Психологический аспект делового совещания

Многие психологи рассматривают типологии различных взаимодействий участников в ходе коммуникации и общения. Например, взаимодействия людей, играющих роли “родитель”, “взрослый”, “ребенок”, введенных в свое время Э. Берном. В этом контексте деловое совещание предстает как та или иная позиционная схема типа "родитель-ребенок”, “взрослый-взрослый” и т.п. На базе этих схем рассматриваются различные позитивные и негативные варианты, комбинации взаимодействия, исходя из совместимости и несовместимости данных ролей. Причем психологами справедливо замечено, что наиболее эффективное, бесконфликтное общение возникает между людьми в варианте взаимодействия “взрослый – взрослый”.

Кроме того в психологических исследованиях коммуникативных процессов большое внимание уделяется невербальным средствам общения, таким как, язык поз, мимики, жестов и т.п. С помощью невербальных средств коммуниканты передают на бессознательном уровне важную информацию о своем психологическом состоянии, об отношении к собеседнику и т.п.

Существует множество наблюдений и рекомендаций, как правильно себя вести в общении с другим: приветствовать партнера, улыбаться, не употреблять отрицательных слов (нет, но и т.п.), подстраиваться под интонации, позы партнера, другими словами уподобляться ему. Есть ряд терминов, выражающих положительное эмоциональное общение, которые в обобщенном виде можно представить как эмпатия. К. Роджерс, основоположник гуманистической психологии, определил эмпатическое понимание как “умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание”. Способность к эмпатии (или к идентификации) является одним из основополагающих факторов эффективного общения.

В общении ведущим выступают эмоции, чувственное восприятие, сопереживание и т.п.. Положительный результат общения – эмоциональная удовлетворенность связанная с чувственным взаимопониманием субъектов общения. Иллюстрация результата благоприятного общения – “Как приятно мы побеседовали, как внимательны мы друг к другу, как тонко он чувствует эмоциональное состояние...” (внимание акцентируется на субъектах общения, на их эмоционально-чувственной стороне).

Бесспорно, общенческий аспект играет в коммуникации значительную роль. Но есть и другая, функциональная сторона коммуникации, которая для делового совещания является ведущей.

В деловом совещании информационно-коммуникативное взаимодействие - базис, а общение - надстройка. Одним из критериев отличия коммуникации от общения является наличие в коммуникации цели. В развитом состоянии в коммуникативных взаимодействиях присутствует ряд норм, организующих процесс совместного мышления. Положительный результат коммуникации – согласованное представление по заданной теме (согласованное видение главной проблемы, способ решения проблемы и пр.). Результат конструктивной коммуникации можно проиллюстрировать следующими словами: “Мы согласовали наши представления по теме разговора” (внимание обращается на объект, содержание разговора).

Перейдем к более детальному рассмотрению сущности коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: