Существует множество вариантов последовательности шагов в принятии управленческого решения. Наиболее популярна следующая:
· диагностика проблемы;
· формулировка критериев для принятия решения;
· выявление альтернатив;
· оценка альтернатив;
· окончательный выбор.
При всем многообразии подходов к выделению этапов можно выделить одну общую черту: начинается процесс принятия решения с оценки (постановки, диагностики и т.п.) проблемы. С нашей точки зрения, выработка управленческого решения должна начинаться с безоценочного описания ситуации в которой возникли затруднения. Безоценочность, неквалификационность необходимы на этом шаге для предотвращения эмоциональной предвзятости в описании проблемной ситуации.
Мы предлагаем к рассмотрению читателя наш вариант схемы процесса делового совещания, построенного на нашем понимании процесса принятия управленческого решения и процедур согласования между участниками совещания (см. сх. 4).
Схема 4
ПРИЛОЖЕНИЕ К МОДЕЛИ ОРГАНИЗОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