double arrow

Кейс «Эволюция президента Wal-Mart»


Став крупнейшей публичной компанией мира, Wal-Mart Stores Inc. одновременно стала крупнейшей целью для атак. Шквал критики достиг апогея в прошлом году, когда осуждение трудовой политики компании стало общим местом в выступлениях кандидатов в президенты от Демократической партии.

В течение 43 лет существования Wal-Mart, как правило, игнорировала своих критиков. Но после праймериз демократов президент Wal-Mart Ли Скотт перешел в наступление. С помощью бывшего помощника Клинтона Томаса Макларти ему удалось организовать неформальную встречу в Вашингтоне с функционерами Демократической партии.

Руководитель одной из самых замкнутых американских публичных компаний, Скотт вряд ли представлял, что интересы бизнеса вынудят его сесть за один стол с высокопоставленными демократами и многими другими оппонентами Wal-Mart. Бывший глава малозаметного департамента логистики, Скотт до сих пор был своего рода серым кардиналом, человеком, который приходил в ужас от идеи выступления перед большими группами людей. Еще совсем недавно, в 2003 г., он отказывался фотографироваться для обложки журнала Fortune, заявив, что не хочет быть в центре общественного внимания.

Однако по мере роста масштабов критики действий компании, начиная с размера медицинской страховки для сотрудников и заканчивая размером ее магазинов, руководство Wal-Mart приняло решение начать ответные действия и поручило 56-летнему Скотту возглавить этот крестовый поход. Последние девять месяцев он колесит по стране в роли “главного защитника” Wal-Mart, встречаясь с активистами самых разных убеждений и взглядов, включая конгрессменов, борцов за охрану окружающей среды и даже сестру Барбару Эйрс, католическую монахиню, которая уже много лет критикует компанию. Во многом личная эволюция Скотта отражает эволюцию и самой Wal-Mart.

“На протяжении многих лет мы полагали, что можем тихо сидеть в Бентонвилле, заботиться о наших клиентах, заботиться о наших партнерах, а миру нет до нас никакого дела. Теперь мы вынуждены меняться”, — заявил Ли Скотт в начале года, выступая на инвестиционной конференции Goldman Sachs.

В феврале Скотту пришлось выступать перед аудиторией, состоявшей из 500 бизнесменов и общественных деятелей Лос-Анджелеса. Многие из них враждебно настроены к планам расширения Wal-Mart, которая и так уже управляет более чем 3500 магазинами в США. После встречи его спросили, нравится ли ему его новая роль. “Совершенно не нравится, — ответил Скотт. — Мне нравится ходить по магазинам и смотреть, что продается, как обслуживаются покупатели. Все остальное — это мой тяжелый жребий”.

В последние годы Wal-Mart часто обвиняли в том, что компания платит слишком низкие зарплаты и не обеспечивает своим сотрудникам достаточную медицинскую страховку. Ее упрекали в содействии спаду американской промышленности, так как Wal-Mart продает много импортных товаров, а также разрушении городских центров, так как появление супермаркетов компании часто приводит к банкротству мелких ритейлоров.

Мало кто успел заметить, как компания превратилась в движущую силу американской экономики. Уже в 2002 г., по данным A. C. Nielsen и Retail Forward, каждый третий одноразовый подгузник, каждый четвертый тюбик зубной пасты и каждый пятый компакт-диск в США был продан именно Wal-Mart. Из-за этого компания стала очевидной мишенью для критики.

Одним из самых громких критиков Wal-Mart стал объединенный профсоюз работников пищевой промышленности и торговли (UFCWU). В 1999 г. он обвинил компанию в том, что зарплаты ее сотрудников едва превышают прожиточный минимум и вынуждают рабочих обращаться за социальными пособиями государства, чтобы оплатить медицинское обслуживание. Профсоюз также открыл интернет-сайт под названием WalMartyrs (“мученики Wal-Mart”), на котором публиковались жалобы бывших сотрудников компании.


Сейчас читают про: