double arrow

Формы организации воспитательной работы

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, индивидуальных особенностей и возраста учащихся, мастерства воспитателей, особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания.

Форма организации воспитания – широкое и емкое понятие. Оно применяется для обозначения реальных процессов, связанных с организацией воспитательной деятельности. Понятие «форма» (от латинского forma – наружный вид, внешнее очертание) означает способ организации и способ осуществления, выражения содержания предмета, процесса, явления.

Понятие форма организации воспитания употребляется в широком и узком смыслах. С учетом этого следует подходить и к классификации форм организации воспитания. В широком понимании формы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании правомерно говорить о воспитании в процессе обучения как об одной из форм организации воспитания, о внеклассной и внешкольной воспитательной работе и о семейном воспитании как о важных формах организации воспитания.

При такой классификации форм организации воспитательной деятельности имеются в виду не отдельные, разовые мероприятия, а весь процесс воспитания. Имеются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания.

При такой классификации формы воспитания подразделяются на такие группы:

1) словесные формы (собрания, лек­ции, доклады, конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т. п.);

2) практические (походы, экскурсии, кон­курсы, занятия кружков и т. п.);

3) наглядные формы (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды и т. п.).

Такая классификация имеет в виду, прежде всего, проведение разовых воспитательных мероприятий. Есть попытки классифицировать формы воспитания в зависимости от организации и методики проведения воспитательного процесса.

Такая классификация включает:

1) формы организации и руководства жизнью и деятельностью детского коллектива (собрания, дежурства);

2) информационно-массовые формы (встречи, беседы, тематические вечера, доклады);

3) действенно-практические формы (экспедиции, походы, экскурсии);

4) синтетические формы школьные клубы, «огоньки», просмотр и обсуждение кинофильмов);

5) формы индивидуальной работы (консультации, беседы, выполнение заданий и поручений).

Выделяют как универсальные формы - лекции, конкурсы, вечера, праздники и т. д., так и специальные, имеющие определенную направленность - формы эстетического, трудового, нравственного и т.п. характера (Т. А. Ильина); например, формы трудового и экономического воспитания: беседы, политические информации, тематические вечера по проблемам развития народного хозяйства, конференции, оформление стенгазет и альбомов, трудовые десанты, встречи и беседы с интересными людьми, экскурсии на предприятия и т.п.; формы экологического воспитания: конкурсы знатоков природы, изготовление поделок из природного материала, беседы, экологические десанты и т.п.; формы музыкального воспитания: экскурсии, музыкальные викторины, вечера, утренники, концерты, фестивали песен, разучивание песен, музыкальные игры, музыкальные клубы и т.п.

Можно выделить «предметные» формы воспитательной работы: предметные недели (Неделя русского языка и др.); предметные игры, конкурсы, викторины, вечера («Пушкинский вечер», «Умники и умницы», «Звездный час», занимательный час биологии и т.п.). В специальной педагогической литературе традиционно предлагается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как орга­низованы учащиеся: участвует ли в воспитательном процессе весь класс, отдельные ученики, небольшие группы учащихся.

С учетом этого раскрываются такие формы:

1) массовая, или фронтальная работа;

2) групповая работа (с постоянным или меняющимся составом учащихся);

3) индивидуальная работа.

Индивидуальная фор­ма организации воспитания применяется в следующих случаях:

- когда воспитанник имеет тяжелые и множественные наруше­ния в развитии и в обучении и воспитании ему рекомендован именно индивидуальный подход, так как человек не способен к обучению и воспитанию в условиях групповой и коллективной работы. В связи с особен­ностями его познавательной деятельности обучение и воспитание ребенка требует непрерывной индивидуальной психолого-педагогической поддержки и пошагового контроля, многократности повторения. Таким об­разом организуется обучение детей с тяжелыми формами умственной отсталости и сопутствующими нарушениями;

- когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностя­ми ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помо­щи, которая может дополнять фронтальные занятия. Здесь учиты­ваются все тонкости и глубокое своеобразие развития нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальные возможности продвижения конкретного ребенка.

- если ребенок обучается в домашних условиях.

Групповые формы организации воспитания в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида используются в качестве продолжения индивидуальной, когда достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Групповые формыспособствуют активизации деятельности детей, более полному вовлечению их в воспитательный процесс, практическому освоению уме­ний коллективной деятельности и навыков социального поведе­ния, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия. Групповые формы позволяют осуществлять взаимообучение детей, развивают самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.

К групповым формам организации воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида относятся кружковая и клубная работы, эпизодические меро­приятия (экскурсии, олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы и экспедиции).

Клубное объединение отличается от других групповых форм по следующим признакам: длительность контакта участников объединения (стабильность состава); совместная деятельность участников; добровольное самоопределение участников; активное участие членов объединения в его работе. Участниками клубного объединения в специальной (коррекционной) школе VIII вида чаще всего являются учащиеся старших классов (например, подростковый клуб «Общение»). Заседания клуба рекомендуется проводить один раз в неделю во второй половине дня, используя разнообразные деловые, сюжетно-ролевые и познавательные игры, беседы, психолого-педагогическую диагностику, психологические и социально-педагогические тренинги и упражнения, художественно – творческие упражнения и т.д.

К проведению занятий привлекаются администрация, активные педагоги, ученики других школ, юристы, работники органов управления образованием и др. Все виды деятельности клуба содержат важные элементы и средства воспитания школьного коллектива в целом и каждого участника в отдельности, могут обеспечить условия для создания реальной базы для осуществления целого ряда последовательных мер по созданию подлинной среды, способствующей формированию межличностных отношений учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В клубном объединении ребенку создаются условия для повышения своего статуса в глазах сверстников, педагогов, родителей, для повышения собственной самооценки. По форме и структуре различают любительские клубы и клубы по интересам. Во внеклассной работе специальной (коррекционной) школы VIII вида, как средство стимулирования познавательного интереса учащихся, нередко используют обзорные и тематические викторины.

При подготовке и проведении викторин рекомендуется придерживаться следующих правил:

- темы должны быть актуальными;

- вопросы должны быть четкими и понятными учащимся;

- вопросы должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся;

- учащиеся должны иметь время на подготовку ответа;

- в викторинах должны быть победители;

- вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.

Можно предложить следующую тематику викторин:

  1. Праздничные даты.
  2. Природа вокруг нас.
  3. Мир сказок.
  4. Птицы, рыбы, звери.
  5. Реки и озера.
  6. Фильмы и мультфильмы.
  7. Здоровье.
  8. О музыке.
  9. Государства и народы.
  10. Картины и художники.

Экскурсия – коллективная поездка, посещение объекта с образовательной, познавательной и воспитательной целью, которая способствуют формированию мировоззрения учащихся, нравственной и этической культуры, развивает наблюдательность, влияет на формирование взглядов, вкусов, привычек человека.

К организации и проведению экскурсий в специальной (коррекционной) школе VIII вида предъявляются следующие требования:

- учащихся нужно готовить к экскурсии;

- экскурсия должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- экскурсия должна быть связана с учебными интересами учащихся;

- результаты экскурсии должна анализироваться.

Примерная тематика экскурсий:

  1. Памятные места города, мимо которых мы проходим каждый день.
  2. История храмов моего города.
  3. Люди, творившие историю.
  4. Музей приглашает в гости.
  5. Профессии наших родителей.
  6. Мир растений моей земли.

Туристический поход – интересное и запоминающееся событие в жизни коллектива. Для правильной организации похода педагогу-воспитателю необходимо знать и соблюдать следующие правила. Нормативным документом для учителя является Инструкция по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение №1 к Приказу Министерства образования РФ от 13.07.92 №293). Юридическим основанием для проведения похода является приказ директора школы, в текст которого закладываются формы, методы и сроки контроля при организации, проведении и подведении итогов похода, медицинский допуск участников, возложение ответственности за жизнь и здоровье детей на руководителя группы, определение места и времени сбора группы и сроков возвращения с маршрута. К приказу прилагается список туристской группы с указанием домашних адресов и контактных телефонов родителей участников группы, заверенный медицинским работником школы. Необходимо оформить маршрутный лист – это документ группы на маршруте, дающий право льготного проезда на железнодорожном транспорте. Примерная форма маршрутного листа приведена ниже.

Примерная форма маршрутного листа

Выдан группе туристов класса ___ школы _____, в составе ________ человек, совершающей ________________________________________________________

(способ передвижения)

поход с ____ по ________________ по маршруту __________________________

продолжительностью ______км.

Руководитель группы __________________________________________________

График прохождения маршрута

Дата Участок маршрута Пройденное расстояние, км Способ передвижения Отметки в пути
         
         
Итого пройдено км

Список группы(п/п, фамилия, имя, класс, домашний адрес, допуск врача).

Инструктаж с участниками по правилам безопасности в походе проведен.

Руководитель похода (Ф.И.О.)

Выписка из приказа по школе №____ от _________________________________,

заверенная подписью директора школы и печатью.

Не менее серьезно нужно отнестись к экипировке, обсудив с ребятами, как одеться, что взять с собой, какое снаряжение необходимо. Руководителю группы необходимо позаботиться и об аптечке. Желательным было бы привлечь родителей к организации и проведению похода. Рекомендуется создать туристскую «Летопись класса», в которой кроме фотографий, рисунков ребят, их отзывов о походе будет описание маршрута, собранный краеведческий материал.

Фестиваль песен должен быть посвящен определенной теме. Каждый класс представляет своих исполнителей (солист, ансамбль, хор). Песни должны чередоваться с познавательным материалом, стихами. Фестиваль заканчивается исполнением общей песни. Жюри оценивает качество песни, вокальные данные, исполнение, поведение на сцене, костюмы. Вечер инсценированной песни – это своеобразный маленький театрализованный спектакль на тему выбранной песни. Для инсценировок можно использовать танец, пантомиму, спортивные композиции.

Основная форма массовой воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида – классный час, способствующий формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. В педагогической литературе и в школьной практике эту форму называют и час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя. Здесь обсуждаются не только проблемы успеваемости, но и проводятся мероприятия по направлениям воспитания: трудовому, эстетическому, нравственному и т.д. Как правило, они проводятся фронтально и адресованы всему коллективу. Классный час – одна из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока.

Классный час выполняет различные функции. Во-первых, это просветительская функция. Ее назначением является расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста. Ориентирующая функция классного часа относится к обсуждению нравственных проблем и ценностей, которые актуальны для данного возраста. Направляющая функция направлена на развитие у учащихся самооценки и самоконтроля. Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у учеников навыки оценки своих поступков, самих себя.

Классный час заранее включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный день недели. Он не является дополнительным уроком. Время его проведения строго не регламентировано. Все зависит от характера и назначения, от возраста учащихся, от формы поведения. На классном часе преобладает свободная форма общения учителя с учащимися. Тематика заранее намечается в планах классных руководителей.Например:

Примерная тематика классных часов по трудовому и экономическому воспитанию

1 класс. Всякому делу – свое время (о режиме дня).

Как выполнять домашнее задание.

Всякая вещь трудом создана.

Каждой вещи – свое место.

Мир, который нас окружает.

Удивительное рядом.

2 класс. Твой режим дня.

Твое учебное место в школе и дома.

Хлеб – всему голова.

Наша школа – наш дом.

Мы – твои друзья, природа.

С кем дружит небо.

Сколько стоит твой учебник.

3 класс. Минута час бережет.

Умеешь ли ты учиться.

Богатства Родины трудом множатся.

Что ты знаешь о труде своих родителей.

4 класс. Как и зачем экономить свое время.

Учись учиться, чтобы уметь трудиться.

«Мое» и «Наше».

Цена твоего учебника.

5 класс. Цена одной минуты.

Сколько стоит твоя учеба.

Школа умелых хозяев.

Они учились в нашей школе.

6 класс. Как научиться ценить и рассчитывать время.

Сколько стоит рубль?

Учись учиться.

Выбор профессии – важное дело.

7 класс. Береги свое и чужое время.

Природа и человек.

Как правильно организовать свой труд.

Как правильно организовать труд коллектива.

Домашнее хозяйство.

8 класс. Почему нам не хватает времени?

Хозяин начинается в школе.

Качество и эффективность труда.

Что значит оставить след на земле?

9 класс. Природа – источник предметов труда.

Бережливым быть обязан.

Экономика вокруг нас.

Профессии людей нашего края.

Но иногда проводят классные часы, не предусмотренные планом. Они посвящены текущим событиям, чрезвычайным происшествиям в классе, городе, стране.

Классный руководитель перед проведением классного часа должен наметить и решить ряд задач:

- определить тему и форму, сформулировать конкретные цели;

- выбрать место и время проведения;

- составить план подготовки и проведения классного часа;

- вовлечь в процесс подготовки и проведения учеников из состава актива класса;

- как и в любом воспитательном мероприятии учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, особенности класса, уровень развития;

- подготовить соответствующее оборудование классного часа: музыкальное сопровождение и т.д.;

- пригласить заинтересованных лиц для участия в классном часе.

Формы проведения классного часа в специальной (коррекционной) школе VIII вида могут быть различными: этическая беседа, встреча с интересным человеком, игра, концерт, экскурсия и т.д. Классный час чаще всего проводит классный руководитель. Он беседует с учащимися, знакомит их с литературным материалом. Иногда классные часы проводят в форме обсуждения текущих вопросов жизни класса, обзора газет, журналов по определенной теме.

Разновидностью классного часа является классное собрание. Для классного собрания характерна совместная деятельность классного руководителя и учащихся. Собрание проводится 1-2 раза в месяц и обсуждает вопросы жизни в коллективе, проблемы и конфликтные ситуации. Классное собрание учит детей с проблемами развития общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.

Такое собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую. Результатом классного собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. Классное собрание может быть посвящено: выбору актива класса, распределению поручений в классе, обсуждению результативности деятельности учащихся, обсуждению итогов внеклассных мероприятий. Классное собрание может быть и очередным и экстренным. Тематика классных собраний зависит от проблем класса.

Примерная тематика классных собраний в начальной школе

1. Права и обязанности школьника.

2. Как надо вести себя в библиотеке?

3. Как вести себя в столовой?

4. Что такое поручение?

5. Школьный дневник. Как с ним работать?

6. Режим дня школьника.

7. Наш класс на перемене.

8. Домашние задания и как мы к ним относимся.

9. Как мы дежурим в классе и в школе.

Хорошо, если педагог-воспитатель при подготовке собраний использует ритуальность (определенная музыка, фразы по началу и окончанию и т.д.). Главным условием результативности собрания является его непродолжительность. Оно должно длиться не более 15-20 минут. Образец проведения классного собрания можно увидеть в Приложении 1.

Информационный час – одна из оперативных массовых форм воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида, назначение которой – формирование политической культуры и коммуникативных умений учащихся, принадлежности к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района. Информационный час расширяет кругозор детей, знакомит и учит пользоваться их средствами массовой информации. Информационные часы бывают тематическими и обзорными. Тематические информационные часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, с интересными явлениями и событиями нашей жизни, юбилеями памятных событий. Обзорные информационные часы посвящаются ознакомлению учащихся с текущими событиями в стране, в мире и городе.

Тематика информационных часов может быть следующей:

  1. Газеты и журналы нашего дома.
  2. Как читать газету.
  3. Путешествие по карте мира.
  4. «Газетные» профессии.
  5. Это интересно знать.
  6. Газеты и журналы для детей.
  7. Газетные полосы прошлого.
  8. Газетное слово в борьбе за мир.

Возможны различные варианты проведения информационного часа. Например, по заданию группа учащихся (5-6 человек) готовят сообщения по определенным рубрикам, рисунки, плакаты. Информационные часы продолжаются не более 20-25 минут. При подготовке информационного часа педагог-воспитатель может руководствоваться следующими правилами: информационный час должен быть актуальным и современным; информация должна носить интересный и занимательный характер, учитывающий возраст учащихся; информация должна отличаться новизной, быть безпристрастной; информационный час должен развивать умения учащихся сравнивать, обобщать и делать вывод.

Основными формами проведения информационного часа в зависимости от возраста являются газетные сообщения, комментированное чтение газетных и журнальных материалов, беседа, обзор, пересказ событий в мире и стране с использованием газетных текстов, просмотр и обсуждение телематериалов. Информационный час может проходить в виде: викторины, конкурса, встреч и экскурсий, праздников газет и журналистов. В практике работы специальной (коррекционной) школы VIII вида используется и такая форма, как читательская конференция, направленная на развитие интеллектуальных умений школьников, расширение кругозора, развитие интереса к книге и чтению.

Методика подготовки читательской конференции включает в себя следующие этапы:

- определение темы конференции и выбор произведений;

- определение сроков проведения конференции;

- определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции;

- просмотр спектаклей, выставок, посещение музеев, имеющих отношение к теме конференции;

- распределение учащихся по группам для участия в конференции;

- анализ готовности учащихся;

- обсуждение результатов.

Возможные темы читательских конференций

  1. Мои первые книжки.
  2. По страницам любимых сказок.
  3. Природа в произведениях Паустовского и Бианки.
  4. Школа и школьники в произведениях поэтов (С. Маршак, А. Барто, И. Токмакова).
  5. Писатель и его книги (по творчеству Н. Носова).

Праздники – массовые мероприятия, посвященные датами событиям общенародного, общешкольного или классного характера или проводимые в соответствии с традициями образовательного учреждения. Как правило, включают в себя две части: торжественную (поздравления, приветствия, подведение итогов); концерт художественной самодеятельности, показ спектаклей, игры, танцы.

Большое значение в воспитательном процессе имеют библиотечные уроки. Темы таких уроков могут предлагаться библиотекарем школы, но и педагог-воспитатель может внести свои предложения, исходя из возможностей и потребностей класса. С помощью этой формы воспитательной работы можно успешно развивать познавательную активность учащихся, интерес к чтению, любовь к книге.

Темы библиотечных уроков могут быть следующими:

1. Энциклопедии, словари, справочники – где, что и как искать.

2. Структура книги.

3. Как работать с книгой?

4. Книжные цитаты и их авторы.

Исходя из вышеперечисленного, процесс воспитания можно представить себе как цепочку воспитательных дел. Урок, кружок, экскурсия, вечер отдыха, игра на свежем воздухе или в школьном помещении, прогулка в лес, классное собрание, многодневный поход или летняя экс­педиция - все эти дела могут рассматриваться как формы вос­питания, но только в том случае, если педагоги целенаправлен­но используют их для осуществления воспитательного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: