Сложность и взаимопереплетение возникающих и функционирующих в реальной жизнедеятельности детей отношений делает организацию воспитательной работы нелегким делом, в связи с чем педагоги обычно выделяют в ней некоторые направления (стороны или области), по которым можно распределить основные группы отношений. Такая группировка позволяет более конкретно рассмотреть цели и задачи воспитания. Традиционно выделяют следующие направления воспитательной работы: нравственное; трудовое и экономическое; физическое; умственное; гражданское; эстетическое. Могут быть и другие направления (политическое воспитание, правовое воспитание, экологическое воспитание, половое воспитание, православное воспитание, валеологическое воспитание и т.д.). Все они различаются своими объектами, т.е. теми качествами личности и отношениями, формирование которых имеется в виду.
Реализация выше перечисленных задач воспитательной работы обеспечивает успешное развитие ребенка с нарушением интеллекта в ведущих видах деятельности, общении, быту. Следовательно, деятельность, общение, образ жизни ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, с помощью которых педагог - воспитатель осуществляет физическое и духовно-нравственное воспитание, содействует развитию здоровья каждой личности. Исходя из этого, для планирования воспитательной работы педагог может использовать целевые программы и подпрограммы, например, «Здоровье», «Общение», «Образ жизни», «Учение», «Досуг».
В специальной (коррекционной) школе VIII вида можно предложить использовать при планировании воспитательной работы концепцию, которая основывается на ценностном, культурологическом и организационно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах к воспитанию. В связи с этим выделяются следующие разнообразные виды деятельности учащихся: ценностно-ориентировочная, познавательная, трудовая, художественно-творческая, спортивно-оздоровительная, коммуникативная и др.
Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на осмысление и формирование общечеловеческих и социальных ценностей мира, моральных качеств, черт характера личности, осознание своего «Я». Задачи этого вида деятельности зависят от уровня развития общества, его морали и современных представлений этики. Необходимо воспитать человека ответственного и самокритичного, отдающего себе отчет в своих поступках и в том, как они отражаются на окружающих людях и на обществе в целом, честного, совестливого, неспособного на обман и воровство. Усложняющиеся социальные условия требуют воспитания у школьников и особых качеств личности: самостоятельности, внутренней независимости, творческой инициативы, самодисциплины, способностей и привычек самоконтроля, самоуправления, самопознания и саморегуляции.
Формирование нравственного сознания очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека.
Процесс формирования нравственных убеждений предусматривает, прежде всего, формирование такого мировоззрения, которое позволяет учащимся правильно оценивать явления окружающей действительности, разбираться в этических нормах, сознательно их усваивать и умело применять на практике.
Ценностно-ориентировочная деятельность предполагает и формирование у школьников с нарушением интеллекта чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям.
Еще одна важная задача – воспитание навыков и привычек общественного поведения. На пути решения этой задачи возникает много трудностей, обусловленных особенностями детей с нарушением интеллекта. Среди них можно назвать относительную слабость побуждений, ярко выраженную эгоцентрическую направленность, подверженность отрицательным влияниям. В результате коррекционно – воспитательной работы все эти трудности преодолеваются.
Значительное место в этом виде деятельности занимает установление правильных взаимоотношений воспитанников в коллективе. Взаимоотношения между учащимися с нарушением интеллекта складываются и развиваются по тем же законам, что и между учениками общеобразовательной школы. У старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида устойчивость отношений даже больше, однако дети неадекватно оценивают свое положение в системе личных отношений. В ходе коррекционно-воспитательной работы положение учеников в коллективе может быть изменено.
Целями деятельности являются: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей; передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей. Задачи деятельности: формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания; формирование осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем; формирование культуры общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»; создание в детском коллективе одинаковых условий для общения всех учащихся.
Основные моменты деятельности:
- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся с нравственными позициями людей и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.
- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.
- Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.
- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.
- Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.
Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам существования человека. Выпускник специальной (коррекционной) школы VIII вида школы должен стать профессионалом в полученной им специальности и доводить каждое взятое на себя дело до конца. Надо воспитывать людей практичных, полезных обществу, своей семье и себе самим. Школа должна подготовить детей к условиям рыночной экономики. Воспитать у них бережливость, экономность, хозяйственность и расчетливость, умение разбираться в соотношении и развитии цен и услуг, качества культурного потребителя и добросовестного налогоплательщика.
Задачи трудовой деятельности сводятся к следующему: убедить школьников в необходимости труда и для общества, и для себя самого; воспитать интерес и уважение к труду и к тем, кто хорошо, высокопрофессионально работает, а также желание трудиться; выработать у школьников привычку к труду, стремление к его высокой продуктивности и хорошему качеству; возбудить стремление к сотрудничеству с другими участниками трудового процесса и навыки коллективного труда; готовить к выбору будущей профессии.
Трудовая деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида содержит богатые коррекционные возможности. Цели и задачи трудовой деятельности, ее содержание и свойства благодаря своей конкретности и доступности, чувственному восприятию помогают ученикам выработать умение соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные приемы для выполнения работы. Изготовление практически полезных изделий повышает активность и интерес к работе. Необходимо понять важность формирования у воспитанников прочных навыков самообслуживающего труда не только как фактора, способствующего укреплению порядка и дисциплины в школе, школе-интернате, но и как средства воспитания таких качеств личности, как чувство коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности. Важным моментом в трудовой деятельности является профессиональная ориентация учащихся.
Спортивно-оздоровительная деятельность занимает важное место в специальной (коррекционной) школе VIII вида, так как способствует физическому развитию учащихся, становлению таких важных личностных качеств, как активность и воля, быстрота и правильность ориентировки, ловкость и смелость, а также вырабатывает навыки личной и общественной гигиены, культивирует здоровый образ жизни.
Специфической особенностью данного вида деятельности является его коррекционно-оздоровительная направленность. Нарушения моторики детей с нарушением интеллекта обусловлены, прежде всего, отклонениями в нервно-психическом статусе. Вследствие этого у многих детей недостаточно четки и нескоординированы движения, несовершенны построения целенаправленных двигательных действий. Они не умеют использовать свой двигательный опыт, быстро перестраиваются, испытывают затруднения при выполнении движений по команде педагога. Кроме того, некоторые учащиеся страдают парезами, мышечными атрофиями и другими расстройствами двигательной сферы. Недоразвитие моторики учащихся затрудняет их производственную деятельность, тормозит общее развитие, так как физическое здоровье является той базой, на которой развиваются и умственные способности ребенка.
Педагог-воспитатель должен ясно представлять особенности физического развития детей с нарушением интеллекта, организовывая подвижные игры, физкультминутки, утреннюю гимнастику, так как все это активизирует психическую деятельность учащихся и способствует их физическому развитию.
Цель и задачи данного вида деятельности диктуются и теми условиями, в которых живет современный человек (питание, гиподинамия, нервно-психическая перегрузка и т.п.).
В связи с перечисленным выше цель работы педагога-воспитателя: использование здоровьесберегающих педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического здоровья человека, воспитание понимания важности здоровья.
Задачи сводятся к следующему: создать условия для нормального развития тела детей (костной, мышечной, нервной систем, внутренних органов); повысить физическую выносливость и здоровье детей за время пребывания их в школе; подготовить к физическому труду; предупредить втягивание детей в нездоровый образ жизни, алкоголизм и наркоманию; обеспечить физический расцвет и красоту; приучить к здоровому спортивному образу жизни.
Основные моменты деятельности педагога-воспитателя:
- Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения, медицинскими и профилактическими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся.
- Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками в рамках обозначенной проблемы.
- Сотрудничество с психологической службой учебного заведения с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
- Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу среди учащихся и их родителей.
- Организация и проведение мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
- Формирование собственной позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Художественно-творческая деятельность развивает способность восприятия и понимания прекрасного в действительности и в искусстве, эстетические взгляды и чувства, потребности и способности создавать прекрасное. Нарушения эмоционально-волевой сферы у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида задерживают развитие отзывчивости на красивое в природе, живописи, музыке. Свойственные детям с нарушением интеллекта недостаточность внимания и слабость волевых усилий препятствуют формированию у них умения внимательно всматриваться в картину, слушать музыку и т. п.
Задачи деятельности таковы: научить воспринимать красоту природы и развивать способность наслаждаться ею; научить понимать красоту человеческих отношений и вносить гармонию во взаимоотношения с другими людьми; воспитать вкус читателя, слушателя, зрителя; пробуждать потребности знакомиться и познавать произведения искусства - живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, художественной литературы; формировать умения и привычки создавать прекрасное; воспитать здоровый вкус по отношению к произведениям искусства, окружающим вещам, быту, одежде и умения охарактеризовать свой чувственный опыт.
Благотворное эстетическое воздействие на учащихся оказывают экскурсии в природу, когда воспитатель обращает внимание детей на окружающую красоту - учит видеть красивое, понимать, слушать звуки природы. Наблюдения детей за различными явлениями и предметами природы обогащают их чувства, мышление, речь. Экскурсии в природу учитель и воспитатель должны связывать с занятиями по развитию речи, лепкой, аппликациями, рисованием и другой практической деятельностью. Изобразительная деятельность учащихся занимает важное место в данном виде деятельности, т.к. влияет на формирование эмоций, эстетических вкусов и потребностей у школьников. Свойственные изобразительной деятельности наглядность, яркость, выразительность позволяют ученикам конкретизировать, делать доступными для них понятия эстетического характера. В результате систематического, целенаправленного воспитания у учащихся вырабатываются элементарные эстетические вкусы и потребности.
Общественная деятельность содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, готовит детей к исполнению гражданских обязанностей. Научить воспитанников осознавать ответственность за свое поведение - один из важных моментов воспитательной работы. Сделать это возможно только через конкретную деятельность детей с нарушением интеллекта, так как они способны усваивать факты действительности, ощущая на практике их значимость.
Но наличие указанных качеств еще не обеспечивает активного участия личности в общественных делах и не удовлетворяет потребностей человека в активной деятельности среди других людей. У каждого ребенка необходимо сформировать социальную активность. Необходимо выработать у школьников желание, умения, навыки и привычки активно участвовать в общественной деятельности; формировать общественно значимые мотивы деятельности, интерес к общественной работе, инициативу, исполнительность, стремление и готовность помогать людям, требовательность к себе и другим.
Общественная деятельность начинается с момента поступления детей в школу. На уроках и во внеклассной работе учителя должны раскрывать перед детьми в доступной для них форме основные положения Конституции РФ, знакомить с достижениями страны. Сущность этих важных вопросов можно донести до сознания школьников с нарушением интеллекта, рассматривая конкретные примеры труда и жизни людей, на основе широкого практического ознакомления детей с деятельностью родителей, максимального использования материалов художественной литературы, давая материал исторически и отражая политику РФ. Во внеурочное время большую возможность представляют читательские конференции по прочитанным книгам, кружковая работа, вечера и утренники, связанные с изучением родного края, встречи с героями Великой Отечественной войны и др.
Школа должна воспитывать у учащихся патриотизм, деятельную любовь к Родине, стремление знать отечественную историю, гордость за мировые достижения отечественной культуры. Живя в многонациональной стране, школьники должны приучаться к культуре межнациональных отношений. Воспитание любви к своей Родине начинается с любви к родному селу, городу, школе.
Целью общественной деятельности является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи: обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития; формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом; формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей.
Основные моменты деятельности:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства
и формирование ответственного отношения учащихся к
законам и правовым нормам. - Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно - правового выбора.
Познавательная деятельность обогащает представления учащихся об окружающей действительности, вооружает современными знаниями, методами овладения этими знаниями и применения их на практике, а также формирует умение рационально использовать свободное время.
Познавательная деятельность реализуется как в ходе общения со взрослыми и сверстниками, в играх, так и в процессе систематического обучения. Значительная часть времени ученика приходится на учебную деятельность: уроки, самоподготовка, экскурсии. Принцип воспитывающего обучения связан с содержанием и методами обучения. Умственное развитие не автоматический результат обучения, поэтому олигофренопедагогу при построении урока или подготовке внеклассного мероприятия необходимо:
учитывать доступность содержания учебного материала для детей с нарушением интеллекта;
использовать эффективные методы и приемы обучения, вырабатывать жизненно необходимые навыки у воспитанников.
Целью деятельности педагога-воспитателя является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно.
Задачи: определить круг реальных учебных возможностей ученика
и зону его ближайшего развития; создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; развивать кругозор и любознательность учащихся;
Основные моменты деятельности:
- Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся и организации коррекционной работы.
- Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
- Сотрудничество с психологической службой школы по организации коррекционно-развивающих занятий.
- Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Коммуникативная деятельность. Цель работы педагога-воспитателя в этом виде деятельности – передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений. Задачи: формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «взрослый – ребенок»; знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений.
Основные моменты деятельности:
1. Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики.
2. Изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей.
3. Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.
4. Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения.
5. Организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения.
6. Обучение родителей активным формам общения с детьми.
Досуговая деятельность направлена на создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности. Задачами этого вида деятельности являются: создание условий для проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное время; использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности; просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций; постоянная демонстрация достижений, результатов учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам; развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
Основные моменты досуговой деятельности:
1. Изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий.
2. Изучение мнения руководителей внешкольных объединений об участии учащихся в их работе.
3. Изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них.
4. Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в досуговой деятельности, результативности участия в ней.
5. Стимулирование активности учащихся.