double arrow

Политтехнологи перековались в GR и бизнес-консультантов.

Изменение характера политической конкуренции в стране в течение последних лет повлияло на структуру рынка связей с общественностью: сузился сектор политических консультантов. Отмена прямых выборов губернаторов с 2005 года, ликвидация категории “одномандатников” на выборах в Государственную Думу России, сокращение количества политических партий, активное внедрение смешанной или пропорциональной модели выборов в представительные органы власти в ряде регионов и на муниципальном уровне – все это привело к тому, что потребность в профессиональных консультантах снизилась.

Введение единого Дня голосования – второе воскресенье марта и октября – обусловило сезонность выборного цикла и синхронизацию политических кампаний (проектов). Это изменило практику формирования команд и избирательных штабов.

Среди функционеров политических партий появились свои «доморощенные» политтехнологи. Не стоит принижать их уровень: среди них немало талантливых и опытных организаторов выборов. Хотя специалистами в полном смысле назвать можно не всех. Все же профессиональное образование дает необходимый кругозор и представление о социальной ответственности профессии.

Некоторые партии могут себе позволить содержать квалифицированных специалистов на постоянной основе.

Заметна тенденция перехода от формата “под ключ”, характерного для рубежа 1990–начала 2000-х гг. к формату “чистый консалтинг” или “субподряд”. Теперь распространено одновременное привлечение нескольких подрядчиков под конкретное направление работы, максимальное использование собственных ресурсов, инкорпорирование отдельных специалистов в собственную систему управления социальными процессами и массовыми коммуникациями. Случается, привлекают нескольких специалистов с опытом в качестве “мозгового штаба” (покупаются “мозги”), а все работу по непосредственной практической реализации выполняет сам заказчик, используя собственные силы.

Возрастает актуальность GR (government relations).

GR – это работа компаний по налаживанию отношений с органами власти. Стабилизация социально-экономической ситуации в стране, усиление традиционной в российской истории роли государства в социально-экономической и политической жизни страны, «снижение температуры» политических страстей в регионах не отменили этой важной коммуникационной проблемы. Государство в России – всегда активный участник всех процессов. С ним необходимо считаться, его необходимо знать, с ним необходимо выстраивать правильные и эффективные отношения, чтобы реализовывать собственные проекты в различных сферах жизни общества.

Бизнесу в центре и на местах надо налаживать отношения с органами власти. В российских условиях это крайне непростая и мало изученная проблема. Происходит повышение институционального и профессионального статуса GR в России.

Призыв власти к развитию государственно-частного партнерства, социально ответственному бизнесу, корпоративной филантропии усиливают тенденцию дальнейшего появления в крупных и даже средних бизнес-структурах специальных подразделений, которые занимаются проблематикой GR-комму­никаций. Заявленный курс власти на модернизацию страны, борьба с коррупцией, необходимость активного диалога с гражданским обществом – все это реальные предпосылки для того, чтобы отдельным органам власти, в том числе региональным и муниципальным, посмотреть на себя со стороны через призму конструктивной критики.

В регионах данная работа осуществляется часто через структуры крупного бизнеса, имеющего свои филиалы на местах. Специалистам подразделений PR (GR) ставится задача – найти способы «подружиться» с местной властью. Здесь нельзя рассчитывать на стандартные, спускаемые из центра методики. Необходимо знание специфики, творческий и профессиональный подходы.

Кризис кардинально изменил положение PR-специалиста в регионах.

Мировой финансовый кризис стал испытанием для многих отраслей экономики и финансов. Но, пожалуй, особенно болезненно он отразился на региональных рынках PR. Повсеместно наблюдается следующая картина. В ряде компаний сокращены отделы маркетинга, PR, ушли с рынка десятки небольших PR-агентств, крупные – значительно урезали свои бюджеты, вводят «серые» и «черные» схемы оплаты труда. Самое негативное последствие – упал спрос на перспективные проекты сроком на 2–5 лет. А ведь это необходимая дистанция для истинной PR-деятельности.

Сегодня большой спрос на интегрированные маркетинговые проекты, преследующие «близкие», конкретные коммерческие цели. Для многих предпринимателей задачи экономии средств и снижения издержек вышли на первый план. Вложения в нематериальные активы резко снизились (количество долгосрочных контрактов имиджевого характера сократилось).

В итоге рекламные агентства стали предлагать «и PR тоже», хотя при уточнении деталей выясняется порой, что работник агентства плохо представляет что это такое. Некоторые бывшие (или потенциальные) заказчики PR-услуг пытаются делать необходимую работу своими силами, предлагая совмещать обязанности совершенно неподготовленным людям. Появилось много свободных квалифицированных специалистов PR, которые пытаются освоить положение фрилансера.

Осложнилось трудоустройство выпускников вузов, получающих диплом специалиста по связям с общественностью. Они вынуждены уходить в рекламу, маркетинг или заниматься продажами (особенно часто можно встретить таких выпускников в отделах продаж бытовой техники, средств связи). В целом спрос на рынке маркетинга, рекламы, PR намного превышает предложение.

Можно отметить и позитивные изменения, вызванные кризисом. Так, вырос спрос на антикризисные коммуникации, включая PR. Произошел «естественный отбор»: потерпели крах в первую очередь агентства, не готовые грамотно работать. Увеличение интереса к интегрированным коммуникациям повышает шансы PR-специалистов, так как планирование и разработка концепций таких кампаний – это их «хлеб». Отмечается некоторое повышение «зрелости» заказчика: он научился более четко ставить задачи, что облегчает процесс взаимодействия и способствует эффективности работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: