double arrow

Взвешенная оценка

Дух и цель нашего довольно подробного анализа истинного значения систем, основанных на знаниях, экспертных систем и искусственного интеллекта не в утверждении, что они на самом деле не интеллектуальные или не экспертные и не обладают реальным знанием. Мы просто хотели подчеркнуть, что эти понятия имеют аналоговый смысл, так что их следует употреблять, критически осознавая те сходства и различия, которые им присущи, когда их применяют к области технологических артефактов и «соответствующих» видов человеческой деятельности. В частности, осознание этого может помочь избежать не слишком необычной претензии на то, что эти средства заменили человеческий интеллект, знание или экспертизу. Если бы это было верно, продвижение таких искусственных систем означало бы прогрессирующее ухудшение качества человеческих существ, поскольку их интеллектуальные возможности показались бы почти бесполезными и не заслуживающими поддержания, поскольку машины могли бы заменить их с большей эффективностью. Против этого можно было бы немедленно возразить, например, что создание, проверка и поддержание базы знаний требует настоящего искусства, для которого нужен высокий уровень (человеческого) интеллекта, не говоря уже о необходимости пополнять ее непрерывным вводом знаний, добываемых людьми-экспертами. Этот аспект, однако, не нуждается в особом обосновании, поскольку все согласны, что инженерия и технология – такие области, в которых нужны интеллект, креативность, изобретательность и другие умственные дарования. Вопрос не совсем об этом, а о том, является ли единственно ценным видом интеллекта, или по крайней мере таким, который заслуживает поощрения в наших обществах, именно такой технологически реализованный интеллект. Мы вернемся к этому вопросу позднее, а сейчас мы хотим вернуться к вопросу о «замене» мыслительных действий системами, основанными на знаниях. В каком-то смысле верно, что такая замена имеет место, но ее следует ограничить такими операциями, в которых степень эмуляции умственных способностей человека действительно исключительно велика, а точнее – настолько велика, что человеческий разум, лишенный «помощи», не мог бы добиться соответствующих результатов. Не заходя слишком далеко, достаточно подумать о том, что современный компьютер легко может решить за несколько минут систему математических уравнений, которую человек-математик, работая в одиночку, не мог бы решить за всю свою жизнь. Из этого, однако, не следует, что образованный человек может теперь быть избавлен он необходимости владеть некоторыми личными математическими умениями в области вычислений. К сожалению, однако, становится все более частым то, что молодые люди очень слабы в «вычислениях в уме», столь обычных еще пару поколений назад, просто потому, что они могут в любой момент прибегнуть к карманному калькулятору, обычно встроенному в их мобильный телефон. Это всего лишь один пример общего явления – распространение технических средств поощряет забвение многих человеческих способностей, понемногу «атрофирующихся», а это серьезная потеря для человечества. Отсюда надлежит сделать вывод, что мы не должны пренебрегать культивированием тех общих умений и способностей, которые не ориентированы непосредственно на специальное применение, а просто вносят вклад в формирование интеллектуально зрелой личности. Другими словами, (законное) продвижение экспертных систем не должно вытеснять из виду тот факт, что они являются и должны оставаться инструментами для приобретения человеческих знаний и ориентации человеческих решений, но не могут заменить интуиции (insight) (математической, экономической, управленческой и т.д.), в рамках которой они могут проявлять свою полезную функцию. Эта интуиция как раз и есть то нечто, которое нельзя перевести в операции и потому нельзя заменить эмулированием систем, но которое должно терпеливо воспитываться личным энтузиазмом, тренировкой и размышлением.

Кстати, доступность развитых и усовершенствованных инструментов не может избавить от необходимости опираться на гораздо более всеобъемлющую форму стратегического «интеллекта» или даже еще более глубокой «мудрости», о чем может говорить тот факт, что именно те страны Восточной Азии, которые (благодаря своему исключительному экономическому росту) вдохновили проекты программы общества, основанного на знаниях, постиг через несколько лет очень глубокий экономический кризис, причины которого все еще остаются предметом ожесточенных споров. Не говоря уже о гораздо более общем экономическом кризисе, постигшем недавно весь мир, начиная с Соединенных Штатов, т.е. страны, где высоко ценят ИКТ. Кризис, в котором не нехватка передовых и математически надежных экономических теорий (в течение ряда лет у нас были Нобелевские лауреаты по экономике), и не нехватка сложных симуляций и компьютерного моделирования, а отсутствие чувства личной ответственности и моральной устойчивости крупных финансовых менеджеров лежали в основе гигантских экономических потрясений.

Это приводит нас к осознанию того, что есть обширная область факторов частной и общественной жизни, таких как ценности, нравственные принципы, идеалы, модели того, каким должен быть хороший гражданин, справедливое общество, равномерное распределение благ и возможностей, стандарт жизни, совместимой с человеческим достоинством, уважение к фундаментальным правам человека, которые невозможно вместить в рамки каких-либо технологических инструкций. Эти факторы, однако, не просто дело личных сентиментальных предпочтений или склонностей. Напротив, они всегда были наиболее характерными признаками внутренней сущности и глобальной цельности всякой культуры и цивилизации на протяжении всей истории человечества. Их можно изучать, исследовать, критически оценивать и обсуждать, сопоставлять друг с другом, оценивать в их социо-экономическом контексте и с точки зрения возможности их межкультурной значимости или даже сверхисторического назначения. Более того, они могут выражаться в разных формах – от страниц философа до истории, рассказанной в романе, до лирического выражения в поэме или небольшом стихотворении, в многогранных формах пластических и изобразительных искусств, до музыки, не говоря уже о великих глобальных мировоззрениях и истолкованиях человеческой жизни, представленных различными религиями. Все это, и гораздо больше, составляет необъятную область знания, и знакомство с этим знанием, с его богатым содержанием вносит вклад в приобретение вышеупомянутых «факторов», аналогично, скажем, приобретению знания математики, которое человек приобретает, изучая и применяя математику. Это сравнение не неуместно, поскольку обширная область знания, о которой мы сейчас говорим, традиционно расчленялась на большое число специфических дисциплин, которые мы только для краткости можем объединить под общим и достаточно неопределенным наименованием «гуманитарные науки и изящные искусства». Эти дисциплины в течение столетий включались в учебные планы школ разного уровня, университетских факультетов, академий и научных институтов, но сегодня они не входят в образ общества, «основанного на знаниях», а потому имеют тенденцию лишаться поддержки, предоставляемой общественными институтами, особенно когда денег начинает не хватать. Когда представляется необходимым «срезать» государственные бюджеты, урезаются прежде всего «непродуктивные» секторы, не влияющие непосредственно на экономический рост.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: