Год – «Омск – наша надежда, забота, судьба»

Комитет по связям с общественностью администрации города в своей деятельности придерживается принципа открытости, стремится преодолеть отчужденность, завоевать большее доверие журналистов. Мэр города В.П. Рощупкин обладал редкими для руководителя качествами: он всегда охотно шел на контакт с журналистами, весьма терпимо относился к критике в свой адрес, часто помогал журналистам решать их бытовые вопросы.

В газете «Вечерний Омск» от 28 августа 1997 года опубликовано интервью, которое автор данного пособия давала как председатель комитета по связям с общественностью. Заголовок публикации – «Мы открыты для общения» –выражает позицию городской исполнительной власти того периода.

«Связь с общественностью – это не просто переговорный механизм» – так называлась корреспонденция о заседании коллегии администрации города Омска, на котором рассматривали работу по связям с общественностью департамента транспорта («КВ» № 13, 1997). Важный факт! Впервые спрос за связи с общественностью идет на уровне подразделения. Разговор состоялся содержательный. Суть его сводилась к тому, что связи с общественностью (с журналистами, с населением) нельзя приравнивать к «производственному» процессу. Нужна обратная связь органа власти и населения.

Своего рода «изюминкой» в деятельности вновь созданного комитета стало внедрение социальной рекламы в систему взаимодействия мэрии и населения. Важной задачей в тот период было развитие территориального общественного самоуправления, объединения активных горожан для решения насущных проблем по месту жительства. Мы исходили из того, что омичей следует сплотить идеями «местного патриотизма», любви к родному городу. Ведь только на основе позитива можно развивать созидательные проекты.

Комитетом по связям с общественностью были разработаны рекомендации по социальной рекламе, направлены в подразделения администрации города, СМИ, рекламные агентства, издательские центры. Главными темами социальной рекламы стали уникальность города Омска, личная причастность горожан к его судьбе, утверждение нравственных ценностей.

Предложения были встречены с интересом и пониманием, после чего появились творческие инициативные группы. Социальная реклама в Омске приобрела многообразие форм. На городском телеканале «Антенна-7» появилась творческая группа добровольцев, которой было создано несколько трогательных видеороликов о любви к родному городу. Программы на телеканале СТВ-3 сопровождались ненавязчивыми вставками социальной рекламы. Была организована серия передач «Бескорыстная реклама». Социальная реклама размещалась во многих омских газетах.

Особенно яркой и общедоступной была наружная социальная реклама. Общая атмосфера творчества, призыв к самовыражению в любви к родному Омску порождали новые формы. Так, студенты перенесли на заборы детские рисунки и свои собственные композиции. Социальная реклама была размещена на бортах общественного транспорта (в салонах автобусов и троллейбусов звучали профессионально записанные аудиоролики – песни об Омске, специально созданные тексты). Кроме того, на улицах города было размещено более 20 щитов социальной рекламы (некоторые из них сохранялись долгое время): «Омск – наша надежда, забота, судьба», «Делая добро другим, ты делаешь добро себе», «В чистом Омске – добрые люди». Все это было не совсем привычно, но многим нравилось и создавало особый эмоциональный фон.

«Серебряный лучник» – Омску! В 1997 году была учреждена национальная премия в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник». Московские коллеги, побывав в Омске, нашли удачным наш опыт и предложили участвовать в конкурсе. Приятной неожиданностью стало присуждение национальной премии комитету по связям с общественностью администрации г. Омска в номинации «Лучший PR-проект» («Методы PR в социальной политике мэрии»). Мэр Омска Валерий Рощупкин получал Диплом и статуэтку «Серебряного лучника» в торжественной обстановке в столице вместе с мэром Москвы Юрием Лужковым и советником президента РФ Сергеем Ястржемским (они получили данную премию по другим номинациям).

По возвращении с церемонии награждения автор данного пособия получила официальное письмо от В.П. Рощупкина: «Нашему городу присуждена национальная премия в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник». Это наша общая заслуга. Благодарю Вас за активное участие в реализации социальной политики мэрии. Признание открытости действий администрации обязывает к совершенствованию работы. Нам многое еще предстоит сделать, чтобы действия власти были близки и понятны людям. Чувство гордости за свой город, осознание уникальности Омска объединяют нас всех. Желаю Вам успехов и достижений во благо Омска и омичей».

Второй раз «Серебряный лучник» прибыл в Омск, благодаря PR-специа­лис­там Альфа-банка в 2002 году: был высоко оценен проект «Голландцы из Сибири (Передвижная выставка «Нидерландская живопись XVI–XX вв. из музеев Сибири»)».

*1998 год вошел в историю страны как высшая точка противостояния между губернаторами и органами местного самоуправления центров субъектов федерации (то есть городов, являющихся «столицами» краев и областей).

Почвой для противостояния послужило несовершенное законодательство по местному самоуправлению и отсутствие четкой позиции у президента и правительства по данному вопросу. Местное самоуправление было лишь продекларировано, не обеспечено финансами. Бюджеты регионов были в руках губернаторов, что ограничивало инициативу местного самоуправления.

Страна переживала глубокий социально-экономический кризис, усугубившийся августовским дефолтом. Росли долги по заработной плате, царила безработица, ученые и инженеры превращались в «челноков», в городах создавались комитеты протестных действий. Все эти события нашли отражение в деятельности PR-служб прежде всего региональных органов власти. Это было время, когда губернаторы осознали возможность укрепить свои позиции (можно было ругать федеральное руководство, включая президента, а также подвергать критике мэров городов – представить их виновниками всех переживаемых народом бед).

На этом фоне администрация г. Омска продемонстрировала максимальную открытость своей деятельности: каждый вторник в мэрии проходили пресс-конференции. Уникальный факт, аналога которому мы не нашли: в департаменте финансов Омской мэрии (традиционно самом «секретном» в органах власти) была введена должность пресс-секретаря. Журналистка Ирина Кудимова успешно справлялась с этой работой – представители СМИ всегда могли получить интересующую их информацию.

Если посмотреть подшивки местных газет того периода, можно увидеть, насколько тенденциозно были настроены губернаторские СМИ, критика действий городских властей являлась их главной темой, и на этом фоне: «Губернатор… продлил… увеличил… принял… предложил …обратился» (все слова выделены жирным шрифтом).

Следует заметить, что это был грамотный ход. У растерявшегося от нахлынувших проблем населения появилась потребность на кого-то опереться, на кого-то надеяться. Авторитет Б. Ельцина стремительно падал. Правительство надежд не оправдывало. Так что в сознании избирателя представить губернатора «надеждой и опорой» позволяла сама обстановка.

«Меловая война» и др. Осенью 1999 года на фоне этого противостояния проходят выборы мэра г. Омска. Против действующего мэра были применены широкомасштабные черные технологии, по тем временам для Сибири довольно редкие. Так, был выдвинут кандидат-«двойник» – некий А. Ращупкин. Далекий от политики человек, он числился завхозом в маленькой организации. Но его фамилия в бюллетене для голосования на выборах мэра стояла строчкой выше, чем фамилия действующего мэра. В итоге некоторые избиратели, не разобравшись, «голосовали» за завхоза… Такого рода прием, по мнению экспертов, обеспечивает 2–3 % голосов избирателей в пользу «двойника». Самым неожиданным было масштабное использование детского труда в грязных политических целях: в один из августовских дней все тротуары и площади Омска оказались исписаны мелом, суть надписей сводилась к хамству и грубым обвинениям в адрес действовавшего мэра. Для этой работы оппонентами В.П. Рощупкина были наняты десятки подростков, которым вручили мелки и заготовленные тексты надписей. Подобная «агитация» ничего, кроме возмущения, у горожан не вызвала. Несмотря на масштабное использование черных технологий,
В.П. Рощупкин победил, получив 61 % голосов избирателей. Явка на избирательные участки составила 51 %.

Но работать в условиях противостояния губернаторской команде было невозможно. Скоро федеральный центр помог разрешить ситуацию: В.П. Рощупкин был приглашен на работу в столицу.

*В декабре 1999 года проходят выборы в Государственную Думу РФ. На наш взгляд, в данной избирательной кампании примечательным является такой факт: на территориальном округе № 129 был активнейшим образом мобилизован административный ресурс, чтобы противостоять кандидату от левых сил О.Н. Смолину. Однако Олег Николаевич победил.

Из Омска вышла целая группа деятелей, заметных на общероссийском уровне: Сергей Бабурин, Владимир Исправников, Алексей Казанник, Олег Смолин, Александр Минжуренко. Почти все они выходцы из вузовской среды: А. Казанник и С. Бабурин – с юридического факультета университета, О. Смолин и А. Минжуренко – с исторического факультета педагогического института, В. Исправников – из Сибирского автомобильно-дорожного института. Начало их политической деятельности связано с неформальными организациями конца 1980-х, приход в большую политику – с выборами народных депутатов, на которых они победили. Своеобразным трамплином для современных политиков стали выборы в Государственную Думу.

Особого внимания заслуживает О.Н. Смолин. Он единственный, кто из названной «плеяды» остался в большой политике. Он один имеет столь феноменальный набор парламентского участия: 1990 – депутат Верховного Совета РФ, 1993 – депутат Совета Федерации РФ, 1995, 1999, 2003, 2007 – депутат Государственной Думы РФ.

Феномен О.Н. Смолина можно рассматривать как редкое в политике явление – его личность как бы излучает флюиды доверия. Никакой административный ресурс не смог этому противостоять. О.Н. Смолин чрезвычайно последователен в своих заявлениях и действиях. Наверное, это и есть основа доверия. Кроме того, он наделен незаурядным интеллектом, даром полемиста и оратора. Может, из всех политических фигур Омска О.Н. Смолин – единственный, кто действительно войдет в большую историю.

Команда О.Н. Смолина как группа единомышленников начала формироваться в феврале-марте 1990 г. на базе Омского государственного педагогического института (ныне ОмГПУ) во главе с доктором исторических наук, профессором В. Н. Худяковым (базой команды стал исторический факультет, который окончил Смолин). Все годы преподаватели и студенты ОмГПУ, выпускники этого вуза продолжают быть основой формирования штаба во время агитационных кампаний. Агитацией за О.Н. Смолина занимаются в большинстве работники образования и высшей школы, чьи интересы отстаивает политик. Это обеспечивает максимальную эффективность. Важно также то, что
О.Н. Смо­лин основные вопросы выносит на обсуждение команды, учитывает мнения своих помощников.

Команда О.Н. Смолина одной из первых стала публиковать в агитационных газетах и листовках полезные для граждан телефоны, разместила в своей газете телефоны и адреса приемных основных министерств РФ, органов соцзащиты, судебных инстанций. Календари с 2003 г. выпускаются с указанием номеров телефонов и адресов приемных О.Н. Смолина. С 1995 г. контакты со СМИ в группе обеспечивает доцент ОмГТУ М.Т.Когут. Регулярно появляются передачи по радио и телевиденью, снято несколько документальных публицистических фильмов о деятельности О.Н. Смолина. В 1995 г. он издал «Отчет депутата», который впоследствии трансформировался из газетного формата в брошюру объемом свыше 200 страниц. Были сделаны адресные листовки учителям и родителям, рабочим, селянам, студентам, ветеранам, инвалидам. Опыт работы команды О.Н. Смолина заслуживает отдельного изучения, потому что это одна из интереснейших страниц развития омских связей с общественностью.

*1999 год является одной из вех в становлении и развитии профессии PR в Омске: на факультете гуманитарного образования Омского государственного технического университета состоялся первый набор студентов на специальность «Связи с общественностью». В то же время состоялась презентация специальности. ОмГТУ первым в городе получил лицензию на подготовку специалистов по связям с общественностью. В этом заслуга профессора В.О. Бернацкого и его молодой коллеги Н.И. Мартишиной.

Рождение «ПаРи». Само название этой организации за десять лет стало брендом местного значения. Начиналось все как педагогический эксперимент: самые активные студенты первого набора будущих PR-специалистов объединились в общественную организацию (без образования юрлица). Дата учредительного собрания – 15 марта 2000 года. Название «ПаРи» придумал один из лидеров – Виталий Доля. Руководство факультета проявило мудрость, увидело перспективу задуманного и выделило для «ПаРи» помещение с мебелью и оргтехникой. С тех пор у студентов специальности «Связи с общественностью» ОмГТУ есть своя творческая площадка для дополнительного обучения, для отработки практических навыков будущей профессии.

Миссией «ПаРи» было заявлено содействие гуманизации общественных отношений, содействие формированию основ гражданского общества. Главным принципом деятельности стало применение знаний по цивилизованным PR на практике, противодействие распространению черных технологий.

Организация «ПаРи» заняла достойное место в третьем секторе Омской области. Реализованы десятки социальных проектов. В основном, это различные формы партнерства с организациями третьего сектора, которые не имеют средств или специалистов для PR-обеспечения своей деятельности. Именно на площадке «ПаРи» рождались идеи и проекты, которые затем получили профессиональное признание. Члены «ПаРи» являются победителями всероссийских и региональных творческих конкурсов. Активно взаимодействует «ПаРи» с Центром поддержки общественных инициатив, участвует в ежегодных Благотворительных сезонах. Значительную роль играет «ПаРи» в развитии основ вузовского самоуправления. В «ПаРи» регулярно проходят дискуссии, тренинги, обсуждаются вопросы, связанные с развитием PR в регионе и этические нормы будущей профессии.

Деятельность «ПаРи» освещается местными СМИ. Активисты «ПаРи» дружат с журналистами.

*К этому времени во многих крупных коммерческих структурах Омска появились собственные PR-специалисты. В МУП «Водоканал» вводится должность специалиста по связям с общественностью. Одним из первых создает свою структуру – Центр связей с общественностью и рекламы – старейший Омский банк – Омскпромстройбанк. Надо заметить, работа над его имиджем и имиждем его руководителя В.Н. Степанова осуществляется системно, многопланово.

*2001 год. Объявлен Всероссийский конкурс PR-публицистики. Конкурсная работа под названием «Превратим черный PR в черный пепел», выполненная студентом третьего курса ОмГТУ специальности «Связи с общественностью» Виталием Доля, заняла первое место.

Новая газета – «ПаРилка». Сначала выпускался информационный бюллетень студенческой общественной организации «ПаРи» (отсюда и название). Компания в «ПаРи» оказалась творческая, решили создать настоящую газету. Активистам «ПаРи» было необходимо свое издание, где бы они могли творить, проявлять себя в написании текстов, информировать общественность факультета и администрацию вуза о деятельности организации, обсуждать проблемы PR. Пробный номер газеты вышел в мае 2001 года.

Яркий период в жизни газеты начался во втором семестре 2003–2004 учебного года. С этого момента газета издается за счет средств кафедры философии и социальных коммуникаций ОмГТУ. Постепенно количество полос газеты росло, тираж увеличивался. В настоящее время газета, как правило, выходит на 10–12 полосах, тиражом 500 экз., печатается на офсете. «ПаРилку» знают не только в Омске, но и в Алтайском крае, в Новосибирске, Иркутске, Екатеринбурге, Воронеже, Москве. В ней публиковали эксклюзивные интервью такие корифеи российских PR, как Алексей Ситников, Марина Шишкина, Алексей Чумиков, Марина Шилина.

Над созданием газеты трудится около 15 человек. Внештатными авторами «ПаРилки» являются многие преподаватели и выпускники ОмГТУ.

*В октябре 2001 года ОО "ПаРи" приступила к реализации нового внеучебного проекта, инициированного и разработанного студентами 1–3 курсов. Была выявлена проблема: в омских СМИ практически не освещается жизнь вузов. Родилась идея создания межвузовского агентства студенческой информации. Получив одобрение экспертов, инициативная группа приступила к подготовке и реализации проекта.

11 октября 2001 года состоялось первое собрание сотрудников «ПаРи-информ». Удалось собрать представителей всех основных вузов Омска. Были определены концепция проекта, его цели и задачи, название рубрик и источники информации. Также была разработана «Памятка для корреспондента «ПаРи-информ».

Концепция «ПаРи-информ» уникальна для Западно-Сибирского региона России, особенно для Омска. Прежде всего, это студенческая инициатива и реально осуществленный самими студентами проект. Еженедельный бюллетень, который распространялся по омским СМИ, рассказывал с позиций студентов о разных сторонах жизни вузов. Прекрасным организатором проявила себя третьекурсница ФГО ОмГТУ Дарья Двоенко (Бизюкова). Впоследствии она уедет в Москву, где по сей день успешно реализует себя в полученной профессии.

Однако омские журналисты отнеслись к затее студентов очень жестко. Отказывались публиковать материалы под разными предлогами. Кто-то высмеивал «мелкоту» информационных поводов, кто-то иронизировал по поводу стиля заметок… Спустя десять лет, анализируя выпуски бюллетеня «ПаРи-информ», можно увидеть: в них ощущается жизнь вузов именно такой, какой ее видят и чувствуют сами студенты. Увы, среди омских журналистов тогда не нашлось желающих поддержать или усовершенствовать инициативу студентов. Просуществовав до конца учебного года, агентство «ПаРи-информ» прекратило свою работу.

Проект представляет ценность как методическая разработка, которая может быть использована как в учебных, так и практических целях.

*В марте 2002 г. в крупной энергетической компании «Омскэнерго» распоряжением Генерального директора А.В. Антропенко создается отдел по связям с общественностью. Перед ним ставится задача – стать современной службой, отражающей информационную политику «Омскэнерго». Вводится система мониторинга СМИ, идет работа на перспективу, разрабатываются креативные акции.

Отделом готовится корпоративная телепрограмма «Вестник энергетики» (телеканал «Агава»), выпускается корпоративная газета «Энергия», создаются радиопрограммы.

По итогам 2002 г. работа отдела по связям с общественностью «Омскэнерго» была признана лучшей в системе РАО «ЕЭС России». С 2002 по 2007 гг. отдел возглавлял Иван Кухаренко.

2003 год. Митинг против войны в Ираке. Впервые деятельность студенческой организации «ПаРи» получила широкий общественный резонанс: активистами «ПаРи» был организован митинг против развязанной США войны в Ираке. Все получилось серьезно. Митинг прошел на Зеленом острове, в нем приняли участие представители местных политических партий. Актуальность темы дала о себе знать – мероприятие нашумело, о нем вышло множество публикаций в СМИ.

*Еще одним важным событием для развития СО в Омске стало проведение первого регионального тура Открытого Всероссийского Конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью «Хрустальный Апельсин». Организацию регионального тура взяло на себя агентство «Стратегия», в услуги которого в то время входило PR-сопровождение.

Конкурсная работа омичей Влада Бизюкова и Дарьи Двоенко под научным руководством преподавателя ОмГТУ Тарасевич Л.Л., посвященная технологии организации нового российского праздника, Дня памяти Святых Петра и Февронии, не только победила в региональном туре, но и вошла в шорт-лист Всероссийского конкурса в разделе «СО в социальной сфере», о чем сообщили омские СМИ (публикация в «Комсомольской правде» от 14 февраля 2003 г.). Начиная с 2003 года по инициативе студентов ОмГТУ, будущих специалистов по связям с общественностью, 8 июля в Омске отмечают как День Святых Петра и Февронии, покровителей российских влюбленных.

2003 г. 24 февраля в Омске впервые отмечался новый профессиональный праздник – День политконсультанта. Омск присоединился к проведению «Дня политконсультанта», когда празднику уже был присвоен международный статус. В этот год его отмечали в двадцати российских городах. Омск влился в число «продвинутых» городов: Москва, Нижний Новгород, Ставрополь, Новосибирск, Барнаул, Пермь, Ульяновск, Екатеринбург и др. Цель нового праздника – консолидация представителей профессионального сообщества с участниками политического процесса и журналистами на основах этических стандартов и цивилизованных PR.

В нашем городе праздник проходил под девизом «Молодежь за честные и чистые выборы!» и был посвящен предстоящим выборам в Госдуму РФ. Инициаторами проведения Дня политконсультанта в Омске стали практики PR, работающие на факультете гуманитарного образования Омского государственного технического университета (ФГО ОмГТУ), где осуществляется подготовка специалистов по PR. Значительную часть подготовительной работы взяла на себя группа студентов ФГО ОмГТУ – научное студенческое общество «ПаРи».

Перед студентами выступили почетные гости: депутат ЗСОО И.В. Петров, депутаты Омского городского Совета В.В. Двораковский и И.В. Михеев. Затем состоялись конкурсы, в которых приняли участие команды от четырех вузов города. В эстрадно-КВНовской традиции студенты показали номера-приветствия, где обыгрывали тему выборов, в натуральном виде вешали лапшу на уши «электората», взывали к сочувствию от имени настрадавшегося от черных манипуляций полииттехнолога. Конкурс политического плаката показал, что студенты имеют представление о профессиональных основах этой работы. Особенно грамотно были выполнены плакаты студентов ФГО ОмГТУ. Самым трудным был конкурс, в котором предлагалось участие в политических дебатах на тему «Если я стану депутатом, как я повлияю на перспективы развития региона».

* 2003 г. В Омске продемонстрировали эффективность «инженерии событий». Чтобы сделать известной фирму, дать ее главе дорогу в политику, была реализована PR-идея: сшили очень большой мешок, чтобы занести его как изготовленный корпорацией «Агро-Траст» в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире. Говорят, на его изготовление ушло больше полутора месяцев, но самым трудным оказалось не изготовление мешка-рекордсмена, а его доставка в Омск для регистрации рекорда. Скатанный валиком мешок три часа везли на длинномерных грузовиках из Кормиловки. На плетение мешка размером 96´58 м ушло 1,2 т полипропилена, было изготовлено 1564 км нити. Площадь готового полотна составила 5,28 кв. м, а вес – 1,475 т. Готовое изделие заняло чуть не все поле стадиона «Авангард». На официальное измерение мешка, претендующего на включение в Книгу рекордов Гиннесса, пришли посмотреть несколько тысяч горожан, а в числе почетных гостей были представители администрации области, города и областного Союза предпринимателей.

Сразу после регистрации мирового рекорда мешок был размещен под сводами крупнейшего в Омске торгово-выставочного комплекса “Континент”. Началась акция «Распишись за свой город. Оставь свой след в истории». Каждый желающий мог оставить на мешке свой автограф со словами-пожеланиями в адрес родных, друзей и даже самому себе. “Свой след в истории” успели запечатлеть около ста тысяч омичей и многочисленных гостей из других краев и областей, а также из ближнего и дальнего зарубежья.

Этот примечательный факт показывает, как креативная идея, реализованная профессионалами в сфере связей с общественностью, позволяет компании и ее лидеру добиваться поставленных целей.

2003 году в Омске появился первый Сертификат профессиональной квалификации в области связей с общественностью. Так освещалось это событие на ленте информационного агентства ПАН-Омск:

«Профессиональная сертификация в области "паблик рилейшнз" (связей с общественностью) в России началась в 2000 году. Решение о выдаче сертификата принимает комитет Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО) на основе оценочной таблицы. Как сообщили "ДО-инфо" в общественной организации ПАРИ, первой среди омских пиарщиков профессиональный сертификат получит Галина Татаринова. Вручение ей свидетельства о профессионализме в сфере связей с общественностью произойдет в Москве. А 5 июня на церемонии в гостинице "Россия" ей вручат еще одну престижную награду. Как сообщается в телеграмме вице-мэра столицы, президента Российской муниципальной Академии Валерия Шанцева, Галина Татаринова стала лауреатом Всероссийского конкурса "Лучший муниципальный служащий России". Так были оценены ее книги и статьи по связям с общественностью в муниципальной сфере.

Галина Татаринова – признанный "первооткрыватель" PR: она начала заниматься этой новой профессией еще в 1992 году, а уже через год выпустила свою первую книгу. По ее статьям и брошюрам учились многие не только омские специалисты. Технологии, внедренные ею в годы работы в администрации области и мэрии Омска, работают до сих пор. Уйдя из структур власти, Галина Татаринова не может пожаловаться на невостребованность: ее часто приглашают в другие города как PR-консультанта или для участия в избирательных кампаниях разного уровня. Кроме того, Галина Николаевна все эти годы не прерывала преподавательской деятельности и сейчас является доцентом кафедры философии и социальных коммуникаций Омского государственного технического университета».

Через два года Сертификаты профессиональной квалификации в области связей с общественностью получат Людмила Тарасевич и один из выпускников ОмГТУ – Виталий Доля.

*2004 год. Состоялся первый выпуск специалистов по связям с общественностью (ФГО ОмГТУ).

*22 кандидата в мэры. 2005 год – выборы мэра г. Омска. На этот раз они обернулись политической сенсацией. Сразу 22 работника местного производственного объединения "Радиозавод им. А.С. Попова" были зарегистрированы городской избирательной комиссией … кандидатами в мэры Омска.

Пресс-служба радиозавода разъяснила, что у коллектива предприятия есть твердая убежденность в том, что мэр города должен не избираться, а назначаться. "Мы считаем, – говорится в заявлении пресс-службы, – что голосование за любого из кандидатов – работников завода – будет означать поддержку омичами идеи проведения референдума о назначении мэра Омска. Организаторы этой акции считают, что интерес населения к выборам мэра значительно снизился при сохранении высоких затрат на их проведение. Генеральный директор завода Иван Поляков подчеркнул, что в соответствии с действующим в Омской области законом порог явки избирателей в 20 процентов позволяет считать любого избранного мэра легитимным лишь условно. Назначенный же глава города при любых обстоятельствах будет нести персональную ответственность за все, что происходит в Омске. Оригинальная форма изъявления своей политической воли вызвала у горожан и элиты много разговоров, но ни во что серьезное не вылилась. Сама идея назначения мэра широкой поддержки не получила. Действующий мэр Виктор Шрейдер был вновь избран главой города.

*24 февраля 2005 года Омск уже в третий раз принял участие в праздновании «Международного Дня Политконсультанта». В прежние годы организатором события в Омске была общественная организация «ПаРи» и факультет гуманитарного образования ОмГТУ. В 2005 году организаторами события выступили Региональное Агентство Системного Анализа (РАСА), Рейтинговое агентство «Бизнес – курс» издательского дома «ТРИЭС», общественная организация «ПаРи», факультет гуманитарного образования Омского государственного технического университета.

В актовом зале ОмГТУ прошла деловая игра для студентов омских вузов на тему: «Каким должен и не должен быть мэр?». Студенты в сценической форме отразили свое понимание темы, была затронута реальная жизнь города. Строгое жюри определило победителей.

Здесь же прошла презентация Кодекса учебной и профессиональной этики студента специальности «Связи с общественностью», которую подготовила общественная организация РАССО-ОмГТУ (университетский филиал Российской Ассоциации студентов, обучающихся связям с общественностью). Кодекс, отражающий принципы профессиональных отношений, был принят студентами.

В программе празднования Дня Политконсультанта в Омске прошли мастер-классы. Делились своим опытом со студентами специалисты-практики PR: В. Дрягин (тема: «Политический брендинг»), А. Коротенко (тема: «Российская национальная школа политконсалтинга»), Е. Брейтенбихер (тема: «Функция СМИ в избирательной кампании»), В. Корб (тема: «Интернет-технологии в избирательной кампании»), С. Цитренко (тема: «Психотехнологии и психопрактики в избирательных кампаниях»).

Празднование Дня Политконсультанта становится доброй традицией в Омске.

· В мае 2005 года в ОмГТУ состоялась научно-практическая конференция «Связи с общественностью в российских регионах». Кроме омичей участвовали докладчики из других городов: Иркутск, Красноярск, Барнаул. Разговор получился полезный. Он объединил как представителей вузов, так и практиков PR.

*Региональный тур конкурса «Хрустальный Апельсин» в 2005 году прошел под эгидой Центра «Помоги советом». Директор конкурса, Виталий Доля, смог сделать из «апельсина» настоящее событие городского масштаба. Было представлено 25 работ студентов, обучающихся на специальности «Связи с общественностью» (ОмГУ, ОмГТУ, ОмГУПС и ОмГПУ).

· Последний сентябрьский день 2005 года положил начало занятиям в Школе молодого политика. Этот учебный год – второй в истории Школы, созданной по инициативе Губернатора, Председателя Правительства Омской области Л.К. Полежаева в сентябре 2005 года. Ее главная задача заключается в подготовке резерва управленческих кадров – молодых политиков, способных принимать деятельное участие в общественно-политической жизни Омской области. Средний возраст слушателей Школы молодого политика – 26–28 лет. В их число, как и в прошлом году, вошли студенты, аспиранты, молодые сотрудники различных омских организаций. Для работы со слушателями приглашены высококвалифицированные учёные и политики Омска, Москвы и Новосибирска. Экспертами выступят представители властных структур, учёные и специалисты вузов г. Омска, общественные деятели. По словам руководителя проекта Н.И. Рыжовой, которая одновременно исполняет обязанности начальника сектора по взаимодействию с политическими партиями и общественными объединениями Главного организационно-кадрового управления Омской области, первые тридцать выпускников, получившие свидетельства об окончании Школы, являются активными участниками общественной и политической жизни на местах.

· 2006 г. 100-летие «Декларации принципов» Айви Ли.

Изучающие историю PR хорошо знают дату – 1906 год, когда была опубликована «Декларации принципов» Айви Ли. С этого факта принято отсчитывать начало цивилизованных PR. Жаль, что наше профессиональное сообщество не использовало этот повод для широкой просветительской кампании. Однако отрадно, что в Омске именно этот год оказался богатым на события в сфере PR.

*26 января на заседании Избирательной комиссии Омской области утвержден Сводный план действий по правовому обучению избирателей и повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов в Омской области на 2006 год. Одно из главных направлений, предполагающее значительно повысить активность работы, – взаимодействие со СМИ. По насыщенности мероприятиями, объему обязательств и задач сотрудничество станет еще более тесным.

Среди намеченных мероприятий – организация семинаров для журналистов, специализирующихся на освещении избирательных кампаний, а также проведение областного конкурса на лучший материал в СМИ, освещающий выборы, референдумы и вопросы избирательного законодательства в 2006 году. Это творческое состязание проводится Избирательной комиссией ежегодно, но отныне к участию в нем, помимо редакций печатных СМИ, приглашены коллективы радио- и телекомпаний Омской области.

· «Привилегия».

Важнейшим событием 2006 года можно считать рождение первой омской Ассоциации специалистов по связям с общественностью «Привилегия». Это инициатива выпускников ФГО ОмГТУ Полины Левицкой, Настасьи Сабиржановой, Игоря Комиссарова, Светланы Бетхер. Сегодня Ассоциация объединяет руководителей PR-подразделений и специалистов организаций различных сфер деятельности, в частности: Омский областной союз предпринимателей, Омский региональный бизнес-инкубатор, группа компаний «Партнер-Омск», некоммерческое партнерство «Марафон» (Сибирский международный марафон), Омский филиал ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Омское ипотечное агентство», ООО «Новолит», ЗАО «ПИРС», омское отделение Западно-Сибирского банка Сбербанк России, ЗАО «Банк «Интеза», Омский государственный институт путей сообщения, Омский государственный технический университет и др.

Приведем выдержки из отчета о работе Ассоциации «Привилегия». Казалось бы, отчет – не самый выразительный жанр. Но приведенные в нем факты, имена дают конкретное и емкое представление о персонах, организациях, вовлеченных в работу профессионального сообщества.

«Организация и проведение заседаний PR-клуба.

Приведем описание некоторых наиболее популярных (по мнению участников) заседаний.

Тема: «Зачем журналисту PR-специалист?»

Цели проведения: обсуждение проблемных вопросов взаимодействия PR-специалистов и журналистов в регионе, выявление региональной специфики деятельности PR-специалистов и СМИ, выработка общих принципов конструктивной работы, налаживание диалога.

Спикеры: Ворохоб Наталья, главный редактор журнала «Бизнес Курс»; Тренкина Елена, советник генерального директора по связям с общественностью Ассоциации содействия развитию промышленных предприятий «Партнер-Омск».

Тема: «HR и PR: корпоративная культура или корпоративная тюрьма?»

Цели проведения: обсуждение методов построение корпоративной культуры на омских предприятиях, разграничение функций и зон ответственности между специалистами по PR и HR.

Спикеры: Старовойтова Наталья, начальник сектора по связям с общественностью Омского филиала ОАО «Сибирьтелеком»; Ярошевич Игорь, заместитель директора по правовым вопросам и корпоративному управлению – начальник департамента управления персоналом ОАО «Омскэнерго»; Антонова Ирина, управляющая дирекцией по HR корпорации «Партнер-Омск».

Тема: «Информационный повод в регионе – мышеловка для журналиста или капкан для PR-специалиста?»

Цели и задачи проведения: обсуждение информационных потребностей федеральных и региональных СМИ, определение критериев удачного информационного повода в регионе, выявление рыночных тенденций медиа-бизнеса и «СМИ-однодневки», развитие новых коммуникационных технологий.

Спикеры: Бочаров Михаил, заместитель генерального директора PR-агент­т­ва «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг» (г. Москва); Гундарин Михаил Вячеславович, заведующий отделением связей с общественностью Алтайского государственного университета, руководитель Центра социальных технологий (г. Барнаул); Миронова Юлия, руководитель PR-проекта
«6 СОТОК: культура загородной жизни» (г. Сургут); Комиссаров Игорь, ведущий PR-специалист ООО «Сибирский деликатес» (г. Омск).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: