double arrow

Педагога-воспитателя


Структура системы деятельности педагога – воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида включает целеполагающую, диагностическую, прогностичес­кую, проектировочную, конструктивную, коррекционную, ком­муникативную и организаторскую виды деятельности.

Целеполагающая деятельность - это определение близких и да­леких целей воспитания, развитие коллектива и личности. Разви­тие личности как ведущая цель воспитания предполагает органич­ное единство бытия, сознания и самосознания человека, его цен­ностной и эмоционально-потребностной сферы. Общая цель, свя­занная с формированием сознания и самосознания, чувств, воли и поведения учащихся, нуждается в конкретизации с учетом как современных социальных условий в стране, так и типа школы, класса, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, возможностей и профессионализма педагога. При постановке це­лей воспитательной работы с детским коллективом педагог про­гнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностной ориентации коллектива и личности.

Диагностическая деятельность - это оценочная практика, на­правленная на изучение коллектива и личности с целью определе­ния уровня воспитанности и оптимизации учебно-воспитательно­го процесса.

Прогностическая деятельность связана с прогнозированием целей, содержания, методов и результатов воспитательной работы. Прогнозирование осуществляется через диагностично сформули­рованные цели, позволяющие увидеть, каким будет детский кол­лектив и личность. Исходя из уровня актуального развития школь­ника с нарушением интеллекта, его возрастных, индивидуально-психологических осо­бенностей, уровня развития коллектива педагог определяет воз­можные достижения в ходе развития и саморазвития детей в кон­кретный временной период. Перспективы развития личности или детского коллектива отражаются в своеобразной «модели» личности школьника или ученического кол­лектива. Модель личности ученика представляет отражающую результаты воспитательной работы качественную характеристику взаимосвязанных знаний, умений, способностей, качеств социально-ориентированной личности, способ­ной к самореализации.

Проектировочная деятельность направлена на создание кон­цепций и программы развития системы воспитательной работы, это процесс прогнозирования дальнейшего развития ребенка, детского коллектива и определения стратегии воспитательной работы с ними.

Конструктивная деятельность предусматривает отбор опти­мальных видов и содержания воспитывающей деятельности, ее форм и их последовательности, вариативных технологий воспита­тельного процесса, эффективных методов педагогического взаи­модействия и воздействия, определяет основные направления планирования воспитательной работы.

Коррекционная деятельность связана с внесени­ем корректив в воспитательную работу и закреплением позитивных качеств личности и коллектива, пре­одолением негативных явлений. Конкретные результаты развития и саморазвития коллектива и личности представляются как опре­деленные новообразования в ученическом коллективе и отражают сформированность качеств личности, ее способностей, потребно­стей, мотивов, убеждений, чувств, овладение определенными знаниями, умениями, навыками и др.

Коммуникативная деятельность способствует формированию демократического стиля общения, гуманистических отношений, созданию ситуации успеха, положительной мотивации. Она про­низывает все структурные компоненты деятельности.

Организаторская деятельность - это организация совместной деятельности педагога и учеников, направленная на реализацию воспитательных целей. Чем разнообразнее воспитывающая дея­тельность, тем больше возможностей создается для развития лич­ности школьника с интеллектуальной недостаточностью, ее интересов и способностей. Чтобы виды деятельности ста­ли своеобразными ступеньками в развитии учащихся, необходимо создание условий взаимообогащающего общения, что возможно только в среде с благоприятным морально-психологическим кли­матом. Такой средой может стать, в частности, коллектив класса. В коллективной деятельности происходит становление индивидуальности каждого ученика. Образуется триа­да деятельность - коллектив - личность, которую можно трактовать следующим образом: через воспитывающую деятельность развивать коллектив и личность, способную в разнообразных видах деятель­ности реализовать себя.

Рефлексивная деятельность - это аналитическая деятель­ность, направленная на анализ собственных действий и состоя­ний. Саморефлексия помогает осознать свои успехи и недостатки, стимулирует совершенствование деятельности.

Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и общения, определения достижений и выяснения слабых мест воспитательного процесса в классе невозможно правильно наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на будущий учебный год, выбрать оптимальные методы, приемы и формы построения воспитательной работы.

Каждый структурный элемент системы деятельности педагога-воспитателя предусматривает использование определенного ком­плекса общих или специфических методов и приемов воспитания (см. параграф 2.3.).


Сейчас читают про: