Ко всем, идущим войной на Россию

От Коммуны "ТРЕЗВАЯ ЖИЗНЬ".

Много лет страдает уже Россия. Народ русский и другие, живущие с ним, народы изнурены долголетней войной и всяким нестроением, связанным с ней. В настоящее время Россия переживает еще более тяжелое время коренного переустройства своего быта, и на это нужны огромные силы.

-- 20 --

Прекращение войны совершилось по воле народа. Как только перестал он чувствовать на себе давление царского гнета, загнавшего его в траншеи на бойню, так он побросал оружие и вернулся домой. Заключение Брест-Литовского мира было только признанием стихийно совершившегося факта. Народ русский и стоящая у власти политическая партия не хотят войны. И вот, на наше великое горе, вы вновь нападаете на нас и принуждаете Россию браться за оружие и заводить снова всю ту адскую машину милитаризма, которую совесть народа разбила вдребезги.

Мы, пишущие вам это обращение, принадлежим к свободно-христианской коммуне "Трезвая Жизнь", тождественной духоборческой коммуне и исповедующей учение Христа в изложении Л. Н. Толстого.

Мы сами составляем часть рабочего народа. Мы знаем дух народный и знаем, что сознательная часть русского народа всеми силами противится войне. Наша религиозно-нравственная совесть запрещает нам употребление оружия против людей, братьев наших, внушает нам любовь к нашим врагам и в ужасе отступает перед тем учреждением, которое посылает людей на братоубийство. И вот, мы решили обратиться к вам, братья, умоляя вас вложить меч в ножны ваши и протянуть руку и братски пожать нашу, протянутую к вам.

Зачем ополчились вы на нас, что нужно вам от нас?

Среди вас есть русские люди. Зачем же идете вы на истребление и мучение таких же, как и вы, русских людей, желающих, как и вы, наверное, в глубине души своей, жить тихой, мирной и трудовой жизнью?

Между вами есть и чехо-словаки, родные нам по славянской крови, много веков стремящиеся к единению с русским народом. Зачем же обагряете вы руки ваши братской кровью?

Наконец, на бой с Россией идут европейские, американские, азиатские и африканские народы, и мы с болью в сердце спрашиваем вас:

Зачем нужна вам наша кровь, наши жизни, наши мучения?

Вы боитесь надвигающегося на вас коммунистического строя. Но знаете ли вы старую истину, что всякая идея от встречаемого ею сопротивления усиливается в своем напряжении? Дайте и этой идее право свободно развиться. Если новый строй расцветет и окрепнет, то никакая вооруженная сила не справится с ним. Дав ему эту свободу, вы избегнете безмерной траты собственных сил и испытаете на себе его благотворное влияние. Если же коммунистический строй представляет собою уродливое явление, то он не продержится долго и сойдет без пролития крови.

Одумайтесь, люди, ополчившиеся на Россию! Вы выставляете на своем знамени великие слова о справедливости и свободе. Загляните в глубь души своей, нет-ли в вас других побуждений, влекущих вас на кровавую расправу с жаждущим мира народом? Примите тогда наш братский совет. Постарайтесь уничтожить в себе этот повод и пойдемте рука об руку с нами по пути правды и истинной свободы. Россия обладает неисчеслимыми богатствами. Она поделится с вами своим достоянием. А вы принесете нам ваш долголетний опыт гражданской и технической жизни и свое просвещение.

Повидимому, вы сами уже стали сознавать великий грех и предчувствовать страшный ужас вашего похода против нас и нового пролития нашей крови, почему вы и сочли нужным обратиться к представителям России с предложением начать мирные переговоры.

Это показывает, что и ваша душа так же, как и наша, страдает от того братоубийства, которое вот уже столько лет совершается людьми и, главное, христианами, долженствующими любить, а не убивать своих врагов.

Давайте же думать и всячески заботиться не о продолжении, а о

-- 21 --

скорейшем прекращении этого позорящего всех нас и ни к чему хорошему не ведущего братоубийства.

Да наступит же, наконец, на всей нашей земле мир и благоденствие!

И да соединятся все народы в одно всемирное братство!

С таким же братским словом мы обратились и к вождям русской революции, призывая и их к прекращению вооруженной борьбы и к мирному строительству новой жизни.

Москва, Малая Бронная, 44. 15 Февраля 1919 года.

По уполномочию общего собрания коммуны "Трезвая Жизнь" подписались за нее следующие члены ее Совета:

Председатель Совета И. Колосков. Члены Совета: И. Филиппов, И. Трегубов, А. Пантелюшкин, К. Мартынов, А. Сидоров, С. Ширяев, Л. Артамонов. Секретарь Совета А. Андреев.

----------

Воззвание это было послано за-границу с П. И. Бирюковым, уехавшим в начале 1919 года в Швейцарию. Оно было доставлено в Москве и Советской власти вместе с другим воззванием, обращенным к Центральному Исполнительному Комитету Советов и Совету Народных Комиссаров, в котором излагалось отношение Общины "Трезвая Жизнь" к тому, что производилось Советской властью. На это последнее воззвание никакого ответа от Советской власти не последовало, оно было обойдено молчанием; по поводу же Воззвания к Союзникам Народный Комиссариат по Иностранным Делам прислал Общине "Трезвая Жизнь" следующее уведомление:

"Канцелярия Народного Комиссара по Иностранным Делам сообщает, что согласно распоряжения Народного Комиссара -- тов. Чичерина обращение коммуны "Трезвая Жизнь" "Ко всем идущим войной на Россию" было передано 15-го сего месяца (Марта) по беспроволочному телеграфу по-французски, по-немецки и по-английски во все радиостанции мира и всем, всем, всем".

Кроме того, "Воззвание к Союзникам" было широко распространено за-границей и Павлом Ивановичем Бирюковым. Оно было переведено на французский, немецкий и английский языки; напечатано в Женеве в газете "La Feuille", откуда его перепечатали многие европейские газеты. В своих многочисленных лекциях о России, читанных II. И. Бирюковым в Швейцарии, он всякий раз приводил это воззвание и судя по письмам, полученным им по поводу лекций его воззвание это вызывало большое к себе сочувствие.

Достигло воззвание и самого главного центра, к которому оно более всего относилось.

В Женеве в то время находился американец Херон (Herron). Он когда-то состоял близким другом Ернеста Крозби, известного писателя и единомышленника Льва Николаевича в Америке. Вместе с Крозби он устраивал в конце 90-х годов в Америке христианские земледельческие общины и издавал с ним журнал "Social Gospel". После того, мировоззрение его изменилось и он занимался литературно-политической деятельностью, находясь в дружеских отношениях с теперешним президентом Сев.-Амер. Соединенных Штатов Вильсоном и состоя одно время членом мирной конференции Союзников. Одушевленный желанием содействовать прекращению междоусобной войны в России, он выдвинул в конце 1918 г. проэкт особого совещания представителей всех существовавших в то время в России правительств: Советского, Колчаковского, Учредиловского, Кавказского и др., которые должны были с'ехаться на Принцевых Островах и прийти к какому-либо соглашению для прекращения взаимного истребления. Но когда французский премьер-министр Клемансо и другие заправилы европейской политики воспротивились этому совещанию, не желая входить в сношение с Советской властью, то Херон не счел для себя возможным оставаться долее в мирной конференции, вышел из нее и с того времени живет частным человеком в Швейцарии. Несмотря на это, он продолжает поддерживать дружескую переписку с Вильсоном и когда П. И Бирюков дал ему прочесть "Воззвание" общины "Трезвая Жизнь", то он, придав ему большое значение, сказал, что оно должно быть сейчас же доставлено Вильсону. На следующий же день был отправлен в Париж специальный курьер, который и доставил это воззвание президенту Вильсону, участвовавшего в заседаниях мирной Конференции. Через некоторое время Херон получил извещение от секретаря Вильсона, что Воззвание доложено президенту.

Имело-ли оно влияние и в какой мере на президента Вильсона, нам неизвестно. Вскоре после того союзники отказались от своего, предполагавшегося, чудовищного похода на Россию и вмешательства в русские дела.

==========

-- 22 --


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: