Шкала
| Уровень
| Содержание
|
I. Самоконтроль в учении
|
| Ребенок находит фактическую ошибку в ходе сопоставления результатов собственной работы с образцом
|
| Ребенок оценивает результаты своей учебной деятельности, пользуясь ориентирами, данными учителем
|
| Ребенок проверяет результаты своей работы и товарища, пользуясь ориентирами, данными учителем
|
| Ребенок пользуется способами проверки выполняемой работы. Контролирует последовательность выполнения своей работы и промежуточные результаты
|
| Ребенок оценивает качество учебной деятельности, осуществляет взаимопроверку, контролирует работу по самостоятельно составленному плану
|
II.
Учебная деятельность
|
| Ребенок воспринимает условия учебной задачи как проблему, требующую решения
|
| Ребенок записывает условия задачи в графической, предметной или буквенной форме (сокращенная запись, план, схема)
|
| Ребенок раскладывает сложную задачу на несколько простых, составляет аналогичные задачи, опираясь на схему, предложенную учителем
|
| Ребенок находит общее основание для отдельных задач (выводит правило)
|
| Ребенок контролирует выполнение учебных действий (изменяет варианты решения задачи, выявляет особенности поиска неизвестного) и оценивает способ решения задачи (сопоставляет результат с целью)
|
III.
Внимание
|
| Внимание ребенка непроизвольное, неустойчивое, он концентрирует его на незначительное время под влиянием стимуляции учителя
|
| Внимание ребенка непроизвольное, вызвано внешней стимуляцией, но относительно устойчивое, поддерживается интересом ребенка
|
| Ребенок способен ненадолго сосредоточить внимание при выполнении учебной деятельности, необходимость которой осознает
|
| В соотношении «непроизвольное – произвольное» преобладает произвольное внимание
|
| Ребенок выявляет послепроизвольное внимание, которое возникает на почве произвольного и протекает под контролем интереса ребенка
|
IV.
Запоми-
нание
|
| Ребенок механически заучивает стихотворение
|
| Ребенок пересказывает сказку близко к тексту
|
| Ребенок воспроизводит рассказ на основе разделения текста на части (завязка, основная часть, концовка)
|
| Ребенок запоминает и воспроизводит схему построения учебного материала, например, рассказа
|
| На основе изученного ребенок выполняет письменный пересказ с составлением плана и формулировкой вывода
|
V.
Мышление
|
| Ребенок сопоставляет группы предметов по одному существенному признаку, замечает изменения в объекте наблюдения по ориентирам, указанным учителем
|
| Ребенок устанавливает тождественность, сходство и различие между несколькими предметами, определяет с помощью учителя наиболее существенные признаки предмета учебной деятельности
|
| Ребенок устанавливает логическую последовательность изложения событий, например, составляя сюжет рассказа по рисунку
|
| Ребенок выделяет в объекте внутренние признаки и качества, различает среди них основные и второстепенные, сравнивает конкретные объекты по различным признакам, выполняет логическую группировку объектов, устанавливает причинно-следственные связи
|
| Ребенок определяет основное в учебном материале, самостоятельно приходит к выводу на основе использования операций сравнения и аналогии, классифицирует и группирует изученный материал, качественно выполняет творческое задание
|
VI.
Математика
|
| Ребенок выполняет элементарные действия на сложение и вычитание, решает задачи в одно действие, владеет понятиями «больше – меньше», «высокий – низкий», «первый – последний» и др. Считает в пределах 10
|
| Ребенок решает задачи в два действия с помощью действий сложения. Считает в пределах 100, ориентируется в геометрических фигурах
|
| Ребенок владеет действиями сложения – вычитания, решает задачи в три действия. Считает в пределах 1000
|
| Ребенок решает задачи в два-три действия, задачи с числовыми значениями в пределах 1000, при решении примеров пользуется всеми математическими действиями
|
| Ребенок свободно решает задачи с помощью всех математических действий, пользуется многоцифровыми числами, владеет понятием дробей
|
VII. Речь
|
| Ребенок выделяет предложение из речевого потока, составляет предложения, разграничивает слова в предложении, делит слова на слоги, ставит ударение
|
| Ребенок разграничивает в слове звуки и буквы, осуществляет звуковой анализ слова (различает гласные и согласные, твердые и мягкие)
|
| Ребенок разграничивает в слове звонкие и глухие согласные, различает слова, указывающие на действие, признаки и названия предметов, подбирает родственные слова
|
| Ребенок осуществляет полный звуковой анализ слова, разграничивает основу, корень, префикс и суффикс. Имеет общее представление о частях речи
|
| Ребенок имеет расширенное понятие о частях речи, разбирает предложение по членам, слово – по строению
|
VIII.
Обобщение
|
| Ребенок находит сходство между конкретными предметами, которые принадлежат к одному классу («слива – яблоко»)
|
| Ребенок находит сходство между предметами, принадлежащими к разным классам («шкаф – пол»)
|
| Ребенок находит сходство между простыми общими понятиями («любовь – ненависть»)
|
| Ребенок находит сходство между понятиями, описывающими предметы, принадлежащие к разным классам («килограмм – километр»)
|
| Ребенок находит сходство между абстрактными понятиями
|
IX.
Общие способности
|
| Для I класса уровень способностей низкий
|
|
|
| Для I класса уровень способностей средний
| Для II класса уровень развития способностей низкий
|
|
| Для I класса уровень способностей высокий
| Для II класса уровень развития способностей средний
| Для III класса уровень развития способностей низкий
|
|
| Для II класса уровень развития способностей высокий
| Для III класса уровень развития способностей средний
|
|
|
| Для III класса уровень развития способностей высокий
|