double arrow

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА - ВОСПИТАТЕЛЯ


Воспитательная работа - это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным пе­дагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореали­зации. Ее содержание, методика и технологии определяются сис­темой воспитательной работы того или иного образовательного учреждения.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида те или иные обязанности, связанные с воспитанием детей, выполня­ют учителя-предметники, классные руководители, админист­рация, воспитатели групп продленного дня, воспитатели школ-интернатов и детских домов. Функции организаторов воспитательной работы различны, они изменяются в зависимости от занимаемой ими должности и осу­ществляемого воспитательного процесса.

Функции организаторов воспитательной работы1

Организаторы воспитательной работы Основные функции Деятельность
Заместитель дирек­тора по воспитатель­ной работе Административная Методическая Организаторская Технологическая Прогностическая Коммуникативная Оценочно-результативная Работа со взрослыми: - руководство педа­гогами (помощь в пла­нировании работы, ее организации и оценке эффективности педа­гогических усилий); координация вос­питательной работы; - помощь в усвое­нии теории и методов воспитания, в повы­шении «воспитатель­ной квалификации»; - создание условий для реализации спо­собностей педагогов. Работа с детьми: - создание, укреп­ление и развитие об­щешкольного коллек­тива; - работа с активом; -формирование и укрепление традиций; -подготовка общешкольных коллектив­ных творческих дел.
Классный руководи­тель, воспитатель Формирующая Коммуникативная Диагностирующая Проектирующая. Организационно-деятельностная. Стимулирующая. Оценивающая. Охранно-защитная. Коррекционная. Методическая. Развитие коллектива учащихся класса, со­здание условий защиты прав ребенка, его духовного и физического развития Обеспечение здоро­вья. Помощь в общении и учении, организации досуга, внимание к по­вседневному бытию ребенка, его жизнедея­тельности
Воспитатель группы продленного дня Воспитывающее - развивающая. Организаторская Развитие коллекти­ва, личности ребенка. Организация жизне­деятельности детей во внеурочное время
Социальный педагог Диагностическая. Организаторская. Прогностическая. Профилактическая. Коммуникативная. Охранно- защитная Обеспечение взаи­модействия всех ин­ститутов социализа­ции, активизация воспитательных функ­ций общества, семьи и личности. Выполнение роли связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом. Помощь семьям, детям, нуждающимся в попечительстве и в защите прав. Создание условий для плодотворного проведения свободно­го времени, занятий спортом и обществен­но полезной деятель­ностью.
Психолог-воспитатель Диагностическая. Формирующая. Коррекционная Диагностика инди­видуального развития школьников. Обеспечение психо­логической основы воспитательного про­цесса (работает совме­стно с учителями)
Медработник-воспи­татель Оздоровительная Обеспечение воспи­тательно-оздоровитель­ной работы. Забота о здоровье
Родитель-воспитатель (семья, детский семей­ный дом) Воспитывающая. Развивающая. Формирующая Организация семей­ного воспитания. Оказание помощи классному руководите­лю в организации вос­питательной работы (руководство клубами, кружками, секциями и т.п.)

Класс­ный руководитель - непосредственный и основной ор­ганизатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. В практике сложилось несколько концепций классного руководства: традиционный класс­ный руководитель, освобожденный классный руководи­тель (классный воспитатель), куратор параллели.

В современной специальной (коррекционной) школе VIII вида принята в основном классно-урочная система организации деятельности. Такое построение школы вызывает необходимость существования института педагогов, осуществляющих организационно-педагогическое руководство классными коллективами учащихся - традиционные классные руководители –учителя, преподающие в классе и за дополнитель­ную оплату выполняющие функции воспитателя (15 – 20 % к учительской ставке).

Круг функциональных обязанностей классного руководителя в специальной (коррекционной) школе VIII вида можно разделить на 5 групп:

1. Организация деятельности классного коллектива.

2. Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.

3. Организация жизни класса во внеучебное время.

4. Изучение личности и коррекция в воспитании.

5. Работа с родителями.

В первую группу необходимо включить следующие обязанности: изучение личных дел учащихся и ведение классного журнала; организация деятельности класса: распределение поручений в классе, организация работы дежурных, работа с активом класса, делегирование учащихся во внутришкольные объединения, организация внеклассных мероприятий; организация дежурства по столовой и по школе; соблюдение санитарных норм прикрепленного кабинета; забота о внешнем виде учащихся; организация питания учащихся; организация деятельности родительского комитета.

Во вторую группу необходимо включить следующие обязанности: систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков; создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учащимися учебного материала; координация сотрудничества педагогов, работающих в классе; работа с дневниками учащихся (проверка дневников, вы­писывание отметок учащихся в дневник, анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов); создание условий для интеллектуального развития уча­щихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (кружки, факультативы, конкурсы, смотры, экскурсии, выставки и т.д.); развитие индивидуальных качеств личности учащихся с по­мощью школьного психолога и социального педагога, библиотекаря.

Третья группа обязанностей классного руководителя выглядит так: создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отноше­ний, их регулирование; развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выпол­нении дела, контроль за его исполнением; организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов с привлечением всего класса или отдельных учащихся; организация просвещения учащихся по преодолению
вредных привычек; охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений
развития каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно - оздоровительную деятельность; организация походов, секций;

организация и проведение часов общения, информационных
часов и тематических классных часов; изучение методической литературы с целью поиска новых форм проведения внеклассных мероприятий и определения целесообразности и содержания каждого проводимого в классе внеклассного мероприятия; проведение рефлексии и педагогического мониторинга результативности и успешности проводимых внеклассных мероприятий.

Четвертая группа включает: привитие санитарно - гигиенических навыков и навыков бережного отношения к собственному здоровью; привитие навыков работоспособности и воспитание ответственного отношения к трудовой деятельности; воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся; воспитание гражданственности; изучение личности учащихся с помощью педагогической и психологической диагностики и организации коррекционной работы с учащимися; работа с характеристикой класса и отдельных учащихся.

Пятая группа обязанностей классного руководителя выглядит так: изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье; индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование; проведение тематических родительских собраний; привлечение родителей класса к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности; влияние на общение родителей с детьми; защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах; диагностика результативности работы с родительским коллективом учащихся класса (по мере необходимости).

Рассматривая весь спектр функций классного руководителя, следует отметить, что он обусловлен следующими факторами: условиями работы образовательного учреждения; особенностями воспитательной системы; экологическими возможностями школы и родителей; возрастными особенностями детей; состоянием их здоровья и физического развития; подготовленности педагогов к организации воспитательной работы.

Согласно закону «Об образовании» образовательные учреждения получили право на свой устав и локальные акты. Поэтому школы разрабатывают и утверждают свои положения о классном руководстве.


Сейчас читают про: