Наша справка

Коммуникационный проект «Имена Воронежа» приурочен к 425-летнему юбилею города, который будет отмечаться в 2011 году.

Проект реализуется в целях выявления и представления общественности города, области, страны и мира 425 персон, внесших огромный вклад в создание, развитие и продвижение города Воронежа на протяжении всей его 425-летней истории.

РФСМП «Молодежь Воронежа 21 века» – одно из ведущих PR-агентств Центрального Черноземья. Корпоративный член Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО). Лауреат Международного конкурса признания профессиональных достижений в сфере PR и рекламы «Золотой Соболь». Дипломант Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник». Сотрудники РФСМП «Молодежь Воронежа 21 века» являются членами Международной Ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC).

Подробности о проекте и персоне, в том числе фотоматериалы размещены на Региональном PR-портале www.regionpr.ru


Владивосток.

Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса подведены итоги первого Дальневосточного конкурса пресс-служб региона с оригинальным и говорящим названием – "PRужина общества".

Проекты представлены пресс-службами компаний и государственных ведомств Хабаровска, Магадана, Владивостока, Биробиджана.

Хочется перечислить победителей, чтобы читатель получил представление о многообразии организаций, имеющих столь творческие пресс-службы, можно сказать, на окраине России: "Лучший PR-проект государственного учреждения" – пресс-служба управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Приморскому краю; "Лучший PR-проект в коммерческой сфере" – пресс-служба компании "Владивосток Авиа"; "Лучший проект в некоммерческой сфере" – пресс-служба ФГУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития". Наталья Рондолева, руководитель пресс-службы Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, отмечена за высокий профессионализм и мастерство работы в сложных условиях.

"Конкурс "PRужина общества" дал возможность пообщаться с коллегами по цеху, поделиться опытом реализации уникальных проектов, познакомится поближе, получить новый старт для творческих идей", – отметили его участники.

Как видим, российская глубинка богата примерами творческой, интересной работы в области связей с общественностью. Можно обратить внимание читателей на регулярно издаваемые сборники «50 лучших проектов национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник» (вышло уже четыре тома). Среди них значительное количество работ «без столичной прописки», с широкой географией- от Калининграда до Владивостока. Внимательное изучение проектов-победителей, удостоенных национальной премии, дополняет картину развития связей с общественностью в российских регионах.

Контрольные вопросы

1. Какие направления работы РАСО в регионах вы можете назвать?

2. Какие отделения и представительства РАСО действуют в настоящее время?

3. Какие региональные проекты РАСО вы можете выделить?

4. Почему проблемы имиджа территорий, городов приобрели актуальность?

5. Приведите примеры успешного формирования и продвижения имиджа городов.

6. Какие сайты в Интернете освещают проблемы региональных связей с общественностью?

7. Что обозначает название «Золотой кулик»?

8. Назовите омские проекты, удостоенные национальной премии в области общественных связей «Серебряный лучник».

9. Приведите примеры ярких и успешных PR-кампаний, осуществленных в вашем городе.

10. Какие сайты в Интернете посвящены вопросам регионального брендинга?

Список литературы

1. Арженовский И.В.Маркетинг регионов / И.В. Арженовский. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/ read/article/a56.htm 16 октября 2008 г.

2. Базылева Я.О. Формирование имиджа региона. Брошу все – уеду в Урюпинск! / Я.О. Базылева. – Режим доступа: http://www.mediastl.ru/articles_1.html
5 ноября 2008 г.

3. Дубровин С.И. Из чего складывается имидж Иркутской области / С.И. Ду­бровин. Режим доступа: http://dubrovin.irk.ru/modules/news/article.php?storyid=34 5 ноября 2008 г.

4. Очерки истории связей с общественностью. – СПб.: Роза мира, 2005.

5. Почекаев Р.Ю. История связей с общественностью / Р.Ю. Почекаев. – СПб.: Питер, 2007.

6. «50 лучших проектов национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник» 2001–2003. – М.: Изд-во ИМА-пресс, 2005.

7. Режим доступа: www.akos-icco.ru

8. Режим доступа: www.marketing.spb.ru

9. Режим доступа: www.4p.ru

10. Режим доступа: www.sovetnik.ru

11. Режим доступа: www.raso.ru

Глава 4. ОМСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ
СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ:
ДАТЫ, ФАКТЫ, ИМЕНА

Развитие связей с общественностью в Омском регионе находится в стадии исследования и требует детального изучения. Как показывает пройденный путь, за двадцать лет омские связи с общественностью заняли свое место в жизни политиков, власти, бизнеса. Наибольшее развитие получили PR в омских органах власти, значительно продвинулось PR-образование (пять вузов получили лицензии на подготовку специалистов по связям с общественностью). Именно вузы стали центрами инициатив по развитию связей с общественностью в регионе. При этом по ряду позиций омичи отстают от соседей- новосибирцев, томичей, где значительно больше PR-агенств, больше людей занято в этой отрасли.

Мы не ставим задачу – объяснить, почему сложилась такая ситуация. Наша цель на данном этапе – сбор фактов, отражающих значимые вехи в развитии PR- отрасли на омской земле. Мы стремились к объективности: изучали подшивки газет с 1990 года, материалы Интернета, брали интервью у известных экспертов. Частично мной были использованы материалы моих дипломников: с 1993 года я преподаю в вузах связи с общественностью, руковожу дипломными исследованиями.

Однако исчерпывающим этот труд пока назвать нельзя. Особенно сложно восстановить историю формирования омских корпоративных PR: сменились кадры, допуск к архивам предприятий – весьма хлопотное дело.

Так сложилась моя биография, что многое в омской истории PR связано с моим участием. Думаю, будет уместным и естественным в этой главе допускать жанр воспоминаний.

Будущим специалистам важно знать историю профессии на примере своего региона, чтобы умножать лучшие традиции, давать им новую жизнь.

Итак, даты, факты, имена.

За основу изложения взята периодизация развития российских связей с общественностью, предлагаемая в первой главе данного учебного пособия. Постараемся проследить, как отражались основные этапы развития российских PR в реалиях омской действительности.

1991 год (доинституциональный период). 1991 год ознаменовался созданием Центра гуманитарных, социально-экономических и политических исследований (сегодня он носит название ГЭПИЦентр-II) – первой самостоятельной коммерческой организацией, занимающейся проведением прикладных исследований по широкому спектру гуманитарных проблем. С этого времени вошел в историю омских PR Вадим Владиславович Дрягин.

Группа Вадима ДРЯГИНА сыграла немалую роль в выборной кампании 1990 года: она обеспечила избрание депутатом Верховного Совета Российской Федерации Владимира Исправникова. Когда он стал через два года в Москве председателем Высшего экономического совета, то привлек Дрягина в качестве эксперта. Так В.В. Дрягин принял участие в экспертизе различных экономических проектов, в том числе знаменитых «500 дней».

В октябре 1991 г. В.В. Дрягин избран председателем Омского движения “Гражданское согласие”, в июле 1994 г. вошел в состав Совета Омской областной организации Партии Консолидации. В 1997 г. вступил в Омский областной союз предпринимателей (ООСП), с 1998 г. – член координационного совета союза, с 1998 г. по январь 2010 г. – вице-президент ООСП.

Вадим Вячеславович Дрягин сегодня – один из авторитетных предпринимателей города, он привлекается в качестве эксперта при обсуждении проблем социально-политического развития региона и страны. Командой В.В. Дрягина были осуществлены сотни аналитических и консалтинговых проектов, проведено более тысячи исследований, осуществлялось консалтинговое сопровождение десятков избирательных кампаний.

Эта организация не позиционирует себя как PR-агентство, и сфера ее деятельности охватывает множество различных направлений. Однако без ГЭПИ-центра II говорить об омских PR не приходится.

Как видим, данный период в истории омских PR не богат событиями.

1992–1994 гг. (первичная институализация). Наверное, данный этап в развитии связей с общественностью в Омском регионе можно назвать просветительским. В столице, ряде крупных регионов действительно происходит институализация отрасли: создаются PR-агентства, формируются профессиональные ассоциации. В Омской области на первом плане оказалось просвещение.

