double arrow

Изучение саморегуляции ребёнка


Уровень сформированности произвольности у ребёнка позволяет определить тест «Изучение саморегуляции ребёнка». Сформированная произвольность является содержанием волевой готовности ребёнка к школе. Исследование проводится индивидуально с детьми 6-7 лет. Ребёнку предлагают в течение 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и чёрточки так, как показано на образце, соблюдая при этом инструкцию.

Во время исследования ведётся протокол, в котором психолог фиксирует следующее:

- как принимается и выполняется задание – полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем;

- качество самоконтроля по ходу выполнения задания – характер допущенных событий, реакция на ошибку (замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их);

- качество самоконтроля при оценке результатов деятельности – старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдаёт её взрослому сразу по окончании.

Образец задания делается на тетрадном листе в линейку:

/ - // - /// - / - / - // - /// - / - / - // - /// - /

Инструкция:«Сейчас ты будешь писать палочки и чёрточки так, как показано на образце, соблюдая при этом следующие правила: писать палочки и чёрточки в определённой последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строчки на другую, писать не на каждой строке, а через одну».

Обработка и интерпретация результатов.На основе полученных данных делается вывод об уровне сформированности саморегуляции.

I уровень. Ребёнок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает всё возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

II уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведённое для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

III уровень. Ребенок принимает цель задания частично и до конца занятия не может её сохранить во всём объёме; поэтому пишет знаки в беспорядке; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить её качество; к полученному результату равнодушен.

IV уровень. Ребёнок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет её, пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполнения работы равнодушен.

V уровень. Ребёнок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ни поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.


Сейчас читают про: