типы ошибок
| необходимые качества
|
позиция автора в деловой коммуникации
|
чрезмерное самовыражение
| развитие навыка по самовыражению в рамках требуемого
“выращивание” ценности выслушивания и понимания другого
вскрытие и осознании зависимости уровня понимания другим от формы авторского самовыражения
стимулирование установки на облегчение (со своей стороны) понимания другим авторской версии
|
уход от темы
(привлечение опыта, мыслей и примеров, не соответствующих теме)
| формирование способности ясного видения тематических пределов
осознание значимости выражения мысли в рамках темы
обретение навыков соотнесения конкретных мыслей с тематической рамкой
приобретение умения по контролю и управлению своим эмоциональным состоянием
|
отсутствие значимых приоритетов в изложении
| развитие навыков по выделению наиболее значимых частей в излагаемом содержании
развитие способности по ораторскому (актерскому) акцентированию значимого в излагаемом материале
|
отсутствие структурности в авторской версии
| развитие интеллектуального качества по обобщению содержательного материала
освоение техники структурной организации содержательного материала
|
структурное, но целостно неорганизованное представление;
| освоение метода организации содержания доклада по критерию целостности (тематической однородности)
развитие абстрактно-конкретного мышления
|
неаккуратный, неправильный подбор слов для изложения своей мысли (нарушение правил грамматики и синтаксиса в высказывании)
| осознание важности правильного подбора слов для выражения своей мысли
овладение техникой адекватного выражения своей мысли в словах
приобретения качества по переходу в изложении на специфику лексики понимающих
обретение навыка изложения своего представления в коротких предложениях
|
нелогичность изложения частей высказывания;
| освоение техники логичного, последовательного изложения частей высказывания;
|
слишком абстрактное изложение версии
| осознание важности приведения конкретных примеров для облегчения понимания другими авторской мысли
приобретение навыков конкретизации абстрактных положений
|
приведение примеров, не соответствующих тезису;
| развитие умения приведения примеров адекватных введенному тезису
|
неучет степени компетентности понимающего
| овладение приемами диагностики компетенции понимающего в тематическом содержании
развитие качеств по идентификации с профессиональным уровнем понимающего
|
позиция понимающего в деловой коммуникации
|
не принятие автора /личностная неприязнь, нежелание воспринимать версию автора/
| развитие качества снисходительности и терпимости по отношению к другому
формирование мотивации принятия другого, таким, какой он есть
|
отсутствие у понимающего значений терминов, употребляемых автором;
| снятие психологического барьера по проверке значений авторских терминов
|
отсутствие у понимающего опыта по теме или опыта, соответствующего авторскому;
| формирование навыка по построению версии автора с опорой на элементы своего опыта
овладение методом поиска аналогии в своем опыте
|
не структурированность смыслов, построенных на основе авторского текста
| формирование способности сведения частей авторской мысли в единую структуру
|
отношение понимающего лишь к части высказанного автором
| выращивание понимания важности отношения ко всем значимым для автора частям
приобретение опыта выделения существенного в авторской мысли
|
невидение целостности построенных авторских представлений понимающим
| освоение метода организации содержания понимания по критерию целостности
|
отсутствие контроля понимания авторской мысли понимающим (формальность понимания)
| развитие мотивации на проверку правильности понимания автора
организация навыка проверки понимания точки зрения автора
|
перебивание автора
| выращивание ценности по предоставлении права на высказывание другим своей точки зрения
|
навязывание своих смыслов автору
| формирование ценности адекватного понимания авторской версии
|
неумение выделять существенное в мысли автора
| приобретение навыка по выделению существенного в авторской мысли
|
установка на заведомое знание авторской версии
| коррекция установки (на заведомое знание авторской версии) в сторону понимания уникальности мысли другого
|
формальное соглашение
| снятие установки на формальное соглашательство
|
установка на авторство
| осознание значимости мыслей других
|
преждевременный выход в критическую позицию
| приход к пониманию важности своевременного выхода в критику
овладение критериями законченности понимания
|
позиция критика в деловой коммуникации
|
критиканство
| преобразование критиканства в качество культурного критика
|
критика без понимания
| формирование ценности критики только после понимания автора
|
критика не версии, а самой личности автора
| осознание различия между критикой содержания высказывания и личностными качествами высказывания
обретение умения по контролю своего отношения и овладение своими эмоциями
|
критика искаженной версии понимания автора
| формирование навыков адекватного понимания авторской версии
приобретение установки на критическое отношение только к правильно понятой мысли автора
|
критика без приведения оснований
| выращивание ценности критики с основанием
формирование способности к обоснованной критики
|
критика несущественного в мысли автора
| приобретение навыка по выделению существенного в авторской мысли
осознание значимости отношения только к существенному в мысли автора
|
критика формы изложения в то время, когда требуется обсуждать содержание
| операциональное овладение различием между формой и содержанием изложения автора
|
соавторство в функции критика
| обретение понимания различия между соавтором и критиком
|
“цеплянье” за слова
| осознание важности отношения к представлению в отличие от отношения к словам, передающим представление
|
не построение альтернативной точки зрения
| освоение критериев культурной критики
|
неправильное соотнесение своей версии и версии автора
| формирование способности по соотнесению двух версий
|
неадекватно представленность формулировки критического тезиса (нарушение правил грамматики)
| формирование навыка по адекватному выражению своей мысли в словах
|
позиция организатора деловой коммуникации
|
невидение формы обсуждения;
| формирование способности различения содержания и формы работы
|
не введение и не слежение за рамками обсуждения;
| приобретение способности по построению содержательной и коммуникативно-позиционной рамок
|
вхождение в одну из коммуникативных позиций (например, автора, критика);
| формирование способности соответствовать позиции организатора коммуникации и удерживаться в этой позиции
|
отсутствие самоконтроля за своей организаторской функцией;
| формирование рефлексивных способностей
приобретение качеств самоорганизации в позиции организатора коммуникации
|
отсутствие способности коррекции других при выходе их за рамки позиции;
| формирование коррекционных способностей по возврату других коммуникантов в рамки их позиций
|
формальные придирки к способу взаимодействия, тормозящие обсуждение;
| осознание различия позитивной и разрушающей коррекции к способу взаимодействия коммуникантов
|
коррекции без учета психологического состояния другого;
| формирование навыка психотехнической коррекции другого
|
отсутствие коррекции безосновательности авторства и критики;
| формирование способности по различению тезиса и основания
обретение навыков коррекции тезисов автора и критика
|
неумение отслеживать и корректировать соответствие коммуникантов позициям;
| приобретение умения отслеживать и корректировать соответствие коммуникантов позициям
|
неумение контролировать движение содержания;
| развитие навыков по контролю движения содержания в коммуникации
|
отсутствие контроля за самоопределением коммуникантов к:
теме, коммуникации, типовым позициям
| формирование способностей по контролю и коррекции самоопределения коммуникантов к: теме, коммуникации, типовым позициям
|