Действительно, важно было как можно шире и полнее заниматься разъяснительной работой, дать верное понимание новой сферы деятельности, новой профессии. Но для осуществления этих задач необходимы базовые знания. Автору данного учебного пособия удалось пройти подготовку в одной из первых российских коммерческих школ «Паблик рилейшнз» (фирма «PR-консалтинг»), открывшейся в Москве. Основные дисциплины в ней вели С.С. Худяков,
К.В. Иванов, ставшие известными экспертами в области российских PR.

Полученные базовые знания, журналистский опыт, интерес к новой профессии позволили автору данного учебного пособия заняться активной просветительской деятельностью. В частности, в этот период было опубликовано не менее десяти различных статей, разъясняющих, что такое public relations, имидж, фирменный стиль и т.д. В основном они публиковались в российском еженедельнике «Деловая Сибирь» (автор работала здесь собкором «Деловой Сибири» по Омской и Тюменской областям). Появлялись статьи на эту тему и в местных газетах.

Полученные автором данного пособия базовые знания нашли применение на практике: в ходе работы советником по связям с общественностью Омской товарно-сырьевой биржи (совмещение с журналистикой), а также в процессе преподавания основ PR в бизнес-колледже «Омский торговый дом».

* В 1992 году в Омске с курсом лекций выступил Брайан Монтгомери – вице-президент Союза Международных выставок, президент фирмы «Эксибишен Консалтинг Лимитед» (Великобритания). Организовал это мероприятие директор коммерческой компании «Омская ярмарка» А. Куницкий. Мы, участники этого семинара, получили не только сертификаты о пройденном курсе, но и замечательный подарок – книгу «Выставки: планирование и дизайн. Руководство для деловых людей, дизайнеров, устроителей и участников выставок». Одним из авторов этого классического пособия является Б. Монтгомери. Книга на русском языке была издана в Новосибирске в 1991 году.

*В 1993 году выйдет из печати очень дорогая для автора данного учебного пособия книга «Репутация. Этикет. Бизнес». Первая часть называется «Об искусстве создания имиджа». Можно с уверенностью сказать, что это одна из первых работ, написанных по материалам российской практики PR (был использован опыт работы автора на Омской товарно-сырьевой бирже, а также впечатления от поездок по Сибири). Но особенно ценно предисловие к рукописи, которое написал основатель российских связей с общественностью, профессор МГИМО Александр Юрьевич Борисов. Вот что отмечает признанный мэтр российских PR: «Примечательно и отрадно, что одна из первых попыток рассказать нашему читателю простым и понятным языком о практике «паблик рилейшнз» предпринята на сибирской земле, обретшей новое дыхание с поворотом России к рынку и политическому плюрализму. Читатель найдет для себя много полезного, ознакомившись с этой работой…»

Инициатором и организатором некоммерческого издания был директор бизнес-колледжа «Омский торговый дом», молодой предприниматель Валерий Леонидович Фролов.

В том же 1993 году в администрации Омской области впервые введена должность «советник по связям с общественностью» (автора данного учебного пособия пригласили работать в этом качестве).

*1993 год – год выборов обеих палат Федерального собрания РФ. Одним из кандидатов в Совет Федерации был Л.К. Полежаев. В этот год Совет Федерации избирался прямым голосованием. Л.К. Полежаев был явным лидером предвыборного марафона. Среди руководителей того времени он выделялся прагматизмом, «неноменклатурностью», воплощал собой образ хозяйственника, на которого надеялся избиратель. Это во многом обеспечило ему победу на выборах. Команда у главы области подобралась сильная. Автором данного учебного пособия в ходе избирательной кампании был предложен ряд идей, которые были приняты и воплощены. Они интересны именно своей причастностью к PR-технологиям. Например, использование некоторых приемов в оформлении листовок: листовки Л.К. Полежаева выделялись среди других недорогой бумагой и специальным логотипом весеннего зеленого цвета. Дизайн был разработан известным сегодня специалистом Натальей Ивановной Ярох. Но особое впечатление произвело фото кандидата, где глава области запечатлен дома рядом с матерью Ефросиньей Ивановной. Стоило большого труда уговорить Л.К. Полежаева на эту съемку, ведь в те времена это была сенсация:
увидеть в прессе высокопоставленного чиновника в неформальной обстановке, с матерью за домашним самоваром. Реакция избирателя на публикацию этого фото была исключительно позитивная. Хотели люди в политике видеть человека. Так и работают PR…

*1994 год памятен тем, что Л.К. Полежаев поддержал идею, которая принесла добрые плоды. При администрации области открылись курсы по связям с общественностью (их вела автор данного учебного пособия). PR уже становились модным и востребованным явлением, а получить соответствующую подготовку в регионах было сложно: курсы и школы открывались только в Москве и Санкт-Петербурге. На курсы записались журналисты многотиражных газет, а также помощники депутатов и другие желающие. Для многих слушателей этих курсов PR скоро стали основной профессией.

Так, бывший сотрудник многотиражной газеты Людмила Тарасевич уже через год после окончания курсов вышла на рынок политконсалтинга, впоследствии стала известным политтехнологом, участвовала в федеральных и региональных избирательных кампаниях по стране и за рубежом. Особенно ярко проявился ее талант PR-специалиста в социальной сфере. Еще в 2003 году (раньше всех других российских городов) Омск объявил о российском Дне семьи – праздновании Дня православных святых Петра и Февронии. Это была идея, разработанная Л.Л. Тарасевич. В настоящее время Л.Л. Тарасевич много времени и сил отдает работе с будущими специалистами по связям с общественностью, преподает в Омском государственном техническом университете на кафедре философии и социальных коммуникаций (факультет гуманитарного образования), является обладателем профессионального сертификата РАСО.

Выпускница курсов, работавшая корреспондентом радио «Европа-плюс» Марина Федотова вскоре будет приглашена специалистом по работе со СМИ в Администрацию города, затем также перейдет на преподавательскую работу в ОмГТУ, будет готовить будущих специалистов по связям с общественностью, защитит кандидатскую диссертацию.

Сотрудник окружной многотиражной газеты Марина Лядова позже станет профессиональным специалистом и будет работать в информационных структурах органов власти окружного, городского и областного уровней.

*1994 год – ОО «Просвещение России». Группа единомышленников (среди которых много выпускников курсов по PR при администрации области) создает общественную организацию «Просвещение России» (аббревиатура – PR!), миссией которой объявлено распространение знаний о цивилизованных связях с общественностью. ОО «Просвещение России» проводит семинары, обсуждает доклады, организует дискуссии.

Как видим, данный этап в развитии связей с общественностью в Омске, действительно имеет просветительский характер.

1995–1999 гг. (вторичная институализация). 1995 год – это год выборов. На декабрь были назначены выборы в Государственную думу. На всех трех избирательных округах, на которые была разделена Омская область, работали политтехнологи (в основном из числа местных журналистов или партийных активистов), активно применялись распространенные в тот период в стране методы PR.

На это же время были назначены первые в истории Омского Прииртышья выборы губернатора. В них приняли участие 5 претендентов. Главой Администрации (Губернатором) Омской области был избран Л.К. Полежаев.

*В 1995 г. в Омске начал свою работу НСИАЦентр (Независимый социально-исследовательский аналитический центр). Центром проводился мониторинг областной прессы, социологические исследования. В начале 1996 г. НСИАЦентром была издана уже названная работа «Выборы: политические партии, пресса, избиратель 1988–1995 гг.». В 1998 –2000 гг. функционировал аналитический центр Омского обкома КПРФ, материалы которого активно использовались в работах исследователей, посвященных выборам 1998, 1999, 2000 гг.

Среди аналитических центров, изучающих Западную Сибирь и Омскую область, следует назвать широко известный «Гарвардский проект». Под его патронажем вышло в свет исследование «Омская область. Модель этнологического мониторинга», содержащая характеристики политических партий, результаты местных выборов и материалы по печатным СМИ региона.

*1995 год многим запомнился масштабным проектом ОО «Просвещение России». Ее активистам удалось найти партнера в лице Омского банковского клуба и объявить Всероссийский конкурс социальной рекламы «Человек человеку». По имеющейся у автора информации, это был первый в России конкурс социальной рекламы. К сожалению, когда новое явление становится модным в столице, про пионеров из провинции благополучно забывают. Наш конкурс вызвал отклик у авторов из разных городов, были работы даже из Киева. Всего поступило более 100 работ. Активно откликнулись омичи: известные фотохудожники Евгений Кармаев, Андрей Чистяков, а также члены Союза художников Сергей Александров, Андрей Машанов, воспитанники фотостудий, детских Домов творчества. В основном были представлены графические работы, макеты для печати. Они производили сильное впечатление своим гуманистическим зарядом, необычной откровенностью. Их решили представить массовому зрителю. Экспозиция разместилась в фойе регионального центра по связям с общественностью, затем демонстрировалась в холлах медицинского колледжа. Церемония чествования победителей проходила в ресторане «Клуб деловых людей».

*Как и в других регионах, относительно крупный бизнес в Омской области начинает создавать свои структуры по налаживанию коммуникаций с внешней средой. Так например, компания «Оша», которая из небольшого птицеводческого предприятия (1991 г.) к тому времени выросла в многопрофильную компанию, вышла на рынок алкогольной продукции. В 1995 году здесь создается отдел маркетинга, который занимается также рекламой и PR. Главной задачей отдела было – содействие сбыту продукции компании. Специалисты разрабатывали торговые марки, рекламные кампании, занимались организацией специальных событий, формирующих имидж компании. Например, турниры по мини-футболу, большому теннису на кубок компании «Оша». Уровень их проведения был высок и по достоинству оценен журналистами и общественностью.

*1996 год проходит в атмосфере политического противостояния команды Б.Н. Ельцина и его оппонентов, главным из которых является Г. Зюганов. Омский регион – зона сильного влияния КПРФ. В конечном итоге это проявилось в итогах голосования омских избирателей на выборах президента 16 июня 1996 года: Б. Ельцин получил 32,8 %, Г. Зюганов – 36,9 %.

*В 1996 году на страницах местных газет стали появляться публикации только что созданных пресс-служб (так, в «Коммерческих вестях» было опубликовано около десятка материалов). В первом номере 1996 года «КВ» рассказывает об историческом, можно сказать, событии. Государственная налоговая инспекция по г. Омску была создана еще в 1990 году. А вот первую пресс-конференцию провела спустя 6 лет! Причем налоговая инспекция не имела своей пресс-службы, встречу с журналистами для ее руководителей организовала информационно-аналитическая служба администрации города Омска. Примечательно, что в заметке рассказано о продолжении контактов: «…15 марта городская налоговая инспекция проводит День открытых дверей для прессы. …представителей СМИ приглашают на чашку чая в штаб-квартиру городской налоговой инспекции…, будет предоставлена возможность совершить экскурсию в районные инспекции и информационно-аналитический центр». Учитывая то, что деятельность властей, особенно финансовых структур, всегда была тайной за семью печатями, подобные шаги воспринимались как своего рода откровения.

*Не менее значим еще один факт, послуживший поводом для публикации в «КВ» (№ 37, 1996): «… впервые в Омске и впервые в Сибири состоялась защита дипломной работы с применением на практике методологии «Паблик рилейшнз» (связей с общественностью)». Материал в газете называется «Паблик рилейшнз» и не нуждается в защите. Но защита состоялась». Действительно, студентка экономического факультета ОмГУ Лариса Шлыкова выбрала для дипломного исследования тему о роли паблик рилейшнз в развитии АО «Силуэт». Директор этого предприятия Галина Павловна Кириленко осталась довольна результатами проведенной студенткой работы. Защита прошла успешно. По имеющейся у нас информации, это была первая защита выпускной квалификационной работы, связанной с PR.

Следует добавить, что за данным фактом просматривается еще один: впервые в учебную программу омского вуза был введен спецкурс «Основы PR», что и позволило студентке выбрать данную тему.

*В конце 1996 года было подписано постановление о создании комитета по связям с общественностью в Администрации города Омска. Автора данного учебного пособия пригласили возглавить комитет, фактически нужно было создавать его (прежде в мэрии была небольшая информационная служба). Основанием для такого предложения послужили факты биографии: полтора предыдущих года автор данного пособия работала фрилансером, участвовала в президентской избирательной кампании 1996 года в Самаре, в кампании по выборам губернатора Астраханской области, получила профессиональный опыт за счет совместной работы с очень квалифицированными PR-менеджерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: