Л. Н. Толстого

26 мая в доме Чертковых, в Лефортовском пер., в Москве, состоялось свидание части членов делегации английских рабочих, прибывшей для ознакомления с условиями жизни Советской России, с группой друзей и единомышленников Л. Н. Толстого.

Из членов английской делегации присутствовали: Клиффорд Аллен (представитель Независимой Рабочей партии), Бертран Россель и мистрисс Сноуден, жена рабочего, известного английского парламентского деятеля, интересующаяся особенно постановкой дела детского воспитания в России.

Из друзей и единомышленников Л. Н. Толстого присутствовали: В.Г. Чертков, А. К. Черткова, П. И. и П. Н. Бирюковы, A. П. Сергеенко, В. Ф. Булгаков, В. А. Молочников, К. С. Шохор-Троцкий, М. В. Муратов, И. Н. Колосков и др.

Английские гости приехали на автомобиле, в сопровождении итальянского корреспондента Артуро Каппа, также изучающего Советскую Россию, и еще одного лица, сопровождающего делегацию по поручению Советского правительства.

Встреча с англичанами носила самый сердечный характер, в виду того, что как Клиффорд Аллен, так и Б. Россель хорошо известны были собравшимся в доме Чертковых в качестве убежденных антимилитаристов. К. Аллен, письмо которого к Ллойд-Джоржу напечатано по русски в "Ежегоднике О. И. С. за 1918--1920 г.", три или четыре раза отказывался в Англии от воинской повинности и сидел в тюрьме в самых ужасных условиях. Б. Россель прочел в Англии ряд лекций против войны и также подвергался тюремному заключению.

Беседа началась с того, что когда англичанам представили, в числе других, "главу течения трезвенников" И. Н. Колоскова, то они заинтересовались этим течением, и В. Г. Чертков довольно подробно должен был рассказать англичанам о трезвеннической коммуне.

-- Каковы основные положения вашего мировоззрения? -- спросили англичане у И. Н. Колоскова.

-- В настоящее время я разделяю мировоззрение Л. Н. Толстого.

Англичане поинтересовались, были-ли среди трезвенников отказы от воинской повинности, и, узнав, что были, как при царском строе, так и после, стали расспрашивать об отказах от воинской повинности вообще. Им рассказали подробно о декрете Совнаркома от 4 января 1919 г., о деятельности Об'единенного Совета Религиозных Общин и Групп, об экспертизе Совета по вопросу искренности отказавшихся, о позднейших урезываниях значения декрета специальными циркулярами правительства, о том, как протекают дела об отказах в Народных Судах в Москве и в провинции, наконец -- о преследовании отказавшихся, расстрелах и т. д.

В свою очередь Кл. Аллен сообщил, что в Англии за время мировой войны было 30000 отказов от военной службы, из них 6000 -- без согласия на замену этой службы какими бы то ни было обязательными работами. Эти 6000 человек содержались в тюрьмах.

Кл. Аллену задан был вопрос: справедливо-ли было напечатано в одной советской газете, будто бы он сказал в одной речи, что хотя он и отказывался от военной службы в Англии, но он пошел бы служить в Красной Армии. Кл. Аллен заявил, что он этого не говорил. Ему были приписаны слова, сказанные другим членом делегации. Он написал по этому поводу опровержение в газеты, но не знает, было-ли оно напечатано. Кл. Аллен, по его словам, является противником военной службы в какой бы то ни было форме. "Правда, -- сказал он, -- для меня является сложным вопросом, как должно поступать Советское правительство по отношению к полякам, начавшим настоящую войну, но все-таки, если бы я был русским и желал помочь Советскому правительству, то я не пошел бы на войну, а помогал бы Советской власти в другой области, -- например, в экономической".

От воинской повинности разговор перешел к трудовой повинности и к отказам от нее. Англичане очень этим вопросом интересовались. Им рассказали о случаях отказов от трудовой повинности и сообщили, что собравшиеся отрицательно относятся к ней. Говорилось, что только добровольный труд имеет нравственную, да и практическую тоже, ценность.

Стали говорить о применении трудовой повинности в крестьянстве и затем перешли вообще к положению крестьянства, которое большинством присутствующих обрисовано было как крайне тяжелое и безотрадное, при том не только с материальной, но и с моральной стороны.

Коснувшись земельного вопроса, присутствующие отметили то катастрофическое положение, к которому приходит сельское хозяйство, основанное на принудительных методах. Крестьянин старается обрабатывать как можно меньше земли, только для себя. Принятой теперь системе земледелия некоторые из присутствовавших противопоставили систему "единого налога" Генри Джорджа, при пользовании которой освобождение земли от частной собственности совершается не насильственным, а мирным путем, при чем интенсивность труда земледельца не понижается, а повышается.

Говорили об отсутствии индивидуальной свободы при нынешней режиме, об отсутствии свободы слова, о монополизации сочинений Толстого, составлявших, согласно завещанию автора, общенародную собственность, о невозможности жить в России, не находясь на государственной службе и не подвергаясь в своей деятельности известному давлению со стороны правительства, об "огосударствлении" кооперации и т. д.

-- 23 --

-- Мы не имеем оснований жаловаться на установившийся режим, -- говорили присутствующие, -- потому что мы лично, скорее, не потеряли, а выиграли от революции. Если же мы указываем не известные недостатки Советской власти, то потому, что отсюда можно вывести ценные духовные уроки. Недоброжелательства к большевикам, как к людям, у нас ни у кого нет. Мы держимся правила Толстого: "Ненавидь дурное в человеке, а самого человека люби". Нет у нас и никаких оснований желать возвращения старого режима. Но то, что мы говорим о теперешней жизни России, вытекает из нашего общего убеждения, что никакой внешний режим сам по себе не может дать людям счастливого устройства жизни. Необходимость работы каждого человека над самим собой остается всегда в полной силе. Отсюда вытекает и то, что внутреннее достоинство человека, как такового, не должно нарушаться и оскорбляться никем, ни под каким предлогом, и что человек никогда не может быть средством к достижению каких бы то ни было целей, а только -- самодовлеющей целью...

Англичане спросили, как смотрят единомышленники Толстого на вопрос о блокаде и считают-ли они, что снятие блокады улучшит положение России?

-- Это вопрос очень сложный, который требует ответа специалистов, -- ответил один из присутствующих, -- а мы, как не специалисты, не можем его решить. Но мы, во всяком случае, думаем, что если нам будут делать добро, то из этого добра ничего, кроме добра, выйти, не может.

В связи с этим вопросом о международных отношениях, англичанам указано было на ту "наилучшую форму интернационализма", которая заключается в разнообразных мирных отношениях между народами, вне политики. Например, английские квакеры находили возможным, отнюдь не входя в политические споры, распри и несогласия, проявлять в эпоху обоих революций истинное братское отношение к русскому народу: они много и плодотворно работали по призрению детей -- сирот, по устройству детских трудовых колоний, снабжали русских детей сухим молоком английского производства, тратили в России как денежные средства, так и личные силы, -- и перед такой формой взаимного международного общения можно только преклониться.

Англичане сказали, что они лично знают всех выдающихся вождей английского движения квакеров и передадут им, как высоко ценят их деятельность в России.

Беседа вообще носила очень серьезный характер и продолжалась около 3-х часов. По окончании ее, обе стороны обменялись выражениями благодарности за сообщенное друг другу, гостей попоили чайком без сахару и со ржаными сухариками, и они уехали. Все присутствовавшие провожали английских друзей за ворота дома. Прощание было так же сердечно, как и встреча.

Надо думать, что правдивая, об'ективная и внеполитическая оценка современной русской жизни единомышленниками Л. Н. Толстого имела известное значение для членов английской делегации.

==========

Вести пробуждения.

С. 1-е Грибоедово, Тамбовской губ., Моршан. у., Никольско-Мало-Ломовисской вол. Летом 1919 г. сюда прибыл член Московского О. И. С. Г. Умрихин, привезший с собою много брошюр Л. Н. Толстого и др. книжек. Книжки эти Умрихин давал крестьянам, беседуя затем с ними о прочитанном. В виду того, что идеи, излагавшиеся в книжках, находили себе все более и более сторонников среди населения, то в январе 1920 г. приступлено было к организации местного О-ва истинной свободы в память Л. Н. Толстого. Сначала образовало О-во лишь 9 человек. Постановлено было 3 раза в неделю устраивать чтения и собеседования, открытые для всех желающих. Затем на деревенском театре поставлены были пьесы: "Проезжий и крестьянин" Л. Н. Толстого, "От ней все качества" его же, "Порченный" Семенова. Перед спектаклем пьесы об'яснялись, а кроме того прочитывались лекции на темы: "О церкви" и "Об истинной свободе" (по конспектам лекций, изданным Московским О.И.С.). Далее, деятельность О-ва проявилась в чисто практическом направлении, а именно в сборе хлеба на голодающих. Предполагается устройство земледельческой коммуны, основанной на духе братства и любви. К сожалению, местная власть ставит препятствия к образованию такой коммуны.

К настоящему времени число членов Грибоедовского О.И.С. возросло с 9 человек до 82 человек.

Г. Звенигород, Москов. губ. За время марта и апреля месяцев с. г. в Звенигородском у. прочитан был ряд лекций о Толстом и о свободно-христианском мировоззрении членом О. И. С. Вас. Филип. Загорским. Не так давно В. Ф. Загор-

-- 24 --

ский был видным политическим деятелем. При Керенским он занимал пост комиссара Юго-Западного фронта и находился в постоянном личном общении с виднейшими деятелями первой революции. Загорский покинул политическую деятельность после того, как на фронте была введена смертная казнь, и он сам, старый и убежденный революционер, стал перед необходимостью подписать 8 смертных приговоров. Впоследствии он глубоко заинтересовался мировоззрением Л. Н. Толстого, в корне отрицавшим всю его прежнюю деятельность, и вступил членом в О.И.С. Не порывая с трудовым народом, В. Ф. Загорский теперь несет ему не проповедь мести и разрушения, а проповедь братства и любви.

Лекции Загорского состоялись в с. Успенском, дер. Молоденово, с. Назарьеве, с. Иславском, -- все Звенигородского у. В обмене мнениями принимали участие присутствующие крестьяне. Говорили о религии, о смысле жизни, о войне и пр. Однажды выступил священник, который признался, что он считает совершенно справедливыми упреки Загорского, обращенные к православный церкви за ее продажность и подслуживание интересам сильных мира сего, а также за сознательный обман простого народа разными темными суеверными учениями. Священник только обвинял прежнее правительство в том, что оно добилось рядом мер порабощения себе церкви. Как говорил Загорский друзьям, слушатели с жадностью впитывали речи о братстве, любви, взаимном снисхождении и о совершенствовании каждого человека. Иногда крестьяне плакали. "Никогда мне не случалось в прошлое время так трогать крестьян даже речами о земле и т. п., как трогались они, слушая то, что я теперь развивал им в своих речах", -- говорил лектор.

С. Китово, Нижегородской губ., Сергачского у. В начале апреля 5 местных граждан об'единились в группу, вынеся следующее постановление: "Видя в миру нависшее и не прекращающееся зло, губящее душу и тело, ненависть, вражду людей, удаляющихся от их благ мирной, любовной, братской жизни, -- мы, нижеподписавшиеся, собравшись в числе пяти человек, решили об'единиться в группу для совместного совершенствования наших душ, а отсюда: борьбы с соблазнами, разъединяющими и ведущими людей к ужасным духовным и телесным мучениям". Группа ставит своими целями: 1) Единение, основанное на любви, разуме и совести. 2) Распространение идей свободно-христианского мировоззрения, в духе Л. Н. Толстого. 3) Распространения идеи вегетарианства, воздержания от спиртных напитков и от курения табака, а также об'яснение другим людям вреда мясоедения, курения и пьянства дня души и для тела.

Мест. Круглое, Гомел. губ., Могилев, у. Духовная жизнь местечка очень оживилась с тех пор, как здесь поселились члены Московского О. И. С. И. О. Перпер (бывший редактор журнала "Вегетарианское Обозрение") и Эсфир Каплан. Как тот, так и другая вступили в теснейшие отношения с населением. С июня 1919 г. Перпер и Каплан прочли длинный ряд лекций в деревне на самые разнообразные темы, в связи с свободно-религиозным пониманием жизни. Так, И. О. Перпер прочел лекции: "Жизнь и учение Л. Н. Толстого", "Сущность земледелия и вегетарианство", "Огородничество и его значение", "Значение деятельности Кн-ва "Посредник" (по поводу 35-летнего юбилея), "Происхождение и значение книги" и др. Э. И. Каплан прочла лекции на темы: "В чем счастье?" (по Толстому), "О взаимопомощи", "Упрощение жизни с религиозно-нравственной, экономической и практической точки зрения", "О хлебном труде", "35-летие "Посредника" и его работники", "Л. Н. Толстой и дети" и др.

С января 1920 г. лекции Перпера и Каплан приняли систематический характер и происходили почти каждую субботу. Устраивались отдельные лекции и для учащихся местной школы II ступени имени Л. Н. Толстого. Все лекции неизменно сопровождались обменом мнений, а также ответами на вопросы слушателей, очень охотно посещавших все собрания. С наступлением летних работ лекции и собеседования временно прекратились.

Между прочим, Перпер и Каплан предоставили в распоряжение местных

-- 25 --

жителей свою маленькую домашнюю библиотеку. Больше всего требований заявляется на книги Толстого и, вообще, на религиозно-нравственную литературу.

С. Крутово, Владимир, губ., Ковров, у., Великовской вол. 21 марта здесь состоялось организационное собрание кружка крестьянской молодежи под названием "Кружок Истинной Свободы и Религии". После обмена мнений, собравшиеся поставили своей задачей следующее: 1) Не взирая ни на какие препятствия, итти по мере наших сил к истинному познанию добра и правды. 2) Разрушать всякую церковную, ложную веру и стараться проповедывать людям истинно-христианскую, основанную на началах любви и братства. 3) Искоренять всякие суеверия и предрассудки темных людей. 4) Вести разумную, воздержанную жизнь, дабы примером жизни заражать других окружающих. 5) При помощи проповеди, любви и терпения стараться всеми силами разрушать и ослаблять всякое насилие и зло, а потому и не принимать ни прямого, ни косвенного участия во всем; том, от чего происходит это зло. 6) Памятуя слова Христа: "любите друг друга" и "любите ваших врагов", мы "всепрощение" признаем выше всего, а потому всех лиц, кои насилуют других, мы не злодеями считаем, а лишь несчастными, заблужденными людьми, потерявшими высший дар -- разумения и божеской совести. -- Признавая все вышеизложенное за святое, важное дело и руководствуясь, в нашем познании учением Христа и Л. Н. Толстого, -- мы знаем наверно, что путь наш хотя и труден, но верен, и твердо убеждены в том, что только этот единственный путь приведет человечество к разумной сознательной жизни и даст людям наивысшее благо на земле.

Кружок избрал из своей среды председателя, его помощника и секретаря,

Г. Могилев, Гомел. губ. 28 и 30 января с. г. здесь были прочитаны, специально для уездных и городских учителей, две лекции приехавшим из м-ка Круглое И. О. Перпером на темы; "Жизнь и учение Л. Н. Толстого" и "Сущность земледелия и вегетарианство". Учительство с чрезвычайным интересом отнеслось к мнениям и мыслям лектора, остановившегося особенно подробно на педагогических взглядах Толстого. Лектор был буквально засыпан вопросами, на которые и давал посильные ответы.

Между прочим, одну лекцию о Л. Н. Толстом И. О. Перпер прочел в глухой деревушке Могилевского у. Ратча, где крестьяне ни разу не слыхали лекции, да еще на такую тему. Лекция прослушана была с большим интересом.

С. Молвитино, Костромской губ., Буйского у. При Молвитинской народной библиотеке учеником местной школы, библиотекарем П. Царевым устроены были чтения для местных жителей, при чем прочитаны были: "Бог", глава из "Пути Жизни" Л. Н. Толстого, и рассказ Толстого "Корней Васильев". После чтения состоялись общие беседы. Из Молвитина пишут по этому поводу: "Самые наши молвитинские плохого поведения люди и то вниматально слушали, и чтение многих заставило призадуматься". В школе, где занимается Царев, образовалась из шести ребят "дружеская семейка" "Дети Истины". Дети беседуют между собою о том, как лучше жить в мире, и начали даже издавать журнал под названием "Дедушка Лев". В добрый час, милые, маленькие братья, дети истины! Это много, много лучше, чем с папиросками в зубах расхаживать по улицам или одеваться в солдатское платье и затыкать револьвер за пояс, подсовываемый вам теми, кто не щадит детской души и не понимает, что именно дети-то ближе всех к добру и истине.

После Пасхи в Молвитине предполагалось открытие О. И. С. в память Л. Н. Толстого, "потому что велика у народа потребность и стремление познать истину и жить по учению Христа и Толстого". Но сведений об открытии мы пока еще не получили.

Г. Орехово-Зуево, Москов. губ. В воскресенье 25 апреля с. г. Орехово-Зуевское О. И. С. устроило диспут "толстовцев" с коммунистами (большевиками)" на тему: "С Богом или без Бога?" Диспут явился как бы отголоском московских религиозных диспутов, состоявшихся незадолго перед тем и привлекавших, гро-

-- 26 --

мадное количество народа. В защиту религиозного понимания жизни выступали приезжавшие из Москвы В. Ф. Булгаков и А. П. Сергеенко. Им возражали т. т. Королев, Клюев и Галкин. Рабочий театр был переполнен. Несмотря на то, что диспут продолжался, с небольшим перерывом, пять часов, -- публика с неослабным вниманием следила за прениями.

Дер. Семенково, Орловской губ., Костромского у., Козьмодем. вол. 25 февраля 1920 г. в дер. Семенково образовалось О-во истинной свободы в память Л. Н. Толстого. Его составил кружок в 6 человек. Мысль об образовании О-ва подал приехавший из Москвы и побывавший в тамошнем О-ве "евангельский христианин" Е. Егоров. У О-ва имеется небольшой запас свободно-религиозной литературы, которая с живым интересом читается крестьянами. Учредители О-ва пишут: "Голос великого старца, прозревшего сквозь тьму человеческих заблуждений тот единый свет, которым руководилось и должно руководиться человечество, читается и слышится среди братьев крестьян, жаждущих духовной пищи, ведущей к простой и любовной жизни".

Г. Смоленск. В конце 1919 г. К. А. Илькевич, при содействии О. И. С. на ст. Донец Смолен, губ., открыл в Смоленске Справочное Бюро и библиотеку-читальню О-ва. Когда среди посетителей библиотеки-читальни оказались люди, выражающие сочувствие идеям истинной свободы, то явилась необходимость в основании в Смоленске О.И.С., что и было сделано кружком единомышленников в начале с. г. Смоленское О-во приняло целиком устав Московского О.И.С. Сначала вся деятельность О-ва заключалась только в том, что функционировала маленькая библиотека О-ва, и с посетителями библиотеки велись беседы. Вначале апреля О-во обратилось к населению города Смоленска с следующим возванием: "О.И.С. обращается ко всем сочувствующим идеям истинного братства, равенства и свободы, выразителями которых являются Христос, Толстой и др. учителя человечества, с призывом войти в общение друг с другом для об'единения и полного обновления всей нашей жизни". После этого число посетителей библиотеки О-ва значительно увеличилось. Нашлись желающие образовать земледельческую общину. Некоторые оказались старыми вегетарианцами. Всех членов О-ва в настоящее время 25 человек, из них 16 -- проживающих в окрестностях города. Адрес О-ва: Интернациональная ул., д. 7.

==========


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: