double arrow

Заключение комиссии


Причиной катастрофы самолета Як-40 №87346 явилось нарушение экипажем минимума погоды и преждевременное снижение с целью установления визуального контакта с земными ориентирами при заходе на посадку при неудовлетворительном управлении воздушным движением и метеорологическом обеспечении полета в аэропорту Зея.

Предпосылки к авиационному происшествию, выявленные комиссией

Метеорологическое обеспечение полета самолета Як-40 № 87346 в районе аэродрома Зея осуществлялось АМСГ Ш разряда Дальневосточного УГКС. Непосредственное метеообеспечение проводил инженер-синоптик и техник-метеоролог. Метеорологические наблюдения производились с метеоплощадки, расположенной на удалении 1200 метров от порога ВПП МК-25град. вблизи здания КДП. Наблюдение за высотой облачности производилось с использованием ИВО. Схема видимости предусматривала наличие световых ориентиров на 500м, 1200м, 2000м, 10км, 12км.

Метеорологические наблюдения на БПРМ организованы не были. С места основ- ного пункта наблюдений у КДП район БПРМ визуально не просматривался. Поэтому образование тумана в указанном районе с довольно сложными географическими условиями, метеонаблюдателем не могло быть обнаружено. Такие условия затрудняли возможность прогнозирования тумана вблизи БПРМ. При этом взаимодействие между диспетчером КДП и АМСГ по каналу ГГС в нарушение требований НМО ГА-73 не было обеспечено.

Установленная аппаратура связи между диспетчером КДП и синоптиком АМСГ работала неустойчиво, что не обеспечило запись переговоров на магнитофон.

Радиотехническое обеспечение полета Як-40 осуществлялось согласно регламенту работы и без отклонений. Аэродромное и светотехническое обеспечение, уровень подготовки специалистов наземных служб обеспечивали безопасность полетов и на авиационное происшествие влияние не оказали.

Вместе с тем командованием Благовещенского ОАО вопросы радиотехнического обеспечения полетов не были решены в полной мере. Аэропорт Зея не был оборудован диспетчерским радиолокатором и УКВ радиопеленгатором согласно табелю оснащения радиотехническими средствами. Выделенные средства на строительство здания под ОПРС на 1981 год не были освоены.

Приложение 5.1: Выписка из магнитофонной записи радиообмена диспетчера КДП аэропорта Зея с экипажем Як-0 87346

Время Кто работает Текст
13.42.43 Э Мариновка двойка 87346.
  Д 346 я Мариновка отвечаю Вам.
  Э 87346 подскажите пожалуйста состояние Завитинска.
13.42.58 Д А 346 одну минуту. Я уточню состояние но у нас скверно. Вообще дают видимость 5,10 баллов слоисто-дождевая 320, 10 средняя, дождь идет, ветер 50 - 3 метра, давление 720. Одну минутку будьте на связи
13.43.25 Э 346 понял ждем.
13.44.15 Д 346 я Мариновка. Завитая технически годен погода там у них хорошая, сплошная облачность где-то 400-500 метров высота нижней кромки.
  Э 346 понял готовьте на Благовещенск 17.
  Д Понял готовить до Благовещенска 17, до связи, ну и это, при снижении с эшелона еще выйдите ко мне на связь. У нас сию два и может быть меньше. Что-то тянет с реки непонятный туман.
13.44.46 Э Меньше не должно быть чем двести на две тысячи. (Другим голосом) 346 понял Вас рассчитываю к Вам в 25 мин.
  Д Понял Вас, до связи.
  Э До связи.
14.05.15 Э Мариновка 87346.
  Д 346 отвечаю.
  Э Как у Вас сию погода.
  Д 346 сию будут давать облачность 120 метров и видимость менее 2, минут через 5 выйдите. Сию все уточним.
  Э Мариновка 346 понял, у нас хватает с высоты принятия решения и на запасной Благовещенск или Завитинск.
  Д Понял запасной Благовещенск.
  Э Да, и Завитая. Топлива у нас остается 1800, хватает туда и на 30 мин. на сх... (забивает диспетчер).
  Д Не, ну все понятно 346, действительно я вот 2 км не вижу по видимости, а тут еще и облачность. Сейчас метео уточняет через буквально 3-4 минуты.
14.06.03 Э Ну понял. Готовимся идти до ВПР, уйдем на запасной.
  Д Мне кажется лучше не снижаться с эшелона.
14.08.40 Э Мариновка 87346.
  Д 346 отвечаю Вам.
  Э Последнюю погоду.
  Д 346 высота облачности 260, сейчас специально для меня видимость 2 км.
  Э 346 понял приступил к снижению.
  Д До связи.
14.18.30 Э Мариновка 87346 в зоне 3000.
  Д 346 Мариновка посадочный будет 25, ветер 50 3 м, давление 720, сию эшелон перехода 1800 доложите.
14.18.36 Э 346 занимаю 1800, давление 720.
14.19.34 Э Мариновка 87346 1800, давление семь два ноль установил. Занимаю 1200 на привод.
14.20.04 Д 346 понял Вас, 1200 на привод доложить.
14.20.43 Э 346, 1200 Дмитрий доложу.
14.21.36 Д 346 Магдагачи вообще закрылись, да? Не принимает никого.
14.21.41 Э Да, у них погода не позволяет.
  Д Ну, понял.
14.21.48 Э Тахтамыгда закрыта.
  Д Знаю.
14.22.43 Э Мариновка 87346, Дмитрий 1200 по схеме.
  Д 346 Мариновка понял Вас, левым ко второму 900.
14.22.55 Э 346 занимаю 900.
14.23.01 Э Мариновка 87647.
  Д А 647 отвечаю Вам.
14.24.15 Э 647 675 рейсом в 48 минут прибываю. Погоду прошу.
  Д Понял рассчитываете к нам 48 минут. У меня еще за 13.50 минут, 10 баллов слоисто-дождевая 230, дождь видимость 5 50 3 метра, 720, 12 тепла. Одну минутку свежую беру.
14.24.35 Э Хорошо.
14.24.58 Д 647 Мариновка, 10 баллов слоисто-дождевая 240, дождь, видимость 2000 метров, тихо. Давление 720, 11 тепла, до связи. Сколько единиц возьмете.
14.25.14 Э 647 готовьте 10 человек.
  Д Понял, всего 10, до связи.
14.25.02 Э Мариновка 87346, второй выполняю 900.
  Д Понял Вас, 600 к третьему.
14.25.25 Э Занимаю 600 346.
14.27.14 Э Мариновка 87346, на третьем 600.
  Д 346 понял Вас, 400 к четвертому.
14.27.19 Э 346 занимаю 400.
14.28.28 Э 87346 на четвертом 400.
  Д 346 Мариновка понял Вас.
14.29.55 Д 346 ветерок на 300 метрах 112 9 метров и на 100-46 3 метра.
14.30.04 Э 346 на прямой шасси выпущены к посадке готовы.
14.30.08 Д 346 Мариновка посадку разрешаю, ветер 60 ... 330 3 метра, полоса мокрая.
14.30.19 Э 346 посадку разрешили.
14.32.05 Д 346 полосу наблюдаете?
14.32.15 Д 346 Мариновка.
14.38.35 Д 87647 Мариновки.
  Э Мариновка 87647 3000.
  Д 647 Мариновка, борт 87346 674 рейс запросил посадку и вот уже в течение 10 мин., не выходит на связь.
14.38.49 Э Понял.
  Д 346 позовите его по всем каналам, передайте в Благовещенск видимо Вам придется возвращаться.
14.38.58 Э 346 647.
14.39.13 Д 346 Мариновка.
14.39.15 Э 346 647.
  Д 87346 Мариновка.
14.39.34 Э 87346 Мариновка зовет.
  Д 647 давайте вернемся наверно на Благовещенск, видимо ЧП.
14.39.49 Э Хорошо 647 5700.
  Д Спросите Магдагачи, разворачивайтесь на 180, я сейчас принимаю меры выезжать буду сюда к ближней и дальней. Все на ноги поднимаю.
14.40.04 Э Понял Вас.


Сейчас читают про: