Схема 3

Если понимающий построил авторское представление, но имеет по этому вопросу свою точку зрения, он может перейти в другую коммуникативную позицию (см. сх. 3) - в позицию критика [2]. Критик высказывает автору несовершенства, неполноту, односторонность его версии, указывает на недостатки и показывает на то, что необходимо изменить. При этом важно выделить два полярных типа критики - конструктивная критика и разрушительная критика. Критик-разрушитель “стирает” авторскую версию, как неудовлетворительную, и полностью заменяет ее своей. Конструктивная же критика предполагает сохранение позитива в авторском представлении и устранение имеющихся в нем недостатков. Наиболее развитый вариант конструктивной критики - критика с основанием, где в качестве основания выступают организованные представления.

Для организации взаимодействия коммуникантов в указанных позициях необходима четвертая позиция - организатор коммуникации. В функцию организатора коммуникации входит контроль и коррекция соответствия участников коммуникативным позициям. Например, организатор может скорректировать коммуниканта, вышедшего в позицию критика не до конца поняв мысль автора. Распределение описанных позиций запечатлено в схеме.

Такая коммуникация называется сложноорганизованной. Подчеркнем, что простота выделенных позиций - иллюзорна. В реальном деловом совещании, без специальной подготовки, достаточно сложно соответствовать всем требованиям коммуникативных позиций. Обретение участниками делового совещания даже минимальных навыков действия в коммуникативных позициях на порядок повышает результативность делового общения.


Наличие на схеме всего четырех позиций вовсе не означает, что в коммуникации может участвовать всего четыре

человека. На схеме обозначены лишь типовые функциональные места коммуникантов.

Например, в тот момент, когда автор излагает свое сообщение, позицию понимающего могут занимать сразу несколько человек, которые реально слушают и стараются понять содержание сообщения автора. Так во время лекции в позиции понимающего может оказаться вся аудитория, за исключением тех, кто хотя натурально и находится в аудитории, но при этом не слушая лектора занимается своими делами. Или, например, если в момент сообщения один из коммуникантов активно продумывает свою мысль - он в это время вне позиции понимающего. В критическую позицию также могут войти все участники коммуникации, но, само собой, лишь по очереди. И это естественно, ведь автор не может понимать одновременно две (и более) критические реплики. Он сможет понять их лишь последовательно, по порядку. Вообще, участники культурной коммуникации должны стараться говорить лишь поочереди иначе коммуникация легко перевоплощается в так называемую “коммуналку”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: