Опросник «Стратегии педагогического общения»


Цель: выявить стратегию педагогического общения учителя

Оборудование: бланк с текстом методики, карандаш или ручка.

Ход методики: Испытуемому выдается бланк с текстом. Учителей просят подписать бланк. Им читают инструкцию и отвечают на возникающие у них вопросы. Время проведения не ограничено. После получения данных, их обрабатывают и на основе полученной информации делают выводы о ведущем стиле педагогического общения данного учителя.
Инструкция: Вам будет предложен ряд вопросов, касающихся Ваших предпочтений в построении взаимоотношений с людьми. Нам кажется, что Вам будет полезно узнать положительные и, особенно, отрицательные характеристики этих отношений. Поэтому мы ждем от ВАС положительного отношения к процедуре и откровенных ответов на поставленные вопросы. Полученная информация не станет достоянием посторонних лиц и будут обсуждена лично лишь с участником эксперимента.

Опросник построен в форме утверждений. Если утверждения соответствуют Вам хоть в малейшей степени, то Вы ставите "+" против номера данного утверждения на отдельном листочке. Если данная характеристика Вам не соответствует, то ставите "-".

Обработка: Если по шкале "Лжи" испытуемый набрал более 4-х баллов, то можно говорить о неискренности в ответах, а результаты диагностики считать недействительными.

За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл.

Шкала Низкие Ниже среднего Выше среднего Высокие
Контакт 0 – 9 баллов 10 – 12 баллов 13 –15 баллов 16 – 33 баллов
Обратная связь 0 – 23 баллов 24 – 25 баллов 26 – 27 баллов 28 – 33 баллов


Ключ к опроснику:

Шкала "КОНТАКТ":
+:1, 6, 8, 16, 18, 23, 25, 28, 32, 44, 58, 62, 66, 74;
-: 3,10,12,14,20,30,35,37,39,42,47,49,51,54,56,59,65,67,73.

Шкала "ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ":
+:5,7,9,11,17,19,24,26,33,41,43,45,48,50,55,57,61,63,68,69,70,72,75;
-: 2, 4, 13, 15, 21, 29, 31, 36, 38, 52.

Шкала ЛЖИ:
+22, 27, 34, 40, 46, 53, 60, 64, 71.

Примечание: использовался метод квартильного деления.

Если испытуемый набрал по шкале "Контакта" 13 баллов и более, а по шкале "Обратной связи" - 26 баллов и более, то ему соответствует стратегия общения – "Арена"; Демократический.

Если испытуемый набрал по шкале "Контакта" 12 баллов и меньше, а по шкале "Обратной связи" - 26 баллов и более, то ему приписывается стратегия общения – "Фасад"; Авторитарный.

Если испытуемый набрал по шкале "Контакта" 13 баллов и более, а по шкале "Обратной связи" - 25 баллов и меньше, то испытуемому соответствует стратегия общения "Слепая зона"; Попустительский.

Бланк


Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом “+”, если можете с ними согласиться, и символом “-“, если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?

2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?

3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?

4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом?

5. Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?

6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?

7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?

9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?

10. Часто ли удается вам удачно пошутить в ходе урока?

11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей?

12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление) среди учащихся?

13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин.), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?

14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание учащихся?

15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?

16. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения нового материала задавали вопросы учащиеся?

17. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?

18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?

19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?

20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?

21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?

22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?

23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?

24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?

25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшим настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день еще раз?

Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

Приложение 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: