Работа предъявляет к педагогу-воспитателю определенные требования, он должен обладать некоторыми качествами личности.
Прежде всего, воспитатель должен отличаться высоким культурным уровнем развития личности и безукоризненным поведением. Они не должны противоречить тому идеалу культурной личности, который он стремится создать в сознании детей как цель, к которой надо стремиться. Дети с нарушением интеллекта больше верят поведению воспитателя, чем его словам, именно его поведению они склонны подражать в первую очередь.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу-воспитателю, является любовь к детям, к своей профессиональной деятельности.
Хороший воспитатель - это человек дела, активный и инициативный. Ребятам нравятся люди добрые и оптимистичные. Доброта, гуманность, внимание к детям - это те качества, без которых просто нет смысла работать воспитателем.
Эмоциональная устойчивость, выдержка, терпение, волевые качества также необходимы воспитателю специальной (коррекционной) школы VIII вида.
|
|
Не менее важно организовать деятельность и правильно построить отношения детей. Поэтому воспитатель обязан обладать организаторскими знаниями, умениями и навыками. Уметь сформулировать и поставить перед школьниками цель и задачи деятельности, увлечь их делом, распределить обязанности между ними, дать поручения и возложить ответственность, стимулировать, контролировать и корректировать их деятельность и поведение, подводить итоги сделанного - без этих и других умений трудно организовать эффективную деятельность детей.
Воспитатель должен разбираться в основных проблемах культуры и политики. Без этого ему трудно будет отвечать на вопросы школьников. Основательно он должен разбираться в проблемах, связанных с воспитанием детей. Поэтому овладение теорией воспитания и психологией является его профессиональной обязанностью.
Педагогу-воспитателю необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями. В психолого-педагогической литературе эти способности определяются так:
- способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (способность к эмпатии);
- способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей;
- способность вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро;
- способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям детей;
- способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
|
|
- способность вызывать к себе уважение со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте основные виды деятельности педагога-воспитателя.
2. Перечислите функции и основные направления деятельности классного руководителя.
3. Какова роль личности воспитателя в процессе воспитания детей с нарушением интеллекта?
4. Проанализируйте различные подходы к планированию воспитательной работы.
5. Определите общие положения-рекомендации по планированию воспитательной работы в классе.
6. Составьте план воспитательной работы на год для класса, для школы.
7. Составьте на основе целенаправленного наблюдения за учащимися, бесед с педагогами, воспитателями и родителями индивидуальную и групповую программы развития личности по схемам, предложенным в приложении.
Рекомендуемая литература
1. Агавелян Р.О.Социально – перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. – Новосибирск, 1999.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В.Воронковой. – М., 1994.
3. Воспитательная работа во вспомогательной школе: Из опыта работы /Под ред. В.Ф.Мачихиной. – М., Просвещение, 1980.
4. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. – М., 1992.
5. Гликман И.З. Работа воспитателя в школе с продленным днем. – М., 1962.
6. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М., 2003.
7. Методика воспитательной работы /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2004.
8. Поляков С.Д. Деятельность классного воспитателя: Памятки, упражнения, опыт. – Ульяновск, 1996.
9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000.
10. Сергеев В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М., 2004.
11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2002.
12. Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.
13. Спутник классного руководителя. – М., 2001.
14. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.