Ведение автоматизации регистрации земельных участков и учета земель

В земельном кадастре базовыми документами являются: - земельно - кадастровое дело земельного участка; - государственная земельно - кадастровая книга соответствующей административно - территориальной единицы; - земельно - кадастровые карты. Отметим, что в настоящее время, вся кадастровая информация имеющаяся в этих документах (на бумажных носителях) вводится в компьютер и хранится на магнитных носителях, что позволяет ее обрабатывать, хранить и выдавать не только текстовую информацию, но и планы участков и так называемые электронные карты. Таким образом, можно отметить, что ведение основных операций и работ земельного кадастра в республике выполняется на основе компьютерных технологий и это создает хорошие возможности для формирования АИС ЗК.

Применение данных государственного земельного кадастра в управлении земельными ресурсами области, республики обеспечивает не только повышение эффективности использования и повышения плодородия почв в сельском хозяйстве, но и сохранность, и экономическую защиту ценных земель при перераспределении земельного фонда между его категориями.

Вследствие этого в настоящее время возросли роль и значение регистрации земель. Правы те исследователи, кто и раньше подчеркивал, что регистрация землепользования - это правовая сторона земельного кадастра. Мы считаем, что регистрация земельных участков, как кадастровое действие - это основа всего правового блока земельного кадастра. Тем более, что с переходом на рыночные отношения, введением в Казахстане наряду с государственной, частной собственности на отдельные категории земель появилась необходимость правовой защиты не только государственной, но и частной собственности на землю. Это еще более усиливает роль и значение государственной регистрации земельных участков.

Регистрацию следует рассматривать как государственную запись, на основе которой юридически оформляется право землепользователей, арендаторов и собственников на конкретные земельные участки. Она имеет юридический, правовой характер, подтверждающий законность пользования, владения и распоряжения землей. Государственная регистрация земельных участков является средством от различного рода нарушений. Она обеспечивает устойчивость землепользования и правильное использование земель в соответствии с целью и назначением, для которых они предоставлены землепользователям и собственникам.

Учетно - регистрационной единицей при государственной регистрации служит земельный участок. Это вытекает из особенностей понятия земельный участок, который одновременно является объектом права собственности и пользования и объектом хозяйственной или иной деятельности субъекта права на участок. Основанием для регистрации вновь образованного земельного участка служит решение компетентного государственного органа о предоставлении его для определенных целей и документ о выполнении землеустроительного проекта и закреплении на местности границ земельного участка. Запись производится на основании оформленного Акта на право пользования или собственности и документов сформированного земельно - кадастрового дела участка.

Задача государственной регистрации земельных участков состоит в сборе и хранении в систематизированном и наглядном виде сведений о правовом положении земель. Поэтому вся основная информация по земельному участку заносится в компьютер на магнитные носители. Тем самым, имея информацию по каждому земельному участку на магнитных носителях, мы имеем полную информацию по всем землям района, города, области и республики.

При этом заносится не только информация о правовом положении земельного участка, но и вся другая, имеющаяся в документах земельно - кадастрового дела (сведения о субъекте права на участок, местоположении, целевом назначении, делимости, сервитутах и обременениях, площади и составе угодий, их качественной характеристике, балле бонитета и стоимости участка и т.д.). То есть одновременно идет процесс занесения информации для основного и текущего учета земель, составления балансов и отчетов.

Регистрации предшествует юридическое оформление границ на местности, с устранением недостатков землепользования (земельного участка) и определением точного положения границ, закрепление границ межевыми знаками, измерение линейных и угловых величин по границам участка, вычислительная обработка и увязка полученных данных, определение общих площадей и составление плана участка. Эти работы проводятся в порядке межхозяйственного землеустройства. При этом отметим, что и здесь сейчас применяется компьютерная технология.

Проведение вышеуказанных работ позволяет выдать землепользователю или собственнику основной правовой документ - государственный акт. Временное пользование землей оформляется договорами аренды, актами, решениями законодательных органов и другими документами, подтверждающими законность земельного пользования.

Регистрация осуществляется в государственной земельно - кадастровой книге района (города), регистрации подлежат все земельные участки независимо от категории земель. Как и другие объекты недвижимости, земельные участки подлежат юридической государственной регистрации в органах регистрации недвижимости.

Указанные данные систематизируются по формам собственности и категориям земель.

Материалы учета качества земель дают характеристику и необходимую информацию для решения вопросов трансформации угодий, защиты почв от эрозии, загрязнения, выявления резервов освоения новых земель путем их мелиорации и рекультивации, районирования территории, разработки систем ведения сельского хозяйства, прогнозирования использования земельных ресурсов, проведения бонитировки и экономической оценки земель.

Государственная земельно - кадастровая книга состоит из четырех разделов:

- в 1 разделе учитываются все земельные участки, с указанием их кадастрового номера, наименования субъекта права, актов исполнительных органов, местоположения участка и субъекта права, целевого назначения, делимости, сервитутов и ограничений по использованию;

- во 2 разделе учитываются площади по видам угодий и отдельно орошаемые;

- в 3 разделе учитывается качество угодий по классам земель и признакам, влияющим на плодородие, культуртехническому состоянию сенокосов и пастбищ;

- в 4 разделе приводятся показатели оценочной стоимости земельного участка и права землепользования.

При автоматизированном ведении кадастра, заполнение вышеуказанных таблиц проводится путем ввода информации в компьютер, что позволяет вести основной и текущий учет земель, хранить информацию на магнитных носителях, работать с ней (группировать, складывать методом накопления по уровням (район, город, область), получать отчетные данные, при необходимости корректировать их, выдавать информацию, включая электронные карты участков, кварталов, территорий, районов и т.п.

В целях уточнения и обновления кадастровых данных:

- собственники земельных участков и землепользователи, уполномоченные лица и органы акимов административно - территориальных единиц ежегодно представляют районному комитету отчет по установленной форме о происходящих изменениях в составе земель по состоянию на первое января следующего за отчетным годом;

- государственное агентство по управлению земельными ресурсами и его территориальные органы составляют отчеты о наличии, качественном состоянии и использовании земель по районам, городам, областям РК по состоянию на 1 января следующего за отчетным годом с включением в них:

ежегодно - сведений о наличии и происшедших изменениях в площадях сельскохозяйственных угодий (отдельно орошаемых и осушенных), распределении их по категориям, собственникам и землепользователям, а также сведений о продаже земельных участков в собственность государством, об изъятии используемых и нерационально используемых земель т об отведенных землях, находящихся в государственной собственности, для несельскохозяйственных надобностей; - один раз в 5 лет - сведений, необходимых для взимания платы за предоставленную землю, сведений о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, собственникам и землепользователям, происходящих изменениях в площадях угодий, качественном состоянии земель, их кадастровой оценке и освоенности территории.

Составление отчета по району (городу) производится специалистами агентства на компьютерах, вся необходимая информация, прежде всего данные основного и текущего учета, уже имеются в базе данных компьютера в форме государственной земельно - кадастровой книги в виде таблиц, полученные отчеты собственников участков и землепользователей, сверяются с данными учета, изменения вносятся. После этого, путем заполнения на компьютере табличных форм годового отчета, получают цифровую информацию к отчету, которая дополняется текстовой частью (пояснительная записка) и графической - кадастровой картой района (города). Цифровая часть отчета, т.е. информация кадастра представляется в виде формы 22 государственной статистической отчетности, с приложениями (форма 22а, приложение №1, №2, форма 3 зем., приложения №3, №4,№5, №5, №7, №8, №9, №10, №11; форма№1землеустройство, и др.).

На разных уровнях обработки появляется входящая и исходная (выходящая) документация. При этом зачастую одни и те же документы на одном уровне являются входными, а на другом - выходными.

Так для республики и областей таким документом являются отчеты о наличии и распределении земель по угодьям и землепользователям, а для районов - отчеты землепользователей о происшедших изменениях в составе землепользования. Можно отметить, что объем этой работы в масштабах СССР был такой, что около 4 тысяч человек инженерно - технического персонала было занято обработкой документов земельного кадастра до введения машинной обработки, а затем постепенного введения автоматизации вычислительных работ с применением различных ЭВМ, а в последние годы компьютеризации этих работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: