявляемые к ре­бенку требования должны быть посильны для него. Следует учесть, что многим детям нужно помочь в вы­полнении тех или иных поручений, обязанностей. Требования, предъявляемые к учащимся, должны по­следовательно усложняться по мере развития детей. В более стар­шем возрасте, когда оказываются сформированными коллективные отношения между детьми, школьники долж­ны сознательно выполнять требования коллектива, учиться подчи­нять собственные интересы интересам коллектива. В этом и кол­лективу и личности необходима руководящая и коррегирующая помощь педагога. Отсюда этот принцип: работа педагога - воспитателя с детьми должна строиться на гуманной основе, сочетая чуткость, внимание, доброжелательность педагога по отношению к детям с разумной требовательностью к ним.

Принцип параллельного действия.

Воспитатель в работе с детьми не может действовать в одиночку. Успех воспитания обеспечивается единой целенаправленной деятельностью всех организаций и лиц школы, охватом всей жизнедеятельности детей и использовании всех воспитательных средств. Смысл параллельного действия состоит в единстве и согласованности всех воспитательных влияний, во взаимной поддержке и подкреплении одного мероприятия другим, единстве требований.

Успех в воспитательной работе со школь­никами с нарушением интеллекта определяется постоянным соблюдением всех принципов воспитания.

Цели и задачи воспитательной работы

Воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет общую с массовой школой направленность и осуществляется на адекватном возможностям учащихся уровне. В этой связи важно учесть, что «решение воспитательных задач на более элементарном, сниженном уровне не упрощает воспитательную работу во вспомогательной школе, а в значительной мере усложняет, делает трудным самый процесс воспитания детей».1

При определении целей воспитания необходимо руководствоваться общими положениями:

- цели воспитания должны соответствовать потребностям общества и государства;

- цели воспитания должны соответствовать возможностям и потребностям детей с нарушением интеллекта;

- цели должны быть конкретными.

Целями воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида являются формирование у них активной жизненной позиции, которая соот­ветствовала бы нормам морали и нравственно­сти; всестороннее развитие личности учащихся; подготовка их к са­мостоятельной жизни и труду. Специальной целью является повышение регулирующей роли интеллекта в поведе­нии ученика в различных ситуациях и в разнообразных видах де­ятельности. Коррекционное влияние на процесс воспитания лично­сти учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида наиболее эффективно, если оно ориентировано на формирование у детей высших форм психи­ческой деятельности, логического мышления.

Под влиянием коррекционно-воспитывающего воздействия раз­витие детей с нарушением интеллекта идет как бы сверху вниз: от исп­равления недостатков наиболее сложного и поздно формирующе­гося у ребенка психического процесса - его логического мышле­ния - к исправлению недостатков других форм психической дея­тельности, в том числе эмоционально-волевой сферы.

Коллектив - это часть воспитательной среды, в которой развивается ребенок с нарушением интеллекта. Еще Л. С. Выготский подчер­кивал, что именно коллектив выступает на первое место, как фак­тор развития и коррекции недостатков психических функций ре­бенка. Однако реальная группа, с которой работает воспитатель, может находиться на более низком уровне развития. Поэтому воспитатель заинтересован и в превращении группы детей в полноценный коллектив.

Коллективная деятельность объективно создает условия для расширения круга взаимоотношений и устойчивости их между детьми. В связи с этим задача воспитания состоит в формирова­нии отношений детей с окружающими, выработке потребности в активном общении, развитии умения сотрудничать. Общение школьников организуется на уроках и во внеклассное время. Взаимоотношения учащихся складывают­ся в основном во внеклассной деятельности.

Немаловажной задачей воспитателя является развитие у детей с нарушением интеллекта таких качеств, как любознательность, инте­рес и побуждение к новым видам деятельности.

В процессе целенаправленной педагогической работы у детей можно развить сложную систему инте­ресов и потребностей. Используя эти интересы как фактор повы­шения активности, как движущую силу поступков, можно превра­тить эти интересы и потребности в основу формирования личности ученика в целом.

Важнейшей задачей формирования личности школьника с нарушением интеллекта является воспитание активности и самостоятельности.

Поэтому педагог должен стремиться активизировать школьника с нарушением интеллекта, так как воспитание без активизации ребен­ка не может выполнить своей ведущей роли в его развитии. Вос­питание влияет на развитие через его внутренние условия, среди которых главное место занимают активность и собственные силы воспитанника.

Перед учителем и воспитателем стоит еще одна не менее важ­ная задача воспитания - формирование у учащихся объективной оценки окружающего и верной самооценки. Решение ее способст­вует становлению самосознания, без которого нет ни личности, ни ее развития.

Такое решение задач воспитания учащихся означает признание возможности их истинной социальной реабилитации на основе включения в полноценную жизнь общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: