| Шкала | Уровень | Содержание | ||
| I. Самоконтроль в учении | Ребенок находит фактическую ошибку в ходе сопоставления результатов собственной работы с образцом | |||
| Ребенок оценивает результаты своей учебной деятельности, пользуясь ориентирами, данными учителем | ||||
| Ребенок проверяет результаты своей работы и товарища, пользуясь ориентирами, данными учителем | ||||
| Ребенок пользуется способами проверки выполняемой работы. Контролирует последовательность выполнения своей работы и промежуточные результаты | ||||
| Ребенок оценивает качество учебной деятельности, осуществляет взаимопроверку, контролирует работу по самостоятельно составленному плану | ||||
| II. Учебная деятельность | Ребенок воспринимает условия учебной задачи как проблему, требующую решения | |||
| Ребенок записывает условия задачи в графической, предметной или буквенной форме (сокращенная запись, план, схема) | ||||
| Ребенок раскладывает сложную задачу на несколько простых, составляет аналогичные задачи, опираясь на схему, предложенную учителем | ||||
| Ребенок находит общее основание для отдельных задач (выводит правило) | ||||
| Ребенок контролирует выполнение учебных действий (изменяет варианты решения задачи, выявляет особенности поиска неизвестного) и оценивает способ решения задачи (сопоставляет результат с целью) | ||||
| III. Внимание | Внимание ребенка непроизвольное, неустойчивое, он концентрирует его на незначительное время под влиянием стимуляции учителя | |||
| Внимание ребенка непроизвольное, вызвано внешней стимуляцией, но относительно устойчивое, поддерживается интересом ребенка | ||||
| Ребенок способен ненадолго сосредоточить внимание при выполнении учебной деятельности, необходимость которой осознает | ||||
| В соотношении «непроизвольное – произвольное» преобладает произвольное внимание | ||||
| Ребенок выявляет послепроизвольное внимание, которое возникает на почве произвольного и протекает под контролем интереса ребенка | ||||
| IV. Запоми- нание | Ребенок механически заучивает стихотворение | |||
| Ребенок пересказывает сказку близко к тексту | ||||
| Ребенок воспроизводит рассказ на основе разделения текста на части (завязка, основная часть, концовка) | ||||
| Ребенок запоминает и воспроизводит схему построения учебного материала, например, рассказа | ||||
| На основе изученного ребенок выполняет письменный пересказ с составлением плана и формулировкой вывода | ||||
| V. Мышление | Ребенок сопоставляет группы предметов по одному существенному признаку, замечает изменения в объекте наблюдения по ориентирам, указанным учителем | |||
| Ребенок устанавливает тождественность, сходство и различие между несколькими предметами, определяет с помощью учителя наиболее существенные признаки предмета учебной деятельности | ||||
| Ребенок устанавливает логическую последовательность изложения событий, например, составляя сюжет рассказа по рисунку | ||||
| Ребенок выделяет в объекте внутренние признаки и качества, различает среди них основные и второстепенные, сравнивает конкретные объекты по различным признакам, выполняет логическую группировку объектов, устанавливает причинно-следственные связи | ||||
| Ребенок определяет основное в учебном материале, самостоятельно приходит к выводу на основе использования операций сравнения и аналогии, классифицирует и группирует изученный материал, качественно выполняет творческое задание | ||||
| VI. Математика | Ребенок выполняет элементарные действия на сложение и вычитание, решает задачи в одно действие, владеет понятиями «больше – меньше», «высокий – низкий», «первый – последний» и др. Считает в пределах 10 | |||
| Ребенок решает задачи в два действия с помощью действий сложения. Считает в пределах 100, ориентируется в геометрических фигурах | ||||
| Ребенок владеет действиями сложения – вычитания, решает задачи в три действия. Считает в пределах 1000 | ||||
| Ребенок решает задачи в два-три действия, задачи с числовыми значениями в пределах 1000, при решении примеров пользуется всеми математическими действиями | ||||
| Ребенок свободно решает задачи с помощью всех математических действий, пользуется многоцифровыми числами, владеет понятием дробей | ||||
| VII. Речь | Ребенок выделяет предложение из речевого потока, составляет предложения, разграничивает слова в предложении, делит слова на слоги, ставит ударение | |||
| Ребенок разграничивает в слове звуки и буквы, осуществляет звуковой анализ слова (различает гласные и согласные, твердые и мягкие) | ||||
| Ребенок разграничивает в слове звонкие и глухие согласные, различает слова, указывающие на действие, признаки и названия предметов, подбирает родственные слова | ||||
| Ребенок осуществляет полный звуковой анализ слова, разграничивает основу, корень, префикс и суффикс. Имеет общее представление о частях речи | ||||
| Ребенок имеет расширенное понятие о частях речи, разбирает предложение по членам, слово – по строению | ||||
| VIII. Обобщение | Ребенок находит сходство между конкретными предметами, которые принадлежат к одному классу («слива – яблоко») | |||
| Ребенок находит сходство между предметами, принадлежащими к разным классам («шкаф – пол») | ||||
| Ребенок находит сходство между простыми общими понятиями («любовь – ненависть») | ||||
| Ребенок находит сходство между понятиями, описывающими предметы, принадлежащие к разным классам («килограмм – километр») | ||||
| Ребенок находит сходство между абстрактными понятиями | ||||
| IX. Общие способности | Для I класса уровень способностей низкий | |||
| Для I класса уровень способностей средний | Для II класса уровень развития способностей низкий | |||
| Для I класса уровень способностей высокий | Для II класса уровень развития способностей средний | Для III класса уровень развития способностей низкий | ||
| Для II класса уровень развития способностей высокий | Для III класса уровень развития способностей средний | |||
| Для III класса уровень развития способностей высокий |